Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налоговые изменения: штрафы для налоговиков и привязка к евро

07.02.2018

(викладено мовою оригіналу)

Штрафы для фискалов, блокировка налоговых накладных и уплата налога — только после получения уведомления. Об этих и других новшествах в налоговом кодексе мы поговорили с эксперткой по вопросам налогообложения, юристкой Еленой Калининой.

С 2018 года ужесточилась финансовая ответственность налоговиков. За какие нарушения они теперь будут отвечать?

До 2018 года в Налоговом кодексе в принципе существовала норма, которая предусматривала ответственность должностных лиц фискальной службы за неправомерное начисление налога и применение штрафных санкций в отношении плательщика. Но механизма реализации этого принципа не было. Обычно в случае претензий со стороны налогоплательщика проводились внутриведомственные проверки, виновный сотрудник лишался премии или получал выговор, но не более того.

На сегодняшний день ответственность должностных лиц фискальной службы предусмотрена не только за неправомерное начисление налогов и применение штрафов. Налоговики будут отвечать перед плательщиком государственными деньгами за причиненный ущерб вследствие любых неправомерных действий или бездействия.

Опять-таки: механизма возмещения вреда плательщику нет. Но, учитывая, что уже сложилась положительная судебная практика, думаю, этот механизм и плательщики, и представители фискальной службы прекрасно понимают. Здесь будет важным правильно сформулировать и обосновать причинно-следственную связь между действиями/бездействием фискалов, и ущербом, который причинен плательщику. Например, вред деловой репутации плательщика может быть нанесен, если в акте налоговой проверки зафиксировано, что он сотрудничает с сомнительными контрагентами. Вследствие таких действий компании причинен вред в виде упущенной выгоды: не был заключен контракт на определенную сумму из-за указанной в акте проверки информации.

Теперь физические лица не несут ответственность за несвоевременную уплату налога на имущество, если вовремя не получили уведомление. Это позитивное изменение?

До недавнего времени у нас работал такой принцип. Например, ты являешься собственником земли или недвижимости. По идее, налоговая должна посчитать, какой налог ты обязан заплатить, затем ей нужно прислать налоговое уведомление до 1 июля, и только потом собственник платит налог. Часто происходили такие ситуации: налоговая отправляла уведомление, а плательщик уже давно не живет по этому адресу. Уведомление пролежало, налоговая насчитала штраф. И если этот человек захотел выехать за границу, — его не пускают, потому что, оказывается, у него задолженность.

Поэтому инициатива, согласно которой плательщик, не получивший до 1 июля уведомление, освобождается от ответственности, — безусловно, позитивна.

Крупными налогоплательщиками теперь считаются юридические лица с доходом в 50 миллионов евро и выше. Показатель привязан к евро, и это не кажется логичным, если учесть, что налоги платятся в гривне. Чего ожидать от этой новой нормы?

Здесь сложностей не должно быть. Привязку к евро установили, чтобы не менять каждый год стоимостный критерий по доходам и уплаченным налогам для определения: подпадает плательщик в категорию крупных или нет. Это упрощает жизнь самим налогоплательщикам. Они смогут самостоятельно регулировать объемы реализации, учитывая средневзвешенный курс евро по данным НБУ.

Более того, раньше привязка была к гривне, и из-за колебания курса валют юридическое лицо могло в один год попадать под критерии большого плательщика, а в другой год — нет. В итоге такой плательщик ежегодно менял место основного учета в налоговой, что неудобно ни самому предпринимателю, ни ГФС. Что касается привязки именно к валюте «евро» — скорее всего, на это повлияло стремление Украины войти в Евросоюз.

Блокировка налоговых накладных. Как это работает?

Это автоматический механизм, который выявляет схемы незаконного получения возмещения НДС. Раньше было как? Чем больше предприятие купило, то есть получило входящего налогового кредита, тем меньше оно платило государству. За счет входящего налогового кредита организация перекрывала текущие обязательства. К примеру, фирма продала товар на 200 тысяч гривен, а налоговый кредит у нее 400 тысяч: значит, она вообще не заплатит НДС по окончании учетного периода.

Некоторые предприятия просто «рисовали» на бумаге поставку товаров или услуг, и таким образом накапливали налоговый кредит. Чтобы выявлять подобные махинации, фискалы придумали механизм, который в автоматическом режиме сразу выявляет рисковую операцию.

Сегодня система блокировки налоговых накладных позволяет контролировать предприятия в автоматическом режиме. К примеру, фирма, занимающаяся поставкой молока, не может продавать шариковые ручки.

Основные маркеры анализа информации — коды товаров, налоговая нагрузка и наличие у предприятия резких скачков в поставках. Система позволяет еще на стадии предпродажи проконтролировать любую сделку. Если система выявляет рисковую операцию, она приостанавливает регистрацию налоговой накладной, и плательщик должен направить подтверждающие документы на рассмотрение в налоговую.

Зарегистрированная налоговая накладная является безусловным правом покупателя на налоговый кредит.

Кого касается блокировка налоговых накладных?

Прежде всего это касается предприятий-производителей. Принцип работы системы в том, что предприятию-продавцу нужно доказать покупку сырья, из которого произведен конечный продукт для продажи. Закупается сырье с одним кодом, а на выходе продается товар с другим кодом: получается несостыковка. Эта проблема — главная, потому что не видно входящего и исходящего товарооборота. Предприятия, перепродающие товар с наценкой, подобных затруднений иметь не должны.

Если у предпринимателей возникают проблемы там, где их, по идее, не должно быть, — значит, система не до конца продумана?

Система должна быть доработана в плане критериев: какие именно предприятия должны попадать под мониторинг. У нас пока они очень обобщенные. Я считаю, что эту систему нужно поделить по отраслям: для услугового бизнеса, для сельскохозяйственного.

Какие сейчас существуют критерии?

После того, как налоговую накладную подали на регистрацию, она проходит два этапа проверки. Сначала — предварительный мониторинг: проверяется, какая сумма НДС указана, уточняются данные директора фирмы (главный критерий — чтобы он не был руководителем одновременно четырех предприятий). Выясняется налоговая нагрузка: сколько предприятие заплатило налогов и сколько реализовало продукции. Если накладная успешно прошла такую проверку, она регистрируется, если нет — направляется на дополнительный мониторинг.

Источник: https://nakipelo.ua/nalogovye-izmenen...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
15.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности Будет ли 15 июля выходным днем Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 28.05.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
17.07.2025
Нужно ли регистрировать в Госреестре право собственности на имущество, приобретенное до 2013 года
С 1 января 2013 года в Украине заработал Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (ГРВП). Он заменил собой предыдущие реестры прав на недвижимость (Реестр прав собственности на недвижимое имущество и бумажные регистровые книги и регистрационные дела БТИ). Чтобы полноценно пользоват...
16.07.2025
Бизнес и представители Правительства подписали Хартию устойчивости человеческого капитала
Подписана Хартия устойчивости человеческого капитала (HCR) – это флагманская инициатива, призванная объединить бизнес, правительство, гражданское общество и международных партнеров вокруг восстановления и поддержки человеческого капитала в Украине. Во время Ukraine Recovery Conference 2025 в Р...
15.07.2025
Судебная процедура ликвидации банкрота
Рассмотрим, что такое банкротство, как должник признается банкротом, как открывается ликвидационная процедура и т. д. Признание должника банкротом – не только правовой статус, но и старт сложного процесса ликвидации. Ключевую роль в этом процессе играет ликвидатор, выбранный из числа арбитражн...
Лучшие материалы