Деятельность любого медицинского КНП неразрывно связана с использованием различных медикаментов, приборов, комплексов, систем, оборудования, аппаратов, инструментов, устройств, имплантатов, приспособлений, материалов или прочих изделий и т. п. Перечень их довольно большой, поэтому и учет трудоемкий. Рассмотрим, на какие моменты учета и контроля следует обратить внимание медицинскому КНП на этапе поступления лекарственных средств и медицинских изделий.
Общий механизм формирования в учете информации о лекарственных средствах и медицинских изделиях в натуральной и денежной форме, которые признаются запасами, определяют Методические рекомендации ведения учета лекарственных средств и медицинских изделий в заведениях здравоохранения, утвержденные приказом Минздрава от 09.09.14 г. № 635 (далее – Методрекомендации № 635).
В целях организации бухгалтерского учета лекарственных средств и медицинских изделий каждое медицинское КНП самостоятельно определяет порядок приема, хранения, отпуска (перемещения), списания использованных лекарственных средств и медицинских изделий с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных и Методрекомендаций № 635.
Лекарственные средства и медицинские изделия в медицинском КНП учитываются:
В бухгалтерской службе медицинского КНП лекарственные средства и медицинские изделия учитываются:
В определенный срок материально ответственные лица подают все первичные документы по поступлению и выбытию лекарственных средств и медицинских изделий в бухгалтерскую службу.
Бухгалтерская служба, в частности:
Материально ответственные лица в местах хранения (нахождения, использования) лекарственных средств и медицинских изделий ведут:
Входной контроль качества: общие положения
В соответствии с п. 2 разд. І Правил хранения и ведения контроля качества лекарственных средств в лечебно-профилактических заведениях, утвержденных приказом Минздрава от 16.12.03 г. № 584 (далее – Правила № 584), входной контроль качества лекарственных средств в медицинском КНП осуществляют уполномоченные лица:
Их назначают приказом руководителя медицинского КНП ответственными за качество лекарственных средств. Сведения об уполномоченном лице (фамилия, контактный телефон) и форме связи (телефон, факс, электронная почта) сообщаются в течение 10-дневного срока после назначения уполномоченного лица территориальному органу Гослекслужбы (далее – территориальные органы) по месту нахождения медицинского КНП.
Главные обязанности уполномоченного лица медицинского КНП изложены в п. 2 разд. V Правил № 584:
1. Проведение визуального контроля полученных лекарственных средств, который включает проверку:
При необходимости, если возникло подозрение в отношении качества, лекарственные средства проверяются с раскрытием упаковок на предмет размеров, формы, цвета, однородности, количества единиц в упаковке, наличии загрязнений.
2. Отбор образцов сомнительных лекарственных средств и направление их в территориальный орган Гослекслужбы для проведения лабораторных исследований качества лекарственных средств в случае возникновения сомнения относительно качества лекарственных средств при осуществлении визуального контроля. На время проведения таких исследований до окончательного решению вопроса об их качестве серии сомнительных лекарственных средств находятся в специально отведенной, четко определенной, промаркировавшей карантинной зоне (помещении), отдельно от другой продукции, с обозначением «Карантин» с указанием причин исключения из обращения и даты перемещения;
3. Проведение входного контроля качества, который осуществляется не позднее следующего дня с даты получения лекарственных средств в месте приема продукции.
|
Внимание Запрещается применение полученных лекарственных средств в медицинском КНП до получения письменного вывода уполномоченного лица, осуществляющего входной контроль качества лекарственных средств в медицинском КНП. |
До оформления письменного вывода входного контроля лекарственные средства необходимо размещать и хранить в условиях, определенных производителем в инструкции для медицинского применения лекарственного средства, в специально отведенной, четко определенной, промаркированной карантинной зоне (помещении), отдельно от другой продукции, с обозначением «Карантин».
Порядок проведения входного контроля качества лекарственных средств в медицинском КНП регламентирует п. 3 разд. V Правил № 584.
В частности, уполномоченное лицо медицинского КНП при осуществлении входного контроля качества лекарственных средств должно проверять соответствие полученных лекарственных средств сопроводительным документам в отношении количества, дозировки, номеров серий, сроков годности, регистрационного статуса, наименования, врачебной формы, наименования производителя. Каждая серия лекарственного средства должна сопровождаться копиями:
Уполномоченное лицо оформляет заключение входного контроля качества лекарственных средств путем отметки на накладной: «Входной контроль проведен, результат позитивный/негативный, разрешено/не разрешено к использованию(применению) (указать Ф.И.О. уполномоченного лица, дату проведения входного контроля, поставить подпись)». Кроме того, оно осуществляет ведение реестра лекарственных средств, поступивших в лечебно-профилактическое заведение (приложение 1 к Правилам № 584), с возможностью отслеживания распределения и использования лекарственных средств в отделениях медицинского КНП.
Также уполномоченное лицо осуществляет мониторинг предписаний/распоряжений/решений Гослекслужбы и ее территориальных органов. При наличии указанных в предписании/распоряжении/решении лекарственных средств вносит запись в журнал ведения учета распоряжений/решений/предписаний от Гослекслужбы и ее территориальных органов (приложение 2 к Правилам № 584) в электронном и/или бумажном виде с возможностью срочного формирования реестров движения лекарственных средств на выполнение запросов Гослекслужбы и ее территориальных органов.
Уполномоченное лицо проверяет наличие в медицинском КНП и изымает:
В обязанности уполномоченного лица также входит предоставление территориальному органу Гослекслужбы информации о:
Выявив образцы таких лекарственных средств, необходимо принимать меры по исключению их из обращения путем помещения в специально отведенную, четко определенную, промаркированную карантинную зону (помещение), отдельно от другой продукции, с обозначением «Карантин» с указанием причин исключения из обращения и даты перемещения.
Конечно, уполномоченное лицо должно принимать меры, указанные в решениях Гослекслужбы, по качеству лекарственных средств.
Кроме того, уполномоченное лицо осуществляет:
Специальное обозначение является штампом красного цвета с надписью «Бюджетная закупка» или стикером с надписью красного цвета «Бюджетная закупка», которые наносятся на внешнюю (вторичную) упаковку лекарственных средств, в том числе МИБП, закупаемых за счет бюджетных средств. При отсутствии вторичной упаковки по возможности штамп или стикер наносится на первичную упаковку.
|
Внимание! Получение лекарственных средств, которые требуют соблюдения «холодовой цепи», необходимо оформлять актