Что должно указываться на этикетках продуктов по новым требованиям
Уже через месяц вступят в силу новые правила информирования потребителей о пищевых продуктах. У аграриев осталось совсем немного времени для «переформатирования» производственных процессов под новые требования. Выделим основные моменты, на которых следует сосредоточить внимание.
Точно, достоверно и понятно
По представлению Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений был принят один из важнейших для европейской интеграции Украины актов - закон «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» от 6.12.2018 №2639-VIII. Он начнет действовать с 6.08.2019.
Первое, на чем следует сосредоточиться, - это определение понятия «производитель пищевой продукции, ответственный за информацию о продукте». Согласно п.16 ч.1 ст.1 закона им является производитель пищевой продукции, под наименованием которого продукт вводится и находится в обращении, а для импортируемых пищевых продуктов - импортер.
Акт устанавливает следующие общие требования к информации о пищевых продуктах: она должна быть точной, достоверной и понятной, а также не вводить потребителя в заблуждение, в частности, относительно:
- характеристик пищевого продукта (например его состава, количества, минимального срока годности, страны происхождения и т.п.);
- приписывание продукта несвойственных ему свойств или последствий потребления;
- особых характеристик продукта, если аналогичные продукты имеют такие же характеристики, в частности путем подчеркивания факта наличия или отсутствия определенных ингредиентов и / или питательных веществ;
- предположение (с помощью, например, внешнего вида, описания или графических изображений) о наличии в пищевом продукте определенного компонента или ингредиента, если на самом деле компонент или ингредиент, который обычно присутствует или используется в этом продукте, заменено другим компонентом или ингредиентом (ч.3 ст.4).
Названия с уточнениями
Важной для агропромышленного сектора является требование, название продукта должна сопровождаться информацией о его физическом состоянии или специальную обработку, которой он подвергался (порошкообразный, продукт сублимационной сушки, быстро замороженный, концентрированный, копченый и т.д.), во всех случаях, когда отсутствие таких сведений может ввести потребителя в заблуждение.
Причем название пищевых продуктов, которые были заморожены до продажи, но при этом продаются в размороженном состоянии, должен включать слово «разморожен». Это требование, однако, не распространяется на:
- ингредиенты, содержащиеся в конечном (готовом к употреблению) продукте;
- продукты, для которых замораживание является необходимым этапом технологического процесса производства;
- продукты, размораживания которых не влияет отрицательно на их безопасность и качество.
Представителям мясоперерабатывающей отрасли необходимо также учесть, что название мясных продуктов и мясных полуфабрикатов в форме порезанного или порционного мяса, туш или их частей должна включать информацию о наличии добавленной воды, если она составляет более 5% от массы готового продукта. Эти требования распространяются на рыбные продукты и готовые продукты в форме кусков, порций, филе или целого рыбного продукта.
Об отсутствии аллергенов и наличие ГМО
Отдельно стоит обратить внимание на тот момент, что обозначение «без глютена» может быть применено только при условии, что его содержание не превышает 20 мг на 1 кг общей массы пищевого продукта (обозначение «с очень низким содержанием глютена» - не более 100 мг на 1 кг).
Заметим, что овес, который содержится в пищевых продуктах, заявленных как продукты без глютена или с очень низким его содержанием, должно быть специально произведенный так, чтобы избежать его загрязнения примесями пшеницы, ржи, ячменя или их гибридных видов. При этом содержание глютена в таком овсе не может превышать 20 мг на 1 кг.
Также в законе предусмотрено, что в ингредиентах продукции ответственное лицо обязано четко указать названия веществ, которые являются аллергенами. Они должны быть выделены шрифтом, цветным фоном, стилем и т.д. среди остальных ингредиентов в перечне.
Концепция указания наличия (отсутствия) генетически модифицированных организмов в продукте также существенно меняется. Теперь ответственные лица должны будут писать не об отсутствии ГМО, а об их наличии в случае, если их доля превышает 0,9% в любом ингредиенте пищевого продукта.
Таким образом, производителям необходимо готовиться к тому, что этикетки продуктов должны претерпеть существенные изменения с 6.08.2019, и уже внедрять в производственные процессы указаны новации. Ведь закон предусматривает достаточно большие штрафы за его нарушение. Так, непредоставление потребителю информации о веществах, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, приведет к штрафу в размере до 30 минимальных заработных плат (125190 грн.).
https://zib.com.ua/
Комментарии к материалу