Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Инфляция и экономика в 2024–2026 годах: прогноз НБУ

07.05.2024 76 0 0

Инфляция умеренно ускорится в 2024 году – до 8,2 %, но уже в следующем году снизится до 6 %, а в дальнейшем – до 5 %. Восстановление экономики будет продолжаться, хотя и замедлится в этом году до 3 %, прежде всего, из-за значительных разрушений в энергетическом секторе. В последующие два года ожидается ускорение роста ВВП до 5,3 % и 4,5 % соответственно. Базовый сценарий прогноза НБУ построен на предположении о снижении рисков безопасности и нормализации условий для функционирования экономики на прогнозном горизонте. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за апрель 2024 года. 

По-прежнему НБУ прогнозирует умеренное ускорение инфляции в этом году и возвращение ее в целевой диапазон в следующем году. 

Ожидается, что в ближайшие месяцы инфляция будет оставаться низкой, хоть и развернется в сторону роста. Во ІІ квартале она вернется в целевой диапазон НБУ 5 % ±1 п. п. и временно выйдет за его пределы во втором полугодии. Прогноз НБУ предусматривает ускорение инфляции до 8,2 % по итогам 2024 года. Это произойдет как из-за давления со стороны расходов бизнеса на оплату труда и последующего возобновления потребительского спроса, так и из-за исчерпания влияния временных факторов, обусловивших более стремительное снижение инфляции в начале года. Речь идет, в частности, об эффектах значительных урожаев прошлого года и мягкой зимы этого года. 

В то же время ослабление внешнего ценового давления и меры монетарной политики НБУ будут сдерживать рост цен. Сохранение управляемой ситуации на валютном рынке позволит удерживать инфляционные и курсовые ожидания под контролем, что со своей стороны будет создавать пространство для дальнейшего снижения учетной ставки. Это поддержит развитие кредитования и восстановления экономики при одновременном обеспечении защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценивания. В то же время НБУ будет адаптировать монетарную политику в случае существенных изменений в балансе рисков для инфляции и устойчивости валютного рынка и при положительных сдвигах ускорит цикл снижения учетной ставки. 

Рост экономики в 2024 году будет сдержан, однако ускорится в последующие годы. 

Экономическое восстановление будет продолжаться благодаря высокой адаптивности украинского бизнеса и населения. Этому также будет способствовать мягкая фискальная политика, оживление внешнего спроса, дальнейшее развитие экспортных путей и рост доходов домохозяйств. Однако негативное влияние войны на экономическую активность остается значительным. Кроме того, импульс стремительного роста на низкой базе сравнения 2022 года постепенно исчерпывается.

НБУ прогнозирует, что в 2024 году экономический рост замедлится до 3 %, в том числе из-за потерь энергетической инфраструктуры и ожидаемого дефицита электроэнергии (около 5 % по предположению НБУ). В 2025–2026 годах рост ВВП ускорится благодаря более быстрой нормализации условий для экономической деятельности – до 5,3 % и 4,5 % соответственно. Этому поспособствуют как улучшение потребительских и инвестиционных настроений, так и постепенное возвращение мигрантов и прогресс в евроинтеграционных реформах. В результате реальный ВВП приблизится к своему потенциальному уровню в конце 2026 года. 

Восстановление экономики будет сопровождаться улучшением занятости и ростом доходов населения. 

Спрос на рабочую силу в 2024 году продолжает расти, в то же время предложение остается ограниченным из-за дальнейшей миграции за границу, мобилизации, потребностей в адаптации ВПЛ и усиления диспропорций на рынке труда. Быстрый рост спроса на работников в условиях ограниченного предложения привел к сокращению уровня безработицы. Об улучшении ситуации с занятостью свидетельствовали результаты опросов населения. Как следствие, НБУ улучшил оценки уровня безработицы в прошлом году – с 19 % до 18,2 %, а также прогноз на следующие годы. 

Ожидается, что в 2024 году уровень безработицы снизится до 14,2 %, а в 2025–2026 годах – до 10–12 %. Однако он все еще будет превышать показатели до полномасштабного вторжения из-за изменений в структуре экономики, внешней и внутренней миграции, неравномерного восстановления по регионам и отраслям, а затем – усиления несоответствия между потребностями работодателей и навыками работников. Сложности с поиском квалифицированных работников работодателями в условиях оживления экономической активности будут обуславливать дальнейшее повышение доходов населения. Уже в следующем году реальные заработные платы в экономике превысят свой довоенный уровень и будут расти в дальнейшем, в частности, из-за усиления конкуренции за рабочую силу с зарубежными работодателями. Прогнозируется, что в текущем году доходы населения в реальном измерении, то есть с вычетом инфляции, возрастут на 8,1 %, а в последующие два года еще на 6,5 % и 3 % соответственно. 

Международная помощь будет являться важным источником финансирования бюджетного дефицита и пополнения международных резервов. 

