Для чего нужен финансовый омбудсмен?
11.05.2017 319 0 0
Внедрение в Украине института финансового омбудсмена сможет ускорить реформирование системы защиты прав потребителей на рынках финансовых услуг. Он будет отстаивать интересы потребителей финансовых услуг и упростит урегулирование спорных вопросов между ними и банками. В этом уверены банкиры, во время встречи в НАБУ обсудили Концепцию создания финансового омбудсмена, которая была представлена проектом USAID FST «Трансформация финансового сектора».
Пока ни один из государственных или негосударственных органов в Украине не наделен реальными полномочиями для защиты прав потребителей финансовых услуг. Споры между потребителями и финучреждениями рассматриваются исключительно судами, которые продемонстрировали свою неэффективность и предвзятость, а потому пользуются низким доверием как банков, так и их клиентов.
Проект закона «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины» (относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг) (регистрационный №2456-д), который имел бы существенно усовершенствовать систему защиты прав потребителей финуслуг, уже давно находится на рассмотрении в Парламенте.
Документ прошел первое чтение, но в целом еще не принят. Введение института финансового омбудсмена, который будет выступать своеобразным арбитром между потребителем и финансовым учреждением и помогать в решении споров мирным путем, создаст действенную альтернативу государственно-судебной системе.
Для создания института финансового омбудсмена на законодательном уровне необходимо принять закон «О финансовом омбудсмене», который сейчас находится на стадии разработки.
Вместе с другими инициативами – проектом закона №2456-д и недавно принятым Законом «О потребительском кредитовании» (№1734-VIII), он позволит приблизить законодательство Украины к требованиям ЕС в сфере защиты прав потребителей.
КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА
Что касается самой Концепции финансового омбудсмена в Украине, то она разрабатывается с учетом требований Директивы ЕС 2013/11/ЕС, которые являются обязательными в странах ЕС с 1 января 2016 года.
Предполагается, что процедура внесудебного разрешения споров создаст привлекательные условия для потребителя и будет длиться не более 90 дней. Новый процесс обеспечит высокую компетентность, прозрачность и независимость принятия решений.
В ходе встречи в НАБУ банкиры рассмотрели основные элементы этой Концепции. А именно, принципы деятельности и функции финансового омбудсмена, процесс разрешения спора, порядок назначения и организационную структуру, бюджет и источники финансирования.
Следующим шагом в реализации этого проекта станет разработка детальной Дорожной карты по запуску работы финансового омбудсмена, уточнение организационной структуры и детализация процедур. С этой целью достигнута договоренность относительно сбора необходимой статистики и дальнейшего участия НАБУ в проекте.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Стоит отметить, что органы досудебного урегулирования споров между финансовыми учреждениями и потребителями удачно функционируют в 40 странах мира. Например, в Армении, Австралии, Великобритании и Нидерландах финансовый омбудсмен является единственным для всего финансового сектора. В Бельгии, Канаде, Италии, Польше, Швейцарии – это отдельный орган для одного или более сегментов финансового рынка. В форме комитета по делам защиты прав потребителей омбудсмен представлен в Дании и Швеции, в качестве департамента жалоб в составе финансового регулятора – на Мальте и в Испании. В Латвии и Литве он функционирует в рамках государственного органа по защите прав потребителей.
В целом в странах ЕС успешно функционируют более 50 подходов по внесудебного урегулирования споров в сфере финансовых услуг.
Источник: http://finpost.com.ua/news/3073
Комментарии к материалу