Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Границы рынка: как защитить здоровую конкуренцию

26.10.2017

Борьба с монополиями и обеспечение условий для здоровой конкуренции все больше становятся глобальной задачей, выходя на межнациональный уровень. При этом именно границы рынка формируют правила экономического поведения большинства компаний в современном финансовом и товарном мире. Что это за границы, как их установление помогает в вопросах защиты конкуренции и  достаточно ли полно это понятие урегулировано в отечественном конкурентном праве?

Конкуренция как состязание не существует сама по себе. Она происходит в четко очерченных границах обращения товаров (работ, услуг) – товарных, территориальных и временных. Эти границы и образуют различные рынки, исследованием которых занимаются конкурентные ведомства многих стран.

Зачем определять границы рынков?  Определение границ рынка – не самоцель антимонопольного контроля. Наиболее точное тому объяснение, по нашему мнению, содержится в Уведомлении Комиссии (ЕС) об определении соответствующего рынка для целей конкурентного законодательства сообщества. В документе указывается, что главная задача определения рынка – установить факторы, которые сдерживают конкуренцию. Когда таких факторов немного, то конкурентное давление со стороны рыночных сил делает попросту экономически невыгодными запрещенные коммерческие практики – собственно злоупотребление доминирующим положением или картельный сговор тех или иных участников рынка.

Необходимость определять границы рынка при антимонопольных расследованиях в Евросоюзе базируется на многочисленной судебной практике. А она, в свою очередь, подтверждает важность максимально конкретных выводов и определений – поскольку любая неточность может привести к ошибочным выводам о наличии нарушения.

Как этот вопрос регулируется в Украине? Позиция украинских судов во многом схожа с европейской. В отечественном правовом поле порядок определения Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) границ рынка и положение субъектов хозяйствования на нем регулируется одним-единственным документом. А именно – Методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке (далее – Методика). Ее АМКУ утвердил еще в 2002 году, и с момента регистрации в Министерстве юстиции ее редакция не менялась.

По своему общему содержанию Методика близка к аналогичным документам конкурентных ведомств ведущих западных стран. Но некоторые важные моменты ею все же не покрыты.

Что не учтено? Так, в параграфе 14 уже упомянутого Уведомления Комиссии (ЕС) установлено, что одним из способов определения товарных и территориальных границ рынка можно считать оценку реакции покупателей на гипотетическое небольшое (в размере 5–10%), но постоянное повышение цен на исследуемый товар. Если большинство покупателей такого товара переключатся на доступные заменители и/или поставщиков из другого региона, то соответствующие товары и/или регионы следует включить в группу исследуемых и провести тест еще раз.

Тест проводится до тех пор, пока набор товаров и географических областей не становится таким, что большинство потребителей не видят доступной альтернативы, а повышение цены соответственно становится выгодным для «гипотетического монополиста». Такое исследование рынка практикующие антимонопольные юристы и экономисты так и называют «тестом гипотетического монополиста» или SSNIP-тестом. Он впервые упоминался еще в 1982 году Министерством юстиции США в Руководстве по слияниям, а затем приобрел широкую популярность в практике ведущих конкурентных ведомств по всему миру. Кроме того, этот тест рекомендован к использованию ОЭС и Международной конкурентной сетью (МКС).

В Методике, однако, не отражены обязательства АМКУ использовать SSNIP-тест, равно как и иные методы экономического анализа, прописанные в аналогичных документах других стран. Среди таких методов можно назвать: анализ перекрестной эластичности спроса, корреляционный анализ зависимости динамики изменения цены, анализ шоков спроса и предложения и пр.

К примеру, пунктом 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС от 28 апреля 2010 года № 220, указано, что при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов: «тест гипотетического монополиста»; анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен; расчет показателя перекрестной эластичности спроса.

Чем грозят пробелы в регулировании? Судебная практика показывает, что при отсутствии сильного обоснования по части границ рынка многие решения АМКУ впоследствии признаются недействительными. К примеру, ВХСУ решением от 25 октября 2016 года по делу № 910/4771/16 подтвердил законность решений судов предыдущих инстанций, которые установили, что АМКУ не провел анализа группы заменяемых товаров, а значит, не обосновал в решении товарные граница рынка.

Похожие претензии на сегодняшний день бизнес выдвигает к решениям АМКУ в отношении производителей (импортеров) и дистрибьюторов лекарственных средств, отстаивая свою позицию в судах. По мнению бизнеса, украинское антимонопольное ведомство в оспариваемых решениях полностью игнорирует экономическую составляющую спроса на лекарственные препараты, что является наиболее значимым фактором для целей определения границ рынка.

Экономическую взаимозаменяемость при этом АМКУ приравнивает к взаимозаменяемости с точки зрения законодательства про регистрацию лекарственных средств. То есть к эквивалентности оригинальных препаратов и тех, на действующее вещество которых истек срок патентной защиты (генериков).

Во втором случае речь, безусловно, идет о полной аналогии. Вопрос экономической замены, напротив, предполагает исследование целого ряда условий, описанных в той же Методике. Проведение углубленного экономического анализа помогло бы АМКУ избежать претензий бизнеса к полноте анализа и существенно повысило бы уровень доказывания в антимонопольных расследованиях.

Как исправить ситуацию? Антимонопольному комитету Украины необходимо как можно скорее внедрить на нормативном уровне экономические инструменты анализа рынков. Такую необходимость диктуют не только общие тренды антимонопольного права в мире, но и требования по сближению украинского конкурентного законодательства с европейским.  В результате доказательная база решений ведомства улучшится, а практика применения конкурентного законодательства в Украине выйдет на качественно новый уровень.

Источник: https://mind.ua/

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
13.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Госстат планирует прекратить ЕГРПОУ: начато обсуждение Внесены изменения в Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 Работникам планируют предостави...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
14.05.2025
Правительство привлечет средства для кредитования МСБ с помощью двух государственных банков
Кредитование малого и среднего бизнеса: что предлагает Кабмин? Больше по теме: Доступные кредиты под 5, 7, 9 % и дисконтирование Кабмин принял ряд важных решений относительно доступности кредитования бизнеса. Об этом сообщил Премьер-министр Денис Шмигаль во время заседания Правительства 13 мая. &l...
14.05.2025
До 18.06.2025 СХ нужно получить разрешение на наружную рекламу
Расширен Перечень видов хозяйственной деятельности, которые не могут проводиться на основании подачи декларации в условиях военного положения, в частности, размещение наружной рекламы! Больше по теме: Акт на списание товаров, использованных для рекламной бесплатной раздачи Рекламные услуги: учет у...
13.05.2025
Платежное мошенничество с карточками: обзор НБУ
В 2024 году наблюдалось уменьшение количества незаконных действий и мошеннических операций с использованием платежных карточек, по которым был понесен ущерб. Этот показатель по сравнению с 2023 года снизился на 2 тыс. операций (или на 1 %) – до 270 тыс. операций. Больше по теме: Зарплатная ка...
Лучшие материалы