НБУ сохраняет постоянным прогноз дефицита бюджета на 2024 год на уровне 20,7 % ВВП. Весомым источником его покрытия будет оставаться международная помощь, которая в этом году составит 37,9 млрд. долл. США. 

В последующие годы ожидается постепенное уменьшение внешнего финансирования – в 2025 году до 25,1 млрд долл. США, а в 2026 году – до 12,6 млрд долл. США. Однако, по прогнозу НБУ, расширение внутренней ресурсной базы на фоне быстрой нормализации экономики и внедрение дополнительных фискальных мер поспособствует уменьшению дефицита бюджета в 2025 году до 13,5 %, а в 2026 году – до 7,5 % ВВП. 

Значительное международное финансирование также позволит Национальному банку и дальше покрывать структурный дефицит на валютном рынке. В последствии он постепенно сузится благодаря постепенной нормализации функционирования экономики. Ожидается, что инвестиционные и долговые привлечения частного сектора будут расти, а спрос населения на иностранную валюту уменьшится. В результате объем международных резервов будет колебаться в пределах 39–44 млрд долл. США на протяжении 2024–2026 годов и будет достаточным для сохранения устойчивости валютного рынка. 

Альтернативный сценарий прогноза: экономика будет восстанавливаться медленнее, однако инфляция будет отличаться несущественно. 

Ключевым риском для прогноза остается полномасштабная война. Высшие риски безопасности и медленнее возвращение экономики к нормальным условиям функционирования будет иметь большое влияние на основные макропоказатели. 

При реализации такого сценария экономика в 2024–2025 годах будет восстанавливаться медленнее по сравнению с базовым сценарием – около 3 % ежегодно и только в 2026 году вырастет на 5,6 %. Ужесточение диспропорций на рынке труда на фоне худшей ситуации с миграцией будет сдерживать потребительскую и деловую активность, увеличивать давление на расходы бизнеса по оплате труда. Медленнее возобновятся и промышленное производство от нанесенных повреждений и посевные площади. 

Основным фактором поддержки экономики станет более длительное сохранение более мягкой фискальной политики, чем при базовом сценарии. Дефицит бюджета без учета грантов в доходах составит 18 % ВВП в 2025 году и 12 % ВВП – в 2026 году. Большие бюджетные дефициты в 2025–2026 годах будут финансироваться дополнительными как внутренними, так и внешними заимствованиями. В частности, альтернативный сценарий предусматривает международную помощь на уровне 28,7 млрд долл. США в 2025 году и 18,5 млрд долл. США в 2026 году. 

Ожидается, что при реализации альтернативного сценария потребительская инфляция временно ускорится к концу 2024 года до 8,6 %, однако в последующие годы также замедлится до 5,0–5,5 %. Следовательно, траектория инфляции будет похожа на базовый сценарий, однако ее обеспечение потребует от НБУ более существенных затрат международных резервов. 

Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в апрельском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем. 

Инфляционные ожидания: влияние доверия к НБУ, его коммуникациям и уровню финансовой грамотности. 

Задачей центрального банка (ЦБ) является поддержание низкой и стабильной инфляции. Ключевую роль в достижении этой цели играют инфляционные ожидания, ведь они влияют на решение населения по потреблению или сбережениям, а бизнеса – по осуществлению инвестиций. Именно поэтому ЦБ уделяют большое внимание управлению инфляционными ожиданиями и продолжают исследовать факторы, влияющие на их формирование и изменение. 

Как свидетельствуют предыдущие исследования, инфляционные ожидания в Украине сильно зависят от прошлого уровня инфляции, а также текущей ситуации на валютном рынке и динамики цен на наиболее подержанные товары и услуги. Недавний цикл исследований НБУ доказывает, что важную роль также играют степень доверия к ЦБ и банковской системе, уровень финансовой грамотности и открытости коммуникаций ЦБ. 

Так, что выше доверие компаний к НБУ, тем ближе их инфляционные ожидания к цели и опубликованным прогнозам. Чем выше доверие к банкам, тем ниже ожидания населения, особенно долгосрочные. Активная коммуникация НБУ способствует сглаживанию настроений на валютном рынке и снижению инфляционных ожиданий финансовых экспертов, а повышение уровня финансовой грамотности – уменьшению краткосрочных ожиданий населения. 

Следовательно, ЦБ следует выстраивать доверие к своей политике за счет качественной коммуникации и мероприятий по развитию финансовой грамотности населения. Опыт НБУ свидетельствует, что эти инструменты могут быть эффективны даже при беспрецедентной неопределенности в условиях полномасштабной войны. 

Как изменился рынок труда за два года полномасштабного вторжения. 

