Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Границы рынка: как защитить здоровую конкуренцию

26.10.2017

Борьба с монополиями и обеспечение условий для здоровой конкуренции все больше становятся глобальной задачей, выходя на межнациональный уровень. При этом именно границы рынка формируют правила экономического поведения большинства компаний в современном финансовом и товарном мире. Что это за границы, как их установление помогает в вопросах защиты конкуренции и  достаточно ли полно это понятие урегулировано в отечественном конкурентном праве?

Конкуренция как состязание не существует сама по себе. Она происходит в четко очерченных границах обращения товаров (работ, услуг) – товарных, территориальных и временных. Эти границы и образуют различные рынки, исследованием которых занимаются конкурентные ведомства многих стран.

Зачем определять границы рынков?  Определение границ рынка – не самоцель антимонопольного контроля. Наиболее точное тому объяснение, по нашему мнению, содержится в Уведомлении Комиссии (ЕС) об определении соответствующего рынка для целей конкурентного законодательства сообщества. В документе указывается, что главная задача определения рынка – установить факторы, которые сдерживают конкуренцию. Когда таких факторов немного, то конкурентное давление со стороны рыночных сил делает попросту экономически невыгодными запрещенные коммерческие практики – собственно злоупотребление доминирующим положением или картельный сговор тех или иных участников рынка.

Необходимость определять границы рынка при антимонопольных расследованиях в Евросоюзе базируется на многочисленной судебной практике. А она, в свою очередь, подтверждает важность максимально конкретных выводов и определений – поскольку любая неточность может привести к ошибочным выводам о наличии нарушения.

Как этот вопрос регулируется в Украине? Позиция украинских судов во многом схожа с европейской. В отечественном правовом поле порядок определения Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) границ рынка и положение субъектов хозяйствования на нем регулируется одним-единственным документом. А именно – Методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке (далее – Методика). Ее АМКУ утвердил еще в 2002 году, и с момента регистрации в Министерстве юстиции ее редакция не менялась.

По своему общему содержанию Методика близка к аналогичным документам конкурентных ведомств ведущих западных стран. Но некоторые важные моменты ею все же не покрыты.

Что не учтено? Так, в параграфе 14 уже упомянутого Уведомления Комиссии (ЕС) установлено, что одним из способов определения товарных и территориальных границ рынка можно считать оценку реакции покупателей на гипотетическое небольшое (в размере 5–10%), но постоянное повышение цен на исследуемый товар. Если большинство покупателей такого товара переключатся на доступные заменители и/или поставщиков из другого региона, то соответствующие товары и/или регионы следует включить в группу исследуемых и провести тест еще раз.

Тест проводится до тех пор, пока набор товаров и географических областей не становится таким, что большинство потребителей не видят доступной альтернативы, а повышение цены соответственно становится выгодным для «гипотетического монополиста». Такое исследование рынка практикующие антимонопольные юристы и экономисты так и называют «тестом гипотетического монополиста» или SSNIP-тестом. Он впервые упоминался еще в 1982 году Министерством юстиции США в Руководстве по слияниям, а затем приобрел широкую популярность в практике ведущих конкурентных ведомств по всему миру. Кроме того, этот тест рекомендован к использованию ОЭС и Международной конкурентной сетью (МКС).

В Методике, однако, не отражены обязательства АМКУ использовать SSNIP-тест, равно как и иные методы экономического анализа, прописанные в аналогичных документах других стран. Среди таких методов можно назвать: анализ перекрестной эластичности спроса, корреляционный анализ зависимости динамики изменения цены, анализ шоков спроса и предложения и пр.

К примеру, пунктом 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС от 28 апреля 2010 года № 220, указано, что при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов: «тест гипотетического монополиста»; анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен; расчет показателя перекрестной эластичности спроса.

Чем грозят пробелы в регулировании? Судебная практика показывает, что при отсутствии сильного обоснования по части границ рынка многие решения АМКУ впоследствии признаются недействительными. К примеру, ВХСУ решением от 25 октября 2016 года по делу № 910/4771/16 подтвердил законность решений судов предыдущих инстанций, которые установили, что АМКУ не провел анализа группы заменяемых товаров, а значит, не обосновал в решении товарные граница рынка.

Похожие претензии на сегодняшний день бизнес выдвигает к решениям АМКУ в отношении производителей (импортеров) и дистрибьюторов лекарственных средств, отстаивая свою позицию в судах. По мнению бизнеса, украинское антимонопольное ведомство в оспариваемых решениях полностью игнорирует экономическую составляющую спроса на лекарственные препараты, что является наиболее значимым фактором для целей определения границ рынка.

Экономическую взаимозаменяемость при этом АМКУ приравнивает к взаимозаменяемости с точки зрения законодательства про регистрацию лекарственных средств. То есть к эквивалентности оригинальных препаратов и тех, на действующее вещество которых истек срок патентной защиты (генериков).

Во втором случае речь, безусловно, идет о полной аналогии. Вопрос экономической замены, напротив, предполагает исследование целого ряда условий, описанных в той же Методике. Проведение углубленного экономического анализа помогло бы АМКУ избежать претензий бизнеса к полноте анализа и существенно повысило бы уровень доказывания в антимонопольных расследованиях.

Как исправить ситуацию? Антимонопольному комитету Украины необходимо как можно скорее внедрить на нормативном уровне экономические инструменты анализа рынков. Такую необходимость диктуют не только общие тренды антимонопольного права в мире, но и требования по сближению украинского конкурентного законодательства с европейским.  В результате доказательная база решений ведомства улучшится, а практика применения конкурентного законодательства в Украине выйдет на качественно новый уровень.

Источник: https://mind.ua/

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
24.10.2025
Что задекларировано в Отчетах о КИК за 2024 год: обзор от ГНС
Ознакомьтесь с аналитикой по контролируемым опрециям 2024 года. Отчеты сданы, статистика по ним готова.  Больше по теме: Как заполнить приложение КІК КИК-отчетность: подача физлицами К началу октября налогоплательщики направили в ГНС 2 797 отчетов о контролируемых операциях за 2024 год. Это н...
24.10.2025
Учетная ставка НБУ сохранена на уровне 15,5 %
Такое решение НБУ учитывает, что, несмотря на снижение инфляции в последние месяцы, инфляционные ожидания остаются высокими, а проинфляционные риски связанные, в частности, с ростом энергодефицита и бюджетных потребностей, усилились.  Больше по теме: Валютные послабления от НБУ: дивиденды за 2...
22.10.2025
Кабмин расширил сферы хозяйственной деятельности по закупкам для восстановления критической инфраструктуры
Расширен перечень СХ, которые могут осуществлять закупки для строительства, ремонта и т. п. путем заключения договора без проведения открытых торгов или электронного каталога. Кого это касается? Больше по теме: Положение о закупке, учете и списании горючего на предприятии Тендерное обеспечение в п...
Лучшие материалы