Больше по теме:
Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?
Отмена Хозяйственного кодекса: изучаем новшества, касающиеся договорных отношений
28 августа 2025 года вводится в действие Закон от 09.01.2025 № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц» (далее – Закон), вступивший в силу с 28 февраля 2025 года.
Закон направлен на усовершенствование корпоративного управления в юридических лицах, основанных на государственной и коммунальной собственности, повышение инвестиционной привлекательности страны и приближение законодательства к законодательству Европейского Союза и Руководящим принципам Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР).
Так, Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению юридическими лицами, которые контролируются государством, в частности, определяют, что:
а) органы государственной власти должны упростить и стандартизировать организационно-правовые формы деятельности юридических лиц, контролируемых государством. Необходимо, чтобы практика деятельности таких юридических лиц отвечала общепринятым корпоративным нормам;
б) государство должно позволить контролируемым им юридическим лицам быть полностью автономными в их операционной деятельности на достижение определенных целей и должно воздерживаться от вмешательства в их управление;
в) государство должно позволить наблюдательным советам выполнять их функции и должно уважать их независимость.
Законом предусмотрена имплементация данных Руководящих принципов ОЭСР.
Указанный Закон вводит переходный период в три года (со дня введения в действие настоящего Закона), во время действия которого должна произойти трансформация существующих организационно-правовых форм юридических лиц и значительное сокращение их перечня в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР по корпоративному управлению, и избавит государство от тех, которые «морально» устарели.
Юридические лица, которые на день введения в действие настоящего Закона зарегистрированы в организационно-правовой форме государственного предприятия (государственного коммерческого предприятия, государственного некоммерческого предприятия, казенного предприятия), коммунального предприятия (коммунального коммерческого предприятия, коммунального некоммерческого предприятия), совместного коммунального предприятия, частного предприятия, дочернего предприятия, иностранного предприятия, предприятия объединения граждан (религиозной организации, профсоюза), предприятия потребительской кооперации, должны быть преобразованы по решению собственников в общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества.
Регистрация новых юридических лиц в указанных организационно-правовых формах будет запрещена после завершения переходного периода.
Также, как часть реформирования управления государственными и коммунальными предприятиями, Закон предусматривает признать утратившим силу Хозяйственный кодекс (далее – ХК), который за время его существования аккумулировал в себе значительный объем норм, регулирующих деятельность предприятий, учреждений и организаций государственного и коммунального секторов экономики.
В соответствии с предписаниями Закона государство и территориальные общины (в лице уполномоченных органов управления) в переходный период будут обязаны принять управленческие решения относительно преобразования предприятий, учреждений, организаций, основанных на государственной и коммунальной собственности, в хозяйственные общества, и внести государственное/коммунальное имущество в уставный капитал.
Таким образом, предлагается перейти в государственном и коммунальном секторах экономики к регулированию отношений, основанных на корпоративных механизмах управления, и приблизить его к требованиям Руководящих принципов ОЭСР.
Также Закон в процессе переходного периода предлагает окончательно завершить дискуссию относительно правового режима имущества, внесенного государством в уставный капитал хозяйственного общества, и закрепил в своих положениях тезис, что имущество, внесенное государством в уставный капитал хозяйственного общества, является собственностью такого хозяйственного общества.
Следует отметить, что в случае внесения государственного или коммунального имущества в уставный капитал общества оно выступает способом оплаты акций (долей), эмитированных таким хозяйственным обществом. В свою очередь хозяйственное общество становится собственником такого государственного или коммунального имущества, а на замену в государственную или коммунальную собственность переходят эмитированные хозяйственным обществом акции (доли). То есть государство или территориальное общество, владея акциями (долями) в уставном капитале общества через механизмы корпоративного управления, будут контролировать деятельность общества, в том числе в части распоряжения имуществом.
Также следует обратить внимание, что требование Руководящих принципов ОЭСР относительно формирования наблюдательных советов в юридических лицах, учрежденных государством или территориальной общиной, будет «автоматически» реализовано в результате преобразования в переходном периоде государственных или коммунальных предприятий в общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества, поскольку наблюдательный совет является органом управления, образование которого предусмотрено законом для этих организационно правовых форм юридических лиц.
Кроме того, Законом введены новые вещные права – узуфрукт государственного и узуфрукт коммунального имущества.
Данные вещные права должны служить для закрепления за хозяйственным обществом имущества, которое не может быть внесено в уставный капитал хозяйственного общества (например, то, что не подлежит приватизации).
Среди ученых нет единого подхода к пониманию всех особенностей узуфрукта и на сегодняшний день такая конструкция прямо не присутствует в законодательстве Украины, однако ее элементы сформулированы в правовых конструкциях сервитута, эмфитевзиса и суперфиция.
Информация по состоянию на 11.07.2025.
Минюст