Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какой будет инфляция по итогам 2025 года – отчет НБУ

Аналитика
28.04.2025

По обновленному прогнозу НБУ, в ближайшие месяцы инфляция будет расти, но уже летом начнет снижаться. В конце 2025 года она замедлится до 8,7 %, а в 2026 году вернется к цели НБУ 5 %. Рост реального ВВП незначительно ускорится по сравнению с предыдущим годом – до 3,1 % в 2025 году. В последующие годы экономика будет расти на 3,7–3,9 % в год.

Базовый сценарий прогноза НБУ построен на предположениях о сохранении достаточных объемов международного финансирования и постепенной нормализации условий функционирования экономики, что, в частности, будет способствовать частичному возвращению вынужденных мигрантов и росту инвестиций в последующие годы. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за апрель 2025 года.

Инфляционный импульс постепенно иссякает, инфляция начнет снижаться летом

В ближайшие месяцы инфляция в годовом измерении будет умеренно расти из-за низкой базы сравнения прошлого года. В то же время инфляционный импульс уже почти иссяк, о чем свидетельствует замедление квартальных приростов базового индекса потребительских цен и цен на сырые продовольственные товары.

Ожидается, что летом темпы роста цен в годовом исчислении начнут снижаться на широкий спектр товаров и услуг. Благодаря мерам монетарной политики НБУ, поступлению на рынки новых более высоких урожаев, улучшению ситуации в энергетике, а также умеренному ценовому давлению со стороны стран – основных торговых партнеров Украины (стран – ОТП), инфляция в 2025 году замедлится до 8,7 %, а в 2026 году – к цели 5 %. В дальнейшем она будет удерживаться около целевого уровня.

НБУ будет сохранять учетную ставку на уровне 15,5 % и перейдет к смягчению политики только после прохождения пика ценового всплеска и снижения риска закрепления инфляции на двузначном уровне

Повышение учетной ставки и изменение параметров операционного дизайна процентной политики привели к росту ставок по срочным гривневым инструментам и усилению защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценивания. В результате, спрос на гривневые инструменты повысился, что ограничило спрос на иностранную валюту со стороны населения. Взвешенная монетарная политика позволит закрепить эти положительные тенденции. НБУ ожидает, что принятых мер вместе с усилиями для поддержания устойчивости валютного рынка должно быть достаточно для слома инфляционного тренда в ближайшие месяцы и постепенного снижения инфляции до 5 % на горизонте политики.

Ослабление ценового давления позволит НБУ вернуться к циклу смягчения процентной политики. Согласно текущему макропрогнозу учетная ставка в IV квартале 2025 года снизится до 14 % (в среднем за квартал). В то же время, учитывая значительный уровень неопределенности, который в последние месяцы только усилился, НБУ будет гибко реагировать на изменения в балансе рисков для ценовой динамики и инфляционных ожиданий. В случае усиления риска закрепления инфляции на двузначном уровне, НБУ будет удерживать учетную ставку на текущем уровне дольше, чем предполагается обновленным макропрогнозом, и будет готов принять дополнительные меры.

В 2025–2027 годах экономика будет расти темпами 3–4 % в год, ускорить восстановление могут масштабные инвестиционные программы и ускоренное возвращение мигрантов

Ожидаемое наращивание урожаев, уменьшение дефицита электроэнергии, значительные оборонные заказы, а также инвестиции в восстановление и устойчивое потребление будут поддерживать восстановление экономики. Тем не менее, темпы роста ВВП будут ограниченными (3,1 % в 2025 году по сравнению с 2,9 % в прошлом году) из-за дефицита рабочей силы, повреждения газовой инфраструктуры и охлаждения внешнего спроса на фоне торгового противостояния в мире.

В 2026–2027 годах экономика будет расти на 3,7–3,9 % в год на фоне увеличения инвестиций в отстраивание, восстановление производства и инфраструктуры и устойчивого потребительского спроса. По мере снижения рисков безопасности и нормализации условий функционирования экономики частные инвестиции будут расти и компенсировать постепенное сокращение экономических стимулов со стороны государства.

В настоящее время ВВП Украины близок к своему потенциальному уровню, а перспективы ускорения экономического роста будут зависеть прежде всего от наращивания факторов производства, в частности, масштабов инвестиций в основной капитал и в производительность, а также от дальнейшего развития миграционных тенденций.

Восстановление экономики в условиях диспропорций на рынке труда будет поддерживать рост занятости и заработных плат

Проблема нехватки работников хоть и смягчилась на фоне усилий предпринимателей по привлечению к рынку труда лиц, которые ранее были менее представлены на нем (студентов, людей пожилого возраста, ветеранов, людей с инвалидностью), но остается актуальной. Несоответствие между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы в условиях восстановления экономики будут обусловлены дальнейшим повышением реальных зарплат (на 3–4 % в год в 2025–2027 годах).

Увеличение спроса на работников по мере восстановления экономики будет способствовать постепенному сокращению безработицы (до 10 % в 2027 году). Однако этот процесс будет сдержан вследствие все еще значительных диспропорций на рынке труда, в том числе из-за обусловленных войной изменений в структуре экономики, а также неравномерного восстановления экономики по регионам и отраслям.

Международная помощь и внутренние долговые привлечения будут поддерживать финансирование дефицита бюджета из неэмиссионных источников

В этом году Украина получит от международных партнеров большие, чем ожидалось ранее, объемы финансирования (55 млрд долл. США). Их должно быть достаточно как для финансирования дефицита бюджета нынешнего года, так и для формирования буфера прочности государственных финансов на следующий год, когда объемы внешней помощи начнут, вероятно, снижаться. Кроме того, дефицит сводного бюджета без учета грантов в доходах будет постепенно сужаться на прогнозном горизонте (с 19 % ВВП в 2025 году до 7 % ВВП в 2027 году) благодаря укреплению внутренней ресурсной базы на фоне восстановления экономики.

Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в апрельском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем:

  • точность макроэкономических прогнозов.

НБУ регулярно публикует макроэкономический прогноз, который является основой для принятия решений по монетарной политике. Такая прозрачность процесса принятия решений способствует построению доверия к ним. Для этого в прогнозах важно избегать систематических ошибок в одну сторону и учитывать взаимосвязи между всеми секторами экономики. Кроме того, прогнозы должны быть относительно точными, то есть в среднем быть на уровне или лучше прогнозов других организаций.

НБУ регулярно проводит оценку точности своих прогнозов, сравнивая их с точностью оценок других организаций по четырем ключевым показателям: инфляция, ВВП, сальдо текущего счета и учетная ставка. Это важный инструмент подотчетности и усовершенствования методов прогнозирования.

Как свидетельствует проведенная оценка, в целом точность прогнозов НБУ на протяжении 2019–2024 годов была выше среднего уровня среди всех оцениваемых организаций, а по некорректируемым на продолжительность периода прогнозирования оценкам – одной из лучших по всем показателям. Прогнозы НБУ также не имели четкой систематической смещенности в одну сторону, несмотря на масштабы неопределенности и новые шоки в условиях войны;

  • тарифная политика США – carpe diem (пользуйся моментом).

Повышение тарифов со стороны США за предыдущие месяцы касалось как ближайших торговых партнеров – Канады и Мексики, так и стран, с которыми США имели профицит торговли. Это в какой-то степени наделяет тарифную политику свойствами переговорного инструмента. В то же время Украина благодаря дефициту торговли с США получила самую низкую пошлину – 10 %. Это создает определенные конкурентные преимущества в традиционных категориях экспорта, в том числе продовольствия.

Кроме того, потенциальное введение странами – ОТП США тарифов в ответ создаст предпосылки для расширения присутствия Украины на уже имеющихся рынках, в частности ЕС и Китая, и выход на новые. Наращивание экспорта может частично компенсировать ожидаемое сужение спроса со стороны стран – ОТП Украины;

  • влияние морского коридора на внешнюю торговлю: больше, быстрее, качественнее.

С началом полномасштабного вторжения экспортный потенциал Украины существенно снизился, в частности из-за блокирования морских путей. Открытие морского коридора в августе 2023 года стало важным стратегическим шагом для экономики. Это значительно облегчило логистику и обеспечило новые возможности экспорта. В первую очередь, благодаря наращиванию объемов вывоза товаров, в том числе за счет ранее накопленных запасов, расширению ассортимента перевозок морем, в частности продукции ГМК, и географии экспорта.

Беспрепятственная работа морского коридора дает уверенность экспортерам, стимулирует инвестиции в расширение производства и способствует дальнейшему снижению стоимости фрахта и страхования. Также расширение экспортных возможностей способствовало конвергенции экспортных цен на зерновые культуры до уровня мировых, что позволяет аграриям получать справедливую цену за свою продукцию.

Однако полноценное возобновление экспорта и его наращивание в долгосрочной перспективе потребуют обеспечение стабильности работы портовой инфраструктуры, дальнейшей оптимизации транспортных перевозок и увеличения производственного потенциала;

  • последствия тарифных войн для украинской экономики и монетарной политики.

