Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Границы рынка: как защитить здоровую конкуренцию

26.10.2017

Борьба с монополиями и обеспечение условий для здоровой конкуренции все больше становятся глобальной задачей, выходя на межнациональный уровень. При этом именно границы рынка формируют правила экономического поведения большинства компаний в современном финансовом и товарном мире. Что это за границы, как их установление помогает в вопросах защиты конкуренции и  достаточно ли полно это понятие урегулировано в отечественном конкурентном праве?

Конкуренция как состязание не существует сама по себе. Она происходит в четко очерченных границах обращения товаров (работ, услуг) – товарных, территориальных и временных. Эти границы и образуют различные рынки, исследованием которых занимаются конкурентные ведомства многих стран.

Зачем определять границы рынков?  Определение границ рынка – не самоцель антимонопольного контроля. Наиболее точное тому объяснение, по нашему мнению, содержится в Уведомлении Комиссии (ЕС) об определении соответствующего рынка для целей конкурентного законодательства сообщества. В документе указывается, что главная задача определения рынка – установить факторы, которые сдерживают конкуренцию. Когда таких факторов немного, то конкурентное давление со стороны рыночных сил делает попросту экономически невыгодными запрещенные коммерческие практики – собственно злоупотребление доминирующим положением или картельный сговор тех или иных участников рынка.

Необходимость определять границы рынка при антимонопольных расследованиях в Евросоюзе базируется на многочисленной судебной практике. А она, в свою очередь, подтверждает важность максимально конкретных выводов и определений – поскольку любая неточность может привести к ошибочным выводам о наличии нарушения.

Как этот вопрос регулируется в Украине? Позиция украинских судов во многом схожа с европейской. В отечественном правовом поле порядок определения Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) границ рынка и положение субъектов хозяйствования на нем регулируется одним-единственным документом. А именно – Методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке (далее – Методика). Ее АМКУ утвердил еще в 2002 году, и с момента регистрации в Министерстве юстиции ее редакция не менялась.

По своему общему содержанию Методика близка к аналогичным документам конкурентных ведомств ведущих западных стран. Но некоторые важные моменты ею все же не покрыты.

Что не учтено? Так, в параграфе 14 уже упомянутого Уведомления Комиссии (ЕС) установлено, что одним из способов определения товарных и территориальных границ рынка можно считать оценку реакции покупателей на гипотетическое небольшое (в размере 5–10%), но постоянное повышение цен на исследуемый товар. Если большинство покупателей такого товара переключатся на доступные заменители и/или поставщиков из другого региона, то соответствующие товары и/или регионы следует включить в группу исследуемых и провести тест еще раз.

Тест проводится до тех пор, пока набор товаров и географических областей не становится таким, что большинство потребителей не видят доступной альтернативы, а повышение цены соответственно становится выгодным для «гипотетического монополиста». Такое исследование рынка практикующие антимонопольные юристы и экономисты так и называют «тестом гипотетического монополиста» или SSNIP-тестом. Он впервые упоминался еще в 1982 году Министерством юстиции США в Руководстве по слияниям, а затем приобрел широкую популярность в практике ведущих конкурентных ведомств по всему миру. Кроме того, этот тест рекомендован к использованию ОЭС и Международной конкурентной сетью (МКС).

В Методике, однако, не отражены обязательства АМКУ использовать SSNIP-тест, равно как и иные методы экономического анализа, прописанные в аналогичных документах других стран. Среди таких методов можно назвать: анализ перекрестной эластичности спроса, корреляционный анализ зависимости динамики изменения цены, анализ шоков спроса и предложения и пр.

К примеру, пунктом 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС от 28 апреля 2010 года № 220, указано, что при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов: «тест гипотетического монополиста»; анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен; расчет показателя перекрестной эластичности спроса.

Чем грозят пробелы в регулировании? Судебная практика показывает, что при отсутствии сильного обоснования по части границ рынка многие решения АМКУ впоследствии признаются недействительными. К примеру, ВХСУ решением от 25 октября 2016 года по делу № 910/4771/16 подтвердил законность решений судов предыдущих инстанций, которые установили, что АМКУ не провел анализа группы заменяемых товаров, а значит, не обосновал в решении товарные граница рынка.

Похожие претензии на сегодняшний день бизнес выдвигает к решениям АМКУ в отношении производителей (импортеров) и дистрибьюторов лекарственных средств, отстаивая свою позицию в судах. По мнению бизнеса, украинское антимонопольное ведомство в оспариваемых решениях полностью игнорирует экономическую составляющую спроса на лекарственные препараты, что является наиболее значимым фактором для целей определения границ рынка.

Экономическую взаимозаменяемость при этом АМКУ приравнивает к взаимозаменяемости с точки зрения законодательства про регистрацию лекарственных средств. То есть к эквивалентности оригинальных препаратов и тех, на действующее вещество которых истек срок патентной защиты (генериков).

Во втором случае речь, безусловно, идет о полной аналогии. Вопрос экономической замены, напротив, предполагает исследование целого ряда условий, описанных в той же Методике. Проведение углубленного экономического анализа помогло бы АМКУ избежать претензий бизнеса к полноте анализа и существенно повысило бы уровень доказывания в антимонопольных расследованиях.

Как исправить ситуацию? Антимонопольному комитету Украины необходимо как можно скорее внедрить на нормативном уровне экономические инструменты анализа рынков. Такую необходимость диктуют не только общие тренды антимонопольного права в мире, но и требования по сближению украинского конкурентного законодательства с европейским.  В результате доказательная база решений ведомства улучшится, а практика применения конкурентного законодательства в Украине выйдет на качественно новый уровень.

Источник: https://mind.ua/

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели В Украине возобновится обязательная подача статистической отчетности ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 13.06.2025 Внесены изменения в Правила организации статистической отчетности Изменены Критерии важных предприятий с целью ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
26.06.2025
Остаток средств по программе частичной компенсации стоимости сельхозтехники на 30.06.2025
Больше по теме: Серия Библиотека «Баланс» Спецтема «Гранты и МТП: учет и налоговые последствия» Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль Подавать ли годовую декларацию в случае получения кешбэка и государственных компенсаций? В соответствии с ч. 2 ст. 3...
26.06.2025
С начала года ТЦК наложило более 11 тысяч штрафов за нарушение правил воинского учета
Несоблюдение правил воинского учета влечет за собой штраф. Больше по теме: Сколько раз могут наложить штраф за нарушение правил воинского учета Ведение журналов учета проверок состояния воинского учета Более 28 тысяч производств за нарушение правил воинского учета было открыто с начала 2025 года. ...
26.06.2025
ФРУ проводит опрос бизнеса, пострадавшего от войны, для определения механизма возмещения
ФРУ запускает анкету-опросник для пострадавшего от войны бизнеса (2014–2025). Ваши данные станут основой для реального механизма возмещения. Больше по теме: Возмещение расходов на непрерывное профразвитие медработников: изменения от КМУ Возмещение ущерба, нанесенного вследствие ДТП: алгоритм...
Лучшие материалы