Границы рынка: как защитить здоровую конкуренцию
26.10.2017 731 0 0
Борьба с монополиями и обеспечение условий для здоровой конкуренции все больше становятся глобальной задачей, выходя на межнациональный уровень. При этом именно границы рынка формируют правила экономического поведения большинства компаний в современном финансовом и товарном мире. Что это за границы, как их установление помогает в вопросах защиты конкуренции и достаточно ли полно это понятие урегулировано в отечественном конкурентном праве?
Конкуренция как состязание не существует сама по себе. Она происходит в четко очерченных границах обращения товаров (работ, услуг) – товарных, территориальных и временных. Эти границы и образуют различные рынки, исследованием которых занимаются конкурентные ведомства многих стран.
Зачем определять границы рынков? Определение границ рынка – не самоцель антимонопольного контроля. Наиболее точное тому объяснение, по нашему мнению, содержится в Уведомлении Комиссии (ЕС) об определении соответствующего рынка для целей конкурентного законодательства сообщества. В документе указывается, что главная задача определения рынка – установить факторы, которые сдерживают конкуренцию. Когда таких факторов немного, то конкурентное давление со стороны рыночных сил делает попросту экономически невыгодными запрещенные коммерческие практики – собственно злоупотребление доминирующим положением или картельный сговор тех или иных участников рынка.
Необходимость определять границы рынка при антимонопольных расследованиях в Евросоюзе базируется на многочисленной судебной практике. А она, в свою очередь, подтверждает важность максимально конкретных выводов и определений – поскольку любая неточность может привести к ошибочным выводам о наличии нарушения.
Как этот вопрос регулируется в Украине? Позиция украинских судов во многом схожа с европейской. В отечественном правовом поле порядок определения Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) границ рынка и положение субъектов хозяйствования на нем регулируется одним-единственным документом. А именно – Методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке (далее – Методика). Ее АМКУ утвердил еще в 2002 году, и с момента регистрации в Министерстве юстиции ее редакция не менялась.
По своему общему содержанию Методика близка к аналогичным документам конкурентных ведомств ведущих западных стран. Но некоторые важные моменты ею все же не покрыты.
Что не учтено? Так, в параграфе 14 уже упомянутого Уведомления Комиссии (ЕС) установлено, что одним из способов определения товарных и территориальных границ рынка можно считать оценку реакции покупателей на гипотетическое небольшое (в размере 5–10%), но постоянное повышение цен на исследуемый товар. Если большинство покупателей такого товара переключатся на доступные заменители и/или поставщиков из другого региона, то соответствующие товары и/или регионы следует включить в группу исследуемых и провести тест еще раз.
Тест проводится до тех пор, пока набор товаров и географических областей не становится таким, что большинство потребителей не видят доступной альтернативы, а повышение цены соответственно становится выгодным для «гипотетического монополиста». Такое исследование рынка практикующие антимонопольные юристы и экономисты так и называют «тестом гипотетического монополиста» или SSNIP-тестом. Он впервые упоминался еще в 1982 году Министерством юстиции США в Руководстве по слияниям, а затем приобрел широкую популярность в практике ведущих конкурентных ведомств по всему миру. Кроме того, этот тест рекомендован к использованию ОЭС и Международной конкурентной сетью (МКС).
В Методике, однако, не отражены обязательства АМКУ использовать SSNIP-тест, равно как и иные методы экономического анализа, прописанные в аналогичных документах других стран. Среди таких методов можно назвать: анализ перекрестной эластичности спроса, корреляционный анализ зависимости динамики изменения цены, анализ шоков спроса и предложения и пр.
К примеру, пунктом 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС от 28 апреля 2010 года № 220, указано, что при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов: «тест гипотетического монополиста»; анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен; расчет показателя перекрестной эластичности спроса.
Чем грозят пробелы в регулировании? Судебная практика показывает, что при отсутствии сильного обоснования по части границ рынка многие решения АМКУ впоследствии признаются недействительными. К примеру, ВХСУ решением от 25 октября 2016 года по делу № 910/4771/16 подтвердил законность решений судов предыдущих инстанций, которые установили, что АМКУ не провел анализа группы заменяемых товаров, а значит, не обосновал в решении товарные граница рынка.
Похожие претензии на сегодняшний день бизнес выдвигает к решениям АМКУ в отношении производителей (импортеров) и дистрибьюторов лекарственных средств, отстаивая свою позицию в судах. По мнению бизнеса, украинское антимонопольное ведомство в оспариваемых решениях полностью игнорирует экономическую составляющую спроса на лекарственные препараты, что является наиболее значимым фактором для целей определения границ рынка.
Экономическую взаимозаменяемость при этом АМКУ приравнивает к взаимозаменяемости с точки зрения законодательства про регистрацию лекарственных средств. То есть к эквивалентности оригинальных препаратов и тех, на действующее вещество которых истек срок патентной защиты (генериков).
Во втором случае речь, безусловно, идет о полной аналогии. Вопрос экономической замены, напротив, предполагает исследование целого ряда условий, описанных в той же Методике. Проведение углубленного экономического анализа помогло бы АМКУ избежать претензий бизнеса к полноте анализа и существенно повысило бы уровень доказывания в антимонопольных расследованиях.
Как исправить ситуацию? Антимонопольному комитету Украины необходимо как можно скорее внедрить на нормативном уровне экономические инструменты анализа рынков. Такую необходимость диктуют не только общие тренды антимонопольного права в мире, но и требования по сближению украинского конкурентного законодательства с европейским. В результате доказательная база решений ведомства улучшится, а практика применения конкурентного законодательства в Украине выйдет на качественно новый уровень.
Источник: https://mind.ua/
Комментарии к материалу