Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как пользоваться цифровой подписью в Украине

06.02.2017

Чтобы пользоваться цифровой подписью, не обязательно покупать дорогое ПО.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) в Украине применяется уже давно. Ежедневно предприниматели пользуются ею при работе с банком, а также для подачи электронной отчетности в налоговую службу и другие органы власти. Сейчас сфера применения ЭЦП расширяется, и одной из таких новых возможностей становится подписание договоров, актов и разных документов в электронной форме.

ЭЦП — это аналог обычной подписи в цифровом мире интернета. Электронная подпись экономит время и средства: не приходится печатать согласованный контракт и пересылать его бумажный вариант, а затем покупать большие шкафы для хранения всех документов в папках.

В Украине использование ЭЦП урегулировано двумя основными нормативными актами: это Законы Украины «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронных документах и электронном документообороте». Есть еще подзаконные нормативные акты, но они в большинстве своем касаются вопросов сертификации центров по выдаче ключей и использования ЭЦП в органах власти.

Миф 1: Электронные документы не принимаются налоговыми (контролирующими) органами, и все равно придется распечатывать документы в бумажном виде (п. 20.1.2 НКУ)

У налоговой нет законных оснований требовать бумажные копии документов, поскольку закон обязывает предоставить копии без уточнения их вида. Поэтому электронной копии будет вполне достаточно.

Более того, суды четко понимают: бумажная копия электронного документа — лишь его графическое отображение, а не сам оригинал. Электронный документ — это данные, которые могут быть считаны электронными средствами (ст. 5 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте»). Следовательно, предоставление распечаток, наоборот, будет нарушением законодательства: такие «копии», по сути, не являются копиями электронных документов.

Миф 2: Электронные документы не принимаются судами в качестве доказательств

Это не совсем так. Прежде всего, надо отличать документы с ЭЦП и без такой подписи. Как правило, сложности возникают с документами без ЭЦП, поскольку затруднительно установить, кто именно направил тот или иной документ, и наделено ли данное лицо соответствующими полномочиями.

А вот с документами, заверенными ЭЦП, таких проблем не возникает. Действительно, сначала суды отнеслись к практике применения подобных документов скептически, указывая, что письменная форма и электронная форма — это не одно и то же. А поскольку Гражданский кодекс требует подписывать документы в оригинале (бумажный вариант), в электронном виде они неприемлемы. Однако апелляция по результатам такой позиции трактует, что заключение договоров с применением ЭЦП является надлежащим способом закрепления волеизъявления сторон. Таким образом, проблем с применением ЭЦП сегодня нет.

Миф 3: Подписывать документы ЭЦП- дорогостоящий процесс, и для этого необходимы определенные знания, а также специализированное ПО, которое не у всех есть

Если в самом начале действительно были сложности в практическом применении ЭЦП, то сейчас проблем нет. Кроме частных инициатив, есть и бесплатные альтернативы, которые можно использовать в своей хозяйственной деятельности. Более того, нет необходимости загружать специализированное ПО (хотя такая возможность тоже существует), а достаточно воспользоваться существующими онлайн-сервисами.

Источник: http://hyser.com.ua/community/kak-pol...

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент утвердил мораторий на проверки бизнеса Обновлены правила ведения воинского учета: постановление КМУ от 16.07.2025 Обнародованы изменения к КЗоТ относительно установления наличия признаков трудовых отношений Нужно ли переоформлять документы, если ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
01.08.2025
Уже отменено 795 решений МСЭК в отношении должностных лиц
Минздрав вместе с правоохранительными органами системно проверяет решения, согласно которым медико-социальные экспертные комиссии устанавливали инвалидность должностным лицам. Только за последний месяц количество рассмотренных дел значительно возросло: по состоянию на 25 июля 2025 года Центром ...
01.08.2025
Экономических правонарушений станет меньше: ГНС, Госфинмониторинг и БЭБ усовершенствуют механизм обмена информацией
ГНС, Госфинмониторинг и БЭБ усовершенствуют механизм обмена информацией. Это позволит более оперативно и качественно выявлять экономические правонарушения. ГНС, Госфинмониторинг и БЭБ усовершенствуют механизм обмена информацией. Это позволит более оперативно и качественно выявлять экономические прав...
31.07.2025
В Дія.Бізнес появилась возможность выбирать современные ИТ-продукты для бизнеса
Дія.Бізнес запускает новый сервис – Маркетплейс цифровых решений. Маркетплейс станет единой платформой, которая объединит компании-поставщики ИТ-решений и предпринимателей, ищущих проверенные сервисы для развития бизнеса. На платформе пользователи смогут найти инструменты для автоматизации, фи...
Лучшие материалы