Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли директору не начислять и не выплачивать заработную плату в случае сложной ситуации в бизнесе?

27.10.2016

Нередки случаи, когда субъекты хозяйствования вынуждены сокращать свою деятельность вплоть до ее прекращения. Если на предприятии остался один директор, который является наемным работником, можно ли не начислять и не выплачивать ему заработную плату?

Сразу ответим: избежать выплаты зарплаты и уплаты налогов не удастся.

Если собственник или уполномоченный им орган нанимает руководителя предприятия, с ним заключается договор (контракт) (ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины, далее − ХКУ).

Трудовым договором называют соглашение между работником и собственником предприятия, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, а собственник предприятия − выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (ч. 1 ст. 21 Кодекса законов о труде Украины, далее − КЗоТ).

Напоминаем, что в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР (далее − Закон № 108) заработная плата − это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

При этом наемному работнику не могут выплачивать зарплату ниже минимального размера (ст. 95 КЗоТ, ст. 3 Закона № 108). Так, директору предприятия также должны выплачивать зарплату, причем не меньше минимальной. Отказаться от заработной платы директор не может. Это будет рассматриваться как нарушение законодательства о труде. Об этом, в частности, отмечают специалисты Главного управления ГФС в Закарпатской области в консультации «Как начисляется ЕСВ на заработную плату директора» от 12.03.2016 г.

Если же директор, который является учредителем предприятия, увольняется с должности, и, соответственно, больше не находится в трудовых отношениях с предприятием, то он не должен начислять себе зарплату. Отчет по единому социальному взносу (далее − ЕСВ) в налоговую также не предоставляется (п. 11 р. II Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина Украины от 14.04.2015 г. № 435, р. 301.06 ЗИР). Об этом также отметили налоговики в приведенной выше консультации. Налог на доходы физических лиц (далее − НДФЛ) и военный сбор уплачивается, а форма № 1ДФ предоставляется также только в случае начисления (выплаты) зарплаты в отчетном периоде (пп. «б» п. 176.2 Налогового кодекса Украины, далее − НКУ).

Поэтому платить налоги с зарплаты и отчитываться по ним также не придется.

Финансовая и налоговая отчетность все равно подается независимо от того, осуществляется ли налогоплательщиком хозяйственная деятельность в отчетном периоде (п. 49.2 1 НКУ, П(С)БУ 25). Эту отчетность вправе предоставлять учредитель (ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV).

Возложение на основателя обязанности директора возможно на основании ч. 2 ст. 65 ХКУ, согласно которой владелец предприятия может осуществить свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами. Об этом также говорится и в письме Министерства юстиции Украины «О предоставлении разъяснений некоторых норм законодательства Украины» от 20.09.13 г. № 533-0-2-13/6.1. Оформляют возложение обязанностей протоколом общего собрания (или решением учредителя). В решении необходимо четко прописать, что такие обязанности возлагаются на основателя временно, и он не становится директором, а лишь получает право совершать действия от имени юрлица без доверенности.

О полномочиях основателя исполнять обязанности директора следует также сообщить госрегистратору (подать регистрационную карточку о внесении изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц − предпринимателей) и в налоговую (внести изменения в справку о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4-ООП).

Как минимизировать расходы на оплату труда директора, который не является учредителем?

Можно установить директору режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неделю). В таком случае заработная плата будет выплачиваться за фактически отработанное время и может быть меньше минимальной.

Впрочем, с сумм выплаченной директору заработной платы нужно уплатить НДФЛ, военный сбор и начислить ЕСВ.

Причем, если НДФЛ и военный сбор уплачиваются из фактически начисленной заработной платы работника, то ЕСВ придется начислять исходя из минимальной зарплаты без учета того факта, что работник работал неполный рабочий день (ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, далее − Закон о ЕСВ).

Кроме того, за уплаченные суммы налогов надо отчитаться, подав Отчет по ЕСВ и форму № 1ДФ.

Если директор предприятия работает по совместительству, то к такому наемному лицу не применяется норма ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ по начислению заработной платы в размере не меньше минимальной.

Таким образом, предприятие может минимизировать свои расходы на зарплату директора путем оформления его на работу по совместительству. В таком случае зарплату ему будут выплачивать за фактически выполненную работу. А налоги будут платить именно из фактически начисленных сумм зарплаты.

Источник: http://devisu.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Какую информацию обязаны подавать критически важные предприятия в ПФУ Обнародован проект изменений к НП(С)БУ 12 До 20 июня предприятия должны предоставить в ТЦК информацию о наличии транспортных средств Изменение правил приостановления трудовых договоров в...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
20.06.2025
89 % общественных организаций не сдали годовую финансовую отчетность за 2024 год
Этот тренд начался задолго до полномасштабной. Среди областей, не оккупированных или на которых не ведутся боевые действия, от отчетности уклоняются чаще всего в Киевской и Черновицкой областях. Больше по теме: Пассивные доходы общественных организаций и налоги 92 189 общественных организаций (ОО) ...
20.06.2025
Сообщить о ходе строительства можно будет в приложении «Дія»
Вскоре сообщить о начале и завершении строительства можно будет через приложение «Дія». Правительство приняло соответствующее постановление. Это еще один шаг к прозрачности и оптимизации сферы градостроительства и строительства.  В приложении «Дія» процедура упрощена. В...
19.06.2025
Проверка обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности
По результатам проверок предотвращено осуществление страховых выплат по необоснованно выданным и продленным листкам нетрудоспособности на общую сумму 46,7 тыс. грн и возмещены заведениями здравоохранения неправомерно выплаченные страховые средства на сумму 59,5 тыс. грн. Больше по теме: Больничный ...
Лучшие материалы