Когда банки могут блокировать операции клиентов
Такое возможно, если банк признает ту или иную финансовую операцию подозрительной.
В некоторых случаях банки могут блокировать платежи клиентов, требуя при этом дополнительных документов по финансовой операции и объясняя это требованиями системы финансового мониторинга.
Почему так происходит
Подобные случаи, когда банк признает ту или иную финансовую операцию подозрительной.
Законодательно установленные правила финмониторинга требуют от банков дополнительно анализировать такие операции, чтобы противодействовать возможному отмыванию и легализации средств, полученных преступным путем.
Чтобы реже попадать под прицел финмониторинга, надо ориентироваться в том, как работает система финансового мониторинга и требования она предъявляет к субъектам хозяйствования и обычных граждан.
Что такое финмониторинге
Финансовый мониторинг - это государственная система противодействия отмыванию и легализации средств, полученных преступным путем.
То есть это проверка субъектами первичного финансового мониторинга (банками, ломбардами, кредитными союзами, страховыми компаниями, адвокатами, нотариусами, риелторами, бухгалтерами, аудиторами, налоговыми консультантами, организаторами азартных игр и другими банками) того, законная финансовая операция.
Цель таких проверок - найти сомнительные переводы средств и выявить неплательщиков налогов, а также не допустить отмывания денег и финансирования терроризма.
Под прицел субъектов первичного финансового мониторинга попадают операции клиентов, которые являются сложными, необычно большими или проведенными необычным способом. Или же операции, которые не имеют очевидной экономической или законной цели.
Об операции информируют Госфинмониторинг
Субъекты первичного финансового мониторинга обязаны информировать Госфинмониторинг обо всех операциях большие 400 000 грн (до апреля этого года действовал соответствующий порог 150 000 грн).
Если физическое лицо или предприятие из года в год ведут одну и ту же деятельность, осуществляют понятны и предсказуемы транзакции, а банк или бухгалтер понимают эту деятельность, имеют всю необходимую информацию о клиенте, то не надо каждый раз доказывать целесообразность транзакции, даже если она превышает 400 000 грн.
Правила работы субъектов первичного финансового мониторинга
Субъектам первичного финансового мониторинга запрещено раскрывать подробности процедур финансового мониторинга, чтобы клиенты не могли под них подстроиться.
Клиент может проводить любые операции, но субъект первичного финансового мониторинга не должен пропустить сомнительные операции, операции, связанные с торговлей наркотиками, терроризмом, криминалом и не допустить операции там, где он не понимает источник происхождения средств.
Субъект первичного финансового мониторинга должен знать своего клиента. Обычно субъект первичного финансового мониторинга всегда предлагает клиенту заполнить анкету, в которой указываются источники дохода и происхождение средств.
Если субъект первичного финансового мониторинга выявит подозрительную операцию - он останавливает и сообщает об этом Госфинмониторинг. Такая остановка длится два дня. Затем Госфинмониторинг при наличии оснований продолжает остановку на 7 дней и сообщает правоохранительные органы. Далее идет аналитическая работа и проверка клиента. При необходимости у клиента могут потребовать дополнительные документы. В течение 30 дней должно быть принято решение или о продлении блокировки, или о возможности совершения сделки.
Какие документы могут требовать
Если операция клиента признается подозрительной, от него могут потребовать документы, которые помогут ответить на два вопроса.
Первое - кто делает платеж и в пользу кого, чтобы исключить операции в пользу террористов и лиц, находящихся под санкциями. В качестве подтверждения могут требовать паспорта, идентификационные коды, другие документы.
Второй вопрос - это суть операции. Нужно понять, за что перечисляются деньги.
Субъект первичного финансового мониторинга должен убедиться, что это не легализация, не коррупция либо не обналичивание средств.
Роль Министерства финансов
Минфин формирует государственную политику в сфере финансового мониторинга (разрабатывает и сопровождает все важнейшие проекты нормативно-правовых актов, необходимых для реализации законодательства в этой сфере).
Он также осуществляет государственный надзор в сфере финансового мониторинга о таких субъектов первичного финансового мониторинга: аудиторских фирм, бухгалтеров, налоговых консультантов, риэлторов, операторов лотерей, налоговых консультантов, игорных заведений казино (казино в сети интернет), букмекерских компаний, залов игровых автоматов, покера в сети интернет.
mof.gov.ua
Комментарии к материалу