Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Кто должен отвечать за перегруз на дороге

08.12.2016

Почему за нарушение норм и разрушение дорог ответственность в Украине несет только автоперевозчик?

Борьба с перегрузом на украинских дорогах продолжает усиливаться. Так, Министерство инфраструктуры обещает купить 78 новых габаритно-весовых комплексов, которые поставят на трассах уже в следующем году. При этом на уровне законодательства есть определенные нестыковки, которые порождают сложности при определении виновных за перегруз на дорогах.

Участники перевозки груза – это грузовладелец, перевозчик, водитель, грузополучатель, а в отдельных случаях – еще и экспедитор. И мы во «Всеукраинской ассоциации перевозчиков тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами»: почему же за нарушение норм и разрушение дорог ответственность в Украине несет только автоперевозчик? Который может даже не знать, что в кузов машины загрузили зерна больше, чем указано в документах. Ведь в большинстве случаев груз размещает грузовладелец или уполномоченное им лицо.

Нам нужно менять украинское законодательство и возлагать ответственность за превышение габаритно-весовых норм как на автомобильного перевозчика, так и на грузовладельца (уполномоченное им лицо) и грузоотправителя.

Прохождение габаритно-весового контроля транспортными средствами регулируется Законами Украины "Об автомобильном транспорте" и "О дорожном движении". А также Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 No 1306 и Постановлением Кабмина от 27 июня 2007 No 879 "О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования".

Согласно ПДД, нарушением является превышение на дороге 40 тонн фактической массы (для контейнеровозов – свыше 44 тонн, на установленных Укравтодором и ГАИ для них маршрутах – до 46 тонн). Допустимая нагрузка на одиночную ось – 11 тонн (для автобусов, троллейбусов – 11,5 тонн), на сдвоенные оси – 16 тонн, строенные – 22 тонны. Для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось – 11 тонн, сдвоенные оси – 18 тонн, строенные – 24 тонны.

За тем, чтобы перегруженные машины не разрушали дороги общего пользования, следит Укртрансбезопасность. Она же начисляет во время этого контроля плату за проезд транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.

Сегодня ответственность за осуществление перевозок грузов сверх разрешенных нормативов государство возлагает на перевозчика, которому в таком случае и начисляется плата. При перевесе до 10% штраф удваивается, на 10-40% – утраивается, более чем на 40% – увеличивается в пять раз. Оплатить штраф перевозчик обязан в течение 30 календарных дней с момента ее определения и сообщить об этом соответствующий территориальный орган Укртрансбезопасности.

При этом отвечает за превышение разрешенных нормативов перевозчик, если их выявили во время контроля на специально обустроенной площадке для размещения стационарных или передвижных пунктов габаритно-весового контроля. А контроль этот, согласно постановлению Кабмина от 27 июня 2007 No 879 "О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования", проходит водитель. Если же он отказывается, должностные лица и/или работники Укртрансбезопасности или ее территориальные органы составляют акт по форме, утвержденной МИУ. И оперативно уведомляет соответствующее подразделение МВД, которое обеспечивает безопасность дорожного движения.

Выходит, если водитель от прохождения контроля отказывается, акт составляют, а ответственность автоперевозчика за перевозку сверх разрешенных нормативов в таком случае не наступит. Уже есть судебные прецеденты, когда перевозчики в судах доказывали, что штраф им выписали незаконно.

Солидарную административную ответственность для всех участников автоперевозок предусматривал законопроект No 4660 "О внесении изменений в Закон Украины" Об автомобильном транспорте " (относительно соблюдения весовых или габаритных норм и/или условий, определенных в разрешении на участие в дорожном движении)". Он был зарегистрирован 13 мая 2016 г. Ответственность за нарушение транспортным средством установленных законодательством весовых и/или габаритных норм ложилась как на автоперевозчика, так и на водителя, как НА грузоотправителя (коммерческого посредника, брокера, экспедитора), так и на грузовладельца. И за отказ от прохождения габаритно-весового контроля водителю уже грозили бы существенные штрафы (до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан). Штрафовать также предлагалось за блокировку работы габаритно-весового комплекса и/или самовольное покидание места проведения контроля.

Но отправителем может быть не непосредственно грузовладелец, а коммерческий посредник, брокер, экспедитор и тому подобное. В законопроекте же не дали четкого определения, кто может быть лицом, уполномоченным грузоотправителем. А к водителям транспортного средства предложили применять административно хозяйственные штрафы. Что невозможно, поскольку такой вид штрафных санкций может применяться только к субъектам хозяйствованной деятельности. Из-за этих норм возникли бы проблемы при практическом применении санкций за нарушение грузовладельцем (уполномоченным им лицом) весовых или габаритных норм.

Недавно Верховная Рада Украины рассмотрела пакет инфраструктурных законопроектов, среди них – и этот законопроект. 

Депутаты не поддержали его и не приняли изменения по поводу солидарной ответственности участников грузоперевозок. Так что пока в законодательстве остаются все те же нестыковки, которые позволяют недобросовестному перевозчику избежать оплаты штрафа.

Источник: http://ports.com.ua/opinions/kto-dolz...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
01.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 16.06.2025) Денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска В Резерв+ появятся новые возможности получить автоматическую отсрочку Правительство утвердило изменения к...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
04.07.2025
Когда работник может потребовать введения для него дистанционной работы
Работник может потребовать от работодателя временный, сроком до двух месяцев, перевод на дистанционную работу, если на рабочем месте в отношении него были совершены действия, содержащие признаки дискриминации. Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы Может ли работник ...
04.07.2025
Государственное агентство по управлению резервами Украины начинает деятельность
Правительство дало «зеленый свет» началу деятельности Государственного агентства по управлению резервами Украины (ГАУР) как центрального органа исполнительной власти.  Его деятельность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Первого вице-премьер-министра &nd...
04.07.2025
Судебная процедура санации должника: что это и как происходит
Когда предприятие не справляется с финансовыми обязательствами – это еще не приговор. Законом предусмотрен реальный инструмент для сохранения бизнеса – санация. Больше по теме: Ликвидация в связи с банкротством: правовые аспекты Когда предприятие не справляется с финансовыми обязательст...
Лучшие материалы