Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как Кабмин перекроит налоговую систему

12.05.2017

Украинских налогоплательщиков готовят к новой порции изменений в налоговом законодательстве. Большинство из них уже озвучено в обновленном тексте меморандума между Украиной и МВФ, который был обнародован в начале апреля. Какие сюрпризы может преподнести очередная налоговая реформа?

Налогов много не бывает

Одно из обещаний украинских властей, данных МВФ — воздерживаться от существенного «урезания» налогов, введения льготного налогообложения и схем амнистирования.

Под «амнистированием», скорее всего, следует понимать разовое декларирование, внедрение которого планировалось еще в 2016 году. Судя по тому, что шум вокруг этой идеи давно затих, тотальное «обнажение» доходов и активов (зарубежных в том числе) налогоплательщикам пока что не грозит.

В то же время, обязательство сохранять неизменный «ассортимент» налогов и сборов идет вразрез с озвученными еще в 2015-2016 годах планами правительства по либерализации налоговой системы.

Единственное, на что можно рассчитывать, так это на возможное слияние налога на доходы физлиц и единого соцвзноса. До мая парламент должен рассмотреть законопроекты, которые касаются гармонизации учета платежей по НДФЛ и ЕСВ, что станет большим шагом в направлении их объединения.

Опять за старое

Плательщикам единого налога тоже не особо повезло: украинские власти намерены с 1 января 2018 года усилить требования к режиму упрощенного налогообложения. Что стоит за этим многозначительным обещанием, сказать пока что сложно. Хотя сценарии демонтажа единого налога уже не раз обсуждались в стенах Минфина. Например, оставить «упрощенку» только для микробизнеса, годовой оборот которого не выходит за рамки 300-500 тыс грн, либо ввести мораторий на использование единого налога юридическими лицами. Также не исключено, что единый налог запретят применять в отдельных сферах и видах бизнеса: туристическом, отельном и т.д.

ГФС: Перезагрузка

Не менее грандиозные амбиции у властей и в отношении реформы Государственной фискальной службы. Уже к концу июня будет завершен аудит баз данных ГФС для их последующей передачи в администрирование Министерству финансов. В целом курс взят на усиление IT-потенциала ГФС и развитие онлайн-сервисов. Например, до конца 2017 года 2/3 деклараций и отчетов будет подаваться в электронном виде.

В эту же стратегию вписывается слияние налоговой и таможенной служб в единое юридическое лицо и сокращение в течение 2017 года таможенных пропускных пунктов минимум в 3 раза.

Перечисленные меры должны усилить эффективность ГФС и полностью превратить ее в структуру по сбору и администрированию налогов.

Но это не означает, что фискалы не получат контрольно-ревизионных полномочий. Во-первых, уже с января 2017 года ГФС имеет полное право проводить аудит малых и средних налогоплательщиков. В том числе, адресные проверки компаний с целью выявления незадекларированных (не оформленных официально) сотрудников. Во-вторых, в структуре фискальной службы будет сформирован новый аналитический отдел, который займется выявлением налогоплательщиков с повышенным уровнем риска.

Плюс ко всему, до конца года парламент должен утвердить законопроект, нормы которого предусматривают введение косвенных методов проверки. В итоге сбудется давняя мечта Кабмина: налоговики наконец-то смогут контролировать доходы налогоплательщиков по их расходам.

По второму кругу

Впрочем, некоторые элементы налоговой реформы остались за пределами меморандума. А это означает, что они не входят в число приоритетных задач правительства. Прежде всего, речь о налоге на выведенный капитал, который должен заменить коррупционный и угнетающий бизнес налог на прибыль. Но о нем в договоренностях с МВФ – ни слова.

В прошлом году инициативная группа не смогла добиться, чтобы налог на выведенный капитал был включен в пакет поправок к Налоговому кодексу, и работу над ним было решено продолжить уже в 2017 году. Причем к разработке нового законопроекта присоединился Минфин. Но пока очевидно, что до лета он вряд ли будет проголосован. Поэтому надежды бизнеса получить новую справедливую систему налогообложения прибыли хотя бы с 2018 года, все призрачнее.

Обходят стороной власти и проблемы в администрировании НДС. А ведь там далеко не все так гладко, как пытаются рассказывать представители Минфина. Например, с 1 апреля запущен новый публичный реестр возмещения НДС, а вместе с ним начато тестирование механизма блокировки НДС-накладных. Но бизнес сразу же предъявил и к реестру, и к механизму остановки накладных претензии. И вполне обоснованно. Например, возмещение НДС как и ранее проводится не автоматически, а в ручном режиме, так как ГФС оставляет за собой право проверять заявки на возврат НДС и принимать решение в одностороннем порядке. А для механизма блокировки до сих пор не прописаны критерии, на основании которых будет происходить приостановка накладных. И пока эти критерии не утвердит Минфин, делать какие-либо выводы в отношении нового механизма совершенно бессмысленно.

Точку ставить рано

Эффект от грядущих изменений спрогнозировать очень сложно. Ведь за планами повысить «справедливость налогообложения» скрывается немало рисков как для бизнеса, так и физлиц. Ключевая опасность в том, что новации в администрировании и реструктуризация ГФС вместо либерализации могут обернуться еще большим ухудшением налогового климата. И самое печальное, что в МВФ с этим, похоже, согласны.

Источник: http://minfin.com.ua/ 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
«Тренды рынка труда» – новый сервис Государственной службы занятости
Знание тенденций на рынке труда позволит быть на шаг впереди, лучше понимать принципы трудоустройства, обучения, переквалификации, получения грантов и сотрудничества с работодателями. Хотите знать, как меняется рынок труда, каковы тенденции и что будет дальше? Теперь это возможно вместе с Государст...
12.09.2025
Утвержден порядок ведения Реестра интегрированных экологических разрешений
Единый реестр интегрированных экологических разрешений является функциональным модулем «ЭкоСистемы» – национальной онлайн-платформы, содержащей актуальную информацию о состоянии окружающей среды. Реестр создает для бизнеса «единое окно» получения экологических разрешени...
12.09.2025
Учетная ставка НБУ сохранена на уровне 15,5 %
Инфляция закрепляется на траектории снижения, но все еще высока. Внешняя помощь поступает в достаточных объемах для поддержки международных резервов на должном уровне и финансирования дефицита бюджета. Течение полномасштабной войны остается основным риском для инфляционной динамики и экономического ...
Лучшие материалы