Больше по теме:
Несмотря на то, что война длится четвертый год, а органами государственной власти всех уровней неоднократно осуществлялось информирование о мерах безопасности во время воздушных тревог работодателей и работников, инспекторы труда периодически получают информацию, что имеют место случаи, когда работодатели требуют от работников продолжать работу, в частности со ссылкой на то, что законодательством прекращение работы во время воздушной тревоги прямо не предусмотрено. Учитывая последнее, дополнительно информируем, что к законодательным актам, нормами которых установлены соответствующие гарантии для работников по обеспечению их безопасности, в том числе во время воздушных тревог, в случае риска авиаудара или запуска ракет в направлении населенного пункта относятся:
Прежде всего следует отметить, что перечень прав человека, содержащийся в международных документах, в частности в Межнародном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод начинается с права на жизнь. Обязанность каждого государства защищать это право является первоочередным. Жизнь – это предтеча реализации всех прав и свобод человека. Право на жизнь также признается основным правом человека в соответствии с международным правом и имеет природу jus cogens (императивная норма общего международного права). Общее обязательство защитить право на жизнь с помощью закона, а также принимать все возможные и доступные меры по такой защите во время чрезвычайных ситуаций, обусловленных войной, является обязательным.
В соответствии со ст. 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью.
Частью 1 ст. 4 Закона № 2136 предусмотрено, что в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположено предприятие, учреждение, организация, и существования угрозы для жизни и здоровья работника он может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении (кроме случаев принудительного привлечения к общественно полезным работам в условиях военного положения, привлечения к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры).
Согласно нормам Кодекса гражданской защиты гражданская защита – это функция государства, направленная на защиту населения, территорий и имущества от чрезвычайных ситуаций, в частности, от событий военного характера. Материальные и технические ресурсы, привлекаемые для защиты населения, применяются как на государственном и местном уровнях, так и на объектовом уровне, в том числе на уровне предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
Обеспечение гражданской защиты относится также к обязанностям работодателей и, в частности, касается работников во время оповещения о воздушной тревоге.
Статьей 130 Кодекса гражданской защиты предусмотрена разработка планов реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе для оповещения воздушной тревоги. План реагирования на чрезвычайные ситуации разрабатывается субъектами хозяйствования (кроме объекта повышенной опасности) с количеством работающего персонала более 50 человек и утверждается руководителем такого субъекта хозяйствования.
Субъектами хозяйствования (кроме объектов повышенной опасности) с численностью работающего персонала 50 человек и менее разрабатывается и утверждается инструкция относительно действий персонала субъекта хозяйствования в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.
Уведомление об угрозе или возникновении таких чрезвычайных ситуаций осуществляется через системы оповещения разных уровней, электронные коммуникационные сети общего пользования и т. п., в соответствии со ст. 30 Кодекса гражданской защиты, Положением № 733, в частности, путем отрывочного звукового предупреждающего сигнала «Внимание всем» и трансляции соответствующего уведомления об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.
Действующим законодательством Украины в сфере гражданской защиты предусмотрен четкий алгоритм поведения граждан и полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Путем соответствующих уведомлений (сигналов и сообщений) органы управления гражданской защиты доводят до жителей населенных пунктов информацию об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, воздушной тревоге, авариях, катастрофах, эпидемиях, пожарах и т. д. После получения таких уведомлений граждане должны действовать в соответствии с инструкциями и правилами гражданской защиты. В частности, прекратить работу и принять необходимые меры безопасности (дополнительно см. постановление Верховного Суда – дело № 910/2116/21 (910/12050/21).
Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, которая представляет явную опасность для жизни работника, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда. Работник имеет право отказаться от выполнения порученной работы, если создалась производственная ситуация, представляющая опасность для жизни или здоровья такого работника или окружающих его людей и окружающей среды (ст. 153 КЗоТ).
В то же время должностные лица работодателя могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 41 КУоАП, нарушение законодательства об охране труда), а также в зависимости от тяжести и последствий проступка – и к уголовной ответственности (ст. 271 Уголовного кодекса), если работодатель не принимал меры по обеспечению безопасности работников, в частности, мер реагирования в случае воздушной тревоги, в связи с чем был причинен вред здоровью работников, или следствием чего стала гибель людей или другие тяжкие последствия.
Восточное МУ Гоструда