Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Кто должен отвечать за перегруз на дороге

08.12.2016

Почему за нарушение норм и разрушение дорог ответственность в Украине несет только автоперевозчик?

Борьба с перегрузом на украинских дорогах продолжает усиливаться. Так, Министерство инфраструктуры обещает купить 78 новых габаритно-весовых комплексов, которые поставят на трассах уже в следующем году. При этом на уровне законодательства есть определенные нестыковки, которые порождают сложности при определении виновных за перегруз на дорогах.

Участники перевозки груза – это грузовладелец, перевозчик, водитель, грузополучатель, а в отдельных случаях – еще и экспедитор. И мы во «Всеукраинской ассоциации перевозчиков тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами»: почему же за нарушение норм и разрушение дорог ответственность в Украине несет только автоперевозчик? Который может даже не знать, что в кузов машины загрузили зерна больше, чем указано в документах. Ведь в большинстве случаев груз размещает грузовладелец или уполномоченное им лицо.

Нам нужно менять украинское законодательство и возлагать ответственность за превышение габаритно-весовых норм как на автомобильного перевозчика, так и на грузовладельца (уполномоченное им лицо) и грузоотправителя.

Прохождение габаритно-весового контроля транспортными средствами регулируется Законами Украины "Об автомобильном транспорте" и "О дорожном движении". А также Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 No 1306 и Постановлением Кабмина от 27 июня 2007 No 879 "О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования".

Согласно ПДД, нарушением является превышение на дороге 40 тонн фактической массы (для контейнеровозов – свыше 44 тонн, на установленных Укравтодором и ГАИ для них маршрутах – до 46 тонн). Допустимая нагрузка на одиночную ось – 11 тонн (для автобусов, троллейбусов – 11,5 тонн), на сдвоенные оси – 16 тонн, строенные – 22 тонны. Для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось – 11 тонн, сдвоенные оси – 18 тонн, строенные – 24 тонны.

За тем, чтобы перегруженные машины не разрушали дороги общего пользования, следит Укртрансбезопасность. Она же начисляет во время этого контроля плату за проезд транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.

Сегодня ответственность за осуществление перевозок грузов сверх разрешенных нормативов государство возлагает на перевозчика, которому в таком случае и начисляется плата. При перевесе до 10% штраф удваивается, на 10-40% – утраивается, более чем на 40% – увеличивается в пять раз. Оплатить штраф перевозчик обязан в течение 30 календарных дней с момента ее определения и сообщить об этом соответствующий территориальный орган Укртрансбезопасности.

При этом отвечает за превышение разрешенных нормативов перевозчик, если их выявили во время контроля на специально обустроенной площадке для размещения стационарных или передвижных пунктов габаритно-весового контроля. А контроль этот, согласно постановлению Кабмина от 27 июня 2007 No 879 "О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования", проходит водитель. Если же он отказывается, должностные лица и/или работники Укртрансбезопасности или ее территориальные органы составляют акт по форме, утвержденной МИУ. И оперативно уведомляет соответствующее подразделение МВД, которое обеспечивает безопасность дорожного движения.

Выходит, если водитель от прохождения контроля отказывается, акт составляют, а ответственность автоперевозчика за перевозку сверх разрешенных нормативов в таком случае не наступит. Уже есть судебные прецеденты, когда перевозчики в судах доказывали, что штраф им выписали незаконно.

Солидарную административную ответственность для всех участников автоперевозок предусматривал законопроект No 4660 "О внесении изменений в Закон Украины" Об автомобильном транспорте " (относительно соблюдения весовых или габаритных норм и/или условий, определенных в разрешении на участие в дорожном движении)". Он был зарегистрирован 13 мая 2016 г. Ответственность за нарушение транспортным средством установленных законодательством весовых и/или габаритных норм ложилась как на автоперевозчика, так и на водителя, как НА грузоотправителя (коммерческого посредника, брокера, экспедитора), так и на грузовладельца. И за отказ от прохождения габаритно-весового контроля водителю уже грозили бы существенные штрафы (до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан). Штрафовать также предлагалось за блокировку работы габаритно-весового комплекса и/или самовольное покидание места проведения контроля.

Но отправителем может быть не непосредственно грузовладелец, а коммерческий посредник, брокер, экспедитор и тому подобное. В законопроекте же не дали четкого определения, кто может быть лицом, уполномоченным грузоотправителем. А к водителям транспортного средства предложили применять административно хозяйственные штрафы. Что невозможно, поскольку такой вид штрафных санкций может применяться только к субъектам хозяйствованной деятельности. Из-за этих норм возникли бы проблемы при практическом применении санкций за нарушение грузовладельцем (уполномоченным им лицом) весовых или габаритных норм.

Недавно Верховная Рада Украины рассмотрела пакет инфраструктурных законопроектов, среди них – и этот законопроект. 

Депутаты не поддержали его и не приняли изменения по поводу солидарной ответственности участников грузоперевозок. Так что пока в законодательстве остаются все те же нестыковки, которые позволяют недобросовестному перевозчику избежать оплаты штрафа.

Источник: http://ports.com.ua/opinions/kto-dolz...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
17.09.2025
Когда стороны колдоговора обязаны начать переговоры по возобновлению действия остановленных положений
Профсоюзам и работодателям следует своевременно инициировать переговоры и фиксировать достигнутые договоренности. Больше по теме: Отпуска, праздничные и выходные дни в военный период: что прописать в коллективном договоре Извлечение из коллективного договора, в котором предусмотрено установление г...
17.09.2025
Внешняя торговля Украины за январь – июль 2025 года
За январь – июль 2025 года экспорт товаров составил 23 309,7 млн долл. США, или 96,5 % по сравнению с январем – июлем 2024 года, импорт – 45 935,7 млн долл. США или 116,9 %. За январь – июль 2025 года экспорт товаров составил 23 309,7 млн долл. США, или 96,5 % по сравнению с ...
17.09.2025
В проекте Бюджета-2026 есть ряд серьезных недостатков: Гетманцев
В проекте Бюджета-2026 есть ряд положительных вещей, но есть и серьезные недостатки. О чем именно идет речь – смотрите ниже. Больше по теме: По условиям гранта предприниматель должен трудоустроить работников: как это отразить в налоговом расчете по НДФЛ и ЕСВ? Бюджетные гранты: как применять...
Лучшие материалы