Обновленный макропрогноз НБУ базируется на предположениях относительно умеренного влияния мировых тарифных войн на украинскую экономику, в частности, благодаря накопленному опыту стран по перестройке глобальных цепочек добавленной стоимости в период пандемии, высокой адаптивности украинских производителей к новым вызовам, а также ряду других разнонаправленных эффектов, которые будут компенсировать друг друга. В частности, временное удорожание логистики и укрепление евро будут компенсироваться эффектами от снижения цен на нефть на фоне охлаждения глобальной экономики и удешевления импортных товаров, которые будут перенаправляться с американского рынка в другие страны.

Со своей стороны, в условиях усиления общего уровня неопределенности и турбулентности на глобальных рынках, НБУ будет и дальше соблюдать принципы гибкого инфляционного таргетирования для сохранения доверия к монетарной политике и обеспечения макрофинансовой устойчивости. В случае обострения торговых конфликтов и развертывания валютных войн в мире, НБУ также будет готов обеспечить надлежащую курсовую гибкость во избежание накопления значительных внешнеэкономических дисбалансов. В то же время НБУ будет сохранять активное участие на валютном рынке, компенсировать структурный дефицит валюты в частном секторе и обеспечивать двусторонние умеренные колебания курса;

  • может ли конфискация «замороженных» российских активов повлиять на роль евро в глобальной экономике?

В январе 2025 года Украина получила первые 3 млрд евро от ЕС в рамках программы займов ERA Loans, которая будет погашена за счет поступлений от «замороженных» российских активов. Это событие не привело к заметной реакции на валютных или фондовых рынках, как и предыдущие этапы согласования этой программы в июне и октябре 2024 года. Однако даже такие ограниченные меры ранее вызвали опасения у Европейского центрального банка касательно потенциального негативного влияния на роль евро в мировой финансовой системе.

Пока евро уверенно занимает вторую после доллара США позицию как на международных финансовых рынках, так и в мировой торговле. Несмотря на ограничения торговли ЕС с россией и наложенные санкции (включая «заморозку» российских активов), доля евро в торговых расчетах и финансовых операциях остается почти неизменной. Так что полная конфискация российских активов в пользу Украины, вероятно, будет иметь незначительное влияние на восприятие третьими странами рисков использования евро. Синхронная конфискация всеми развитыми странами также будет ограничивать возможности диверсификации резервов странами с развивающимися рынками, в частности Китаем. Более того, в условиях высокой турбулентности евро может даже получить преимущества по отношению к доллару США и другим валютам;

  • обновленная Квартальная прогнозная модель для аналитической поддержки решений по монетарной политике.

НБУ использует полуструктурную Квартальную прогнозную модель (КПМ) для построения макроэкономических прогнозов и анализа монетарной политики. Текущий макророгноз построен с использованием обновленной версии модели КПМ+. Она учитывает изменения, произошедшие в экономике Украины в последние годы, в частности рост роли евро и изменение режимов валютно-курсовой политики. Кроме того, модель прямо инкорпорирует разные неявные цели для компонентов потребительской инфляции. Дальнейшее усовершенствование модели будет опираться на опыт исследований МВФ и фокусироваться, в частности, на включении декомпозиции ВВП по элементам расходов, учете показателей платежного баланса и количественной оценке влияния интервенций на валютном рынке.

НБУ

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Какую информацию обязаны подавать критически важные предприятия в ПФУ Обнародован проект изменений к НП(С)БУ 12 До 20 июня предприятия должны предоставить в ТЦК информацию о наличии транспортных средств Изменение правил приостановления трудовых договоров в...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
20.06.2025
89 % общественных организаций не сдали годовую финансовую отчетность за 2024 год
Этот тренд начался задолго до полномасштабной. Среди областей, не оккупированных или на которых не ведутся боевые действия, от отчетности уклоняются чаще всего в Киевской и Черновицкой областях. Больше по теме: Пассивные доходы общественных организаций и налоги 92 189 общественных организаций (ОО) ...
20.06.2025
Сообщить о ходе строительства можно будет в приложении «Дія»
Вскоре сообщить о начале и завершении строительства можно будет через приложение «Дія». Правительство приняло соответствующее постановление. Это еще один шаг к прозрачности и оптимизации сферы градостроительства и строительства.  В приложении «Дія» процедура упрощена. В...
19.06.2025
Проверка обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности
По результатам проверок предотвращено осуществление страховых выплат по необоснованно выданным и продленным листкам нетрудоспособности на общую сумму 46,7 тыс. грн и возмещены заведениями здравоохранения неправомерно выплаченные страховые средства на сумму 59,5 тыс. грн. Больше по теме: Больничный ...
Лучшие материалы
Центр уведомлений