Более четверти топлива продается по фальшивым чекам – исследование
Более 26% чеков, по которым отпускалось топливо на украинских АЗС, отсутствуют в базе фискальных чеков «Е-реестр». Такие данные совместного исследования Киевского национального торгово-экономического университета (КНТЭУ), Consumer Assembly of Ukraine и Всеукраинского движения «Молодежь за права потребителей».
Согласно исследованию, «Топливо» заняло вторую строчку рейтинга продаж по «несуществующим» чекам. На первом месте - «Табачные изделия» с долей в 40%, третью строчку занимает «Техника» (15,4%). Менее всего отсутствующих фискальных чеков в базе «Е-реестр» в группе товаров «Алкоголь» (10%).
Природа и причины, по которым эти чеки не попадают в базу, разные. Это может быть умысел продавца, который вместо кассового аппарата поставил «карманный» принтер», симулирующий работу кассового аппарата. Могут быть и такие ситуации, когда информация с кассового аппарата «по пути» в налоговую где-то теряется.
Для исследования было взято 300 чеков в девяти областных центрах Украины таких, как Житомир, Киев, Чернигов, Черкассы, Полтава, Кропивницкий, Одесса, Херсон и Запорожье.
База фискальных чеков «Е-реестр» была создана в 2013 г., но электронный сервис, который позволяет покупателю товаров (услуг) осуществлять поиск и просмотр фискального кассового чека, был реализован осенью 2018 г.
Сервис находится в открытой части «Электронного кабинета» на сайте Государственной фискальной службы (ГФС), доступ к которой осуществляется в режиме реального времени (24/7/365) без идентификации личности по ссылке.
В то же время, что граждане не знают и не пользуются этим сервисом, о чем свидетельствует небольшое количество запросов на проверку фискальных чеков. Всего в период октября-ноября 2018 г. сервисом воспользовались около 13 тыс. раз и было отправлено незначительное количество жалоб на факт отсутствия фискального чека в базе ГФС.
Небольшое количество обращений о факте отсутствия фискального чека является следствием того, что сервис по проверке чеков находится в открытой части электронного кабинета, а возможность подачи идентифицированной жалобы в закрытой его части и требует идентификации жалобщика.
Изменить ситуацию в лучшую сторону можно предложив покупателю несколько вариантов идентификации (через ЭЦП, банк ID, МобайлID или закрытую часть электронного кабинета), а также обязав ГФС систематически информировать общественность о результатах выявленных фальсификаций фискальных чеков.
enkorr.com.ua
Комментарии к материалу