Экономические кризисы оказывают значительное влияние на рынок труда – они сопровождаются увеличением уровня безработицы и падением трудовых доходов. Результаты опросов предприятий свидетельствуют, что эффекты коронакризиса и полномасштабной войны привели к нехватке персонала, но его причины и последствия были кардинально разными. Это, вероятно, обусловлено более ощутимым сужением рынка труда по сравнению со спадом экономики после полномасштабного вторжения. 

По оценкам НБУ, в 2023 году рабочая сила среди гражданского населения в возрасте 15–70 лет сократилась более чем на четверть по сравнению с 2021 годом. Почти половина этого сокращения обеспечило выбытие из рабочей силы внешних мигрантов. Значительную роль также сыграли мобилизация, демографические потери, оккупация и переход населения к экономически неактивному. Сокращение участия в рабочей силе было широкомасштабным по всем регионам в Украине, наиболее ощутимо – в регионах с активными боевыми действиями. 

Также после полномасштабного вторжения вопрос оплаты труда приобрел более важное значение в кадровой политике предприятий, поскольку конкуренция за работников сейчас острее. Это заставляет предприятия повышать зарплаты более быстрыми темпами роста производительности. 

Дефицит кадров со значительной вероятностью остается значительным, что будет ограничивать восстановление экономики в долгосрочной перспективе. Для решения структурных проблем на рынке труда необходимы общие меры как бизнеса, так и государства. В частности, по развитию мероприятий по интеграции ветеранов и лиц с инвалидностью в рынок труда, расширению безбарьерного доступа и адаптации на рабочем месте, обеспечению возможностей дистанционной работы и переучивания. 

Трудности в торговле Украины с Польшей: причины и последствия украинской экономики. 

После полномасштабного российского вторжения Польша всесторонне поддерживала Украину: в первый год приняла наибольшее количество вынужденных мигрантов, оказывает финансовую и военную помощь, стала одним из основных транспортных хабов и крупнейшим торговым партнером по результатам 2022 года. Наибольшее влияние на наращивание объемов товарооборота с Польшей оказал экспорт продовольственных товаров из Украины, в частности зерновых культур. Однако на фоне существенного снижения мировых цен на них, значительные объемы поставок из Украины повлекли за собой трудности в торговых отношениях между странами: сначала введение со стороны отдельных стран ЕС ограничений на импорт отдельной продовольственной продукции из Украины, позже – блокирование границ. 

Блокада границ оказала ощутимое влияние на украинскую внешнюю торговлю, прежде всего на импорт. По оценкам НБУ, прямые потери импорта товаров в первый месяц блокады составили 500 млн долл. США, в то же время экспорта – 160 млн долл. США. В дальнейшем потери импорта удалось частично компенсировать благодаря наращиванию поставок по другим путям, а потери экспорта – благодаря увеличению мощностей нового морского коридора. Полноценное функционирование последнего позволит не только компенсировать потери от блокады границ и лицензирования зерна, но и вернуться на традиционные для украинского экспорта рынки. Такая тенденция наблюдается уже в последние месяцы. 

По базовому сценарию прогноза НБУ блокада прекратится во ІІ квартале 2024 года и не окажет ощутимого влияния на экспортоориентированные виды экономической деятельности. В то же время потери импорта были ощутимее для экономики, ведь сдерживали отдельные виды деятельности, зависящие от импорта товаров промежуточного и конечного потребления. Ожидается, что это кратковременное влияние на экономическую активность будет компенсировано использованием имеющихся запасов и определенным привлечением поставок в последующие периоды. 

Точность макроэкономических прогнозов. 

Макроэкономические прогнозы являются важной составляющей принятия монетарных решений. От их точности зависит результативность монетарной политики НБУ. Так что даже в условиях полномасштабной войны ежегодная оценка и анализ качества прогнозов является необходимым элементом процесса принятия решений в НБУ. Учитывая это, НБУ сравнил точность своих прогнозов по четырем показателям – инфляция, ВВП, сальдо текущего счета и ключевая ставка НБУ – с прогнозами других организаций. 

На протяжении 2023 года прогнозы НБУ в целом традиционно оставались более консервативными, чем прогнозы других участников рынка. Это объясняется тем, что потери от ошибок в проведении монетарной политики асимметричны: больше в случае более оптимистичного прогноза и ниже – более консервативного. По точности прогнозов НБУ занимает среднюю позицию среди других оцениваемых организаций. 

Так, например, прогноз инфляции на 2023 год постепенно пересматривался в сторону понижения как НБУ, так и другими организациями. В январе 2023 года НБУ прогнозировал, что к концу года инфляция достигнет 18,7 %. Фактическое же значение оказалось значительно ниже. В то же время точность прогнозов НБУ по ИПЦ в течение 2023 года оставалась сопоставимой с предыдущими годами. В целом, меткость прогнозов инфляции НБУ выше средней. В рейтинге среди некорректируемых ошибок прогнозов прогнозы НБУ были одними из лучших. 

НБУ


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы