Четыре удачных решения, которые помогли украинским производителям
01.12.2017 414 0 0
Основной торговый партнер Украины – Европейский союз – заинтересован, чтобы в нашей стране применялись принципы "свободной торговли" абсолютно всеми товарами.
Европейцы хотят, чтобы мы продавали/покупали сырье и готовую продукцию по одинаковым условиям – без мораториев и заградительных пошлин.
ЕС это выгодно, поскольку Украина – страна с большими запасами сырья. В потенциале, это сырье будет перерабатываться на предприятиях европейских стран в продукцию с высокой добавленной стоимостью, обеспечивая их рабочими местами и поступлениями от налогов.
В то же время, большинство европейских стран в то или иное время применяли и применяют протекционизм в отношении национальных производств.
Например, многие страны ЕС дотируют аграрный сектор и производителей пищевых продуктов, вводят квоты и пошлины на ввоз готовых товаров и промышленную продукцию.
Таким образом они защищают своих производителей от более дешевой продукции других стран.
В данный момент Украина вплотную приблизилась к тому моменту, когда нужно четко выбирать: делать упор на собственного производителя товаров с высокой добавленной стоимостью и богатеть, или окончательно закрепиться в качестве сырьевого придатка, надеясь на благоприятную ценовую конъектуру на мировых рынках.
В истории независимой Украины есть несколько примеров успешной поддержки государством отдельных отраслей. Среди них: заградительная пошлина на вывоз семян подсолнуха, повышение пошлины на экспорт металлолома, мораторий на экспорт леса-кругляка и заградительные пошлины на импорт удобрений из России.
Когда эти меры приводили к развитию производств с высокой добавленной стоимостью, а когда они – не помогли.
Заградительная пошлина на вывоз семян подсолнуха
В 1999 году Украина ввела 23-процентную пошлину на вывоз семечки подсолнуха. До этого из страны экспортировалось примерно половина выращенных семян подсолнуха.
После того как экспорт "семечки" стал экономически не выгоден, компании начали перерабатывать ее в подсолнечное масло внутри страны.
Масложировая отрасль пошла вверх. Агробизнес начал активно инвестировать в строительство экстракционных заводов и перевалочных терминалов. С 1999 года экстракционные мощности выросли в 5 раз и продолжают расти.
Сегодня Украина – мировой лидер по экспорту подсолнечного масла, не смотря на то, что в 2001 году вывозная пошлина на семена подсолнуха была снижена до 17%, а потом ежегодно уменьшалась еще на один пункт до 10%.
То есть пошлина перестала быть заградительной. Но, благодаря ее действию, Украина смогла построить внутри страны переработку, занять лидирующее место в мире, и зарабатывать на экспорте миллиарды долларов – $3,7 млрд в 2016 году.
Если бы Украина вместо масла экспортировала б только семечку подсолнуха, то заработала б всего $900 млн.
Паркет вместо бревен
В ноябре 2015 года в Украине на 10 лет вступил в действие мораторий на экспорт леса-кругляка.
До этого украинский лес экспортировался в соседние европейские страны, где перерабатывался в продукцию с высокой добавленной стоимостью (паркет, мебель) и в виде готовой продукции импортировался обратно в Украину.
Поэтому Евросоюз недружелюбно воспринял украинский мораторий. Развитые европейские страны, как известно, исповедуют политику свободной торговли сырьем. Но при этом, регулируют торговлю товаров с высокой допстоимостью со странами, не входящими в ЕС.
Мораторий дал положительный эффект для украинской экономики в виде наращивания деревоперерабатывающих мощностей. Только за 2016 года Украина в три раза нарастила ввоз деревообрабатывающего оборудования.
Параллельно экспорт продуктов деревообработки увеличился больше чем на 10%.
Отметим, что куб необработанного леса стоит $50-60. При производстве фанеры, цена в перерасчете на кубический метр вырастает до $270. Стоимость дизайнерской мебели, которая включает высокую добавленную стоимость, стартует от $500 в перерасчете на кубометр древесины.
Что значит для Украины собственная деревообрабатывающая промышленность? Рабочие места, налоги, валютная выручка, замещение импортируемой продукции деревообработки.
Через время запрет на вывоз древесины может быть отменен, как и в случае с семенами подсолнуха.
Главное, что к этому времени страна создаст собственные мощности по деревообработке и, соответственно, конкуренция с иностранными производителями будет равноправной.
Свои удобрения вместо кремлевской экспансии
В мае 2017 года Украина ввела 31,84% пошлину на импорт карбамида и карбамидно-аммиачной смеси (КАС) из России. До этого страна продлила пошлина на российскую селитру.
Как известно, минеральные удобрения производятся из природного газа, которого в России – с избытком. Поэтому у Кремля есть ресурсы дотировать дешевым газом своих производителей удобрений. А те экспортируют их в другие страны. В первую очередь – в Украину, убивая, таким образом, нашу химическую промышленность.
Из-за того, что Украина (второй после Германии потребитель российского газа) с начала 2016 года перестала закупать газ у российского ОАО "Газпром", в РФ образовался профицит этого ресурса.
Таким образом, российские компании продолжали поставлять газ в Украину только в виде продукта переработки – минеральных удобрений.
Украинские химические предприятия не могут конкурировать в цене с российскими, так как не имеют доступа к дешевому газу.
Кроме экономического фактора, есть еще и политический. Если Украина, в результате присутствия дешевых импортных удобрений, потеряет свою химическую промышленность, то аграрии полностью переориентируются на российский продукт.
Тогда Кремль получит инструмент контроля нашего агросектора, который является главным конкурентом россиянам на внешних рынках.
Поэтому пошлины в отношении российских удобрений, кроме экономической безопасности, еще и пример того, как вместо импорта готовой продукции, государство стимулирует импорт сырья (в нашем случае европейского газа), чтобы здесь перерабатывать его в готовую продукцию, оставлять в стране добавленную стоимость, валютную выручку, налоги и создавать рабочие места.
Украинский металл вместо турецкого
Еще один пример защиты украинского производителя – пошлины на экспорт лома черных металлов из Украины.
Пошлина в размере 30 евро за тонну была введена в сентябре 2016 года и продлена в августе 2017 еще на год.
Металлолом – стратегическое сырье для украинской металлургии. С его помощью меткомбинаты снижают себестоимость производства стали, а электрометаллургические заводы и вовсе работают только на нем.
До введения пошлины украинский лом, который шел на экспорт, потреблялся основными конкурентами украинских металлургов в регионе. В первую очередь это касается Турции, чьи комбинаты были главными потребителями нашего лома.
При этом, в Турции цена переработки лома в заготовку значительно дешевле, потому что там работают новые заводы, которые субсидировались государством.
Параллельно турки обложили 20-процентной пошлиной украинский прокат. Таким образом, они создали благоприятные условия для поставок сырья на свои заводы. Но заградили при этом путь для нашей готовой продукции.
Как известно, горно-металлургический комплекс Украины – одна из главных экспортных отраслей страны, которая ежегодно дает миллиарды долларов экспортной выручки и создает сотни тысяч рабочих мест.
За время работы пошлины в Украине на 17% выросло производство труб, на 8% выросло производство металлоконструкций. В отличии от металлолома эти товары имеют высокую добавленную стоимость.
На фоне введения пошлины на лом металлурги объявили о планах инвестировать в свои производства суммарно $10 млрд до 2030 года.
Пример протекционизма, который сработал не так, как хотелось
Поддержка украинского автопрома – один примеров государственной помощи, который не помог создать в стране конкурентное преимущество.
Как известно, Украина почти 20 лет поддерживала отечественных производителей автомобилей. Но полноценного автопрома внутри страны так и не получилось.
Например, с 1998 по 2005 годы украинские автозаводы не платили НДС. Таким образом, они имели 20% преимущество перед конкурентами. Через суды ЗАЗу удалось продлить действие нулевого НДС до 2008 года.
С 2005 по 2009 год в Украине действовала 25% пошлина на ввоз авто.
После 2009 года украинский автопром получил фору за счет введения акциза на бывшие в употреблении авто. С 2010 по 2013 год действовал экологический сбор.
Потом в 2013 году правительство ввело дополнительные к 10-процентной пошлине на импортные автомобили (6,46% для авто с объемом двигателя 1-1,5 л и 12,95% - для машин с двигателем 1,5-2,2 л.). Тогда же был введен и утилизационный сбор. Отменили их лишь в 2014 году.
Это были почти 20 лет тарифной защиты, которые не помогли.
Например, с начал 2017 года в Украине было произведено всего 4,8 тыс. легковых автомобилей, из которых 4,16 тыс. – автомобили SKODA производства завода "Еврокар". В то же время Украина импортировала 110 тыс. легковых автомобилей на $1,5 млрд.
Источник: https://biz.censor.net.ua/
Комментарии к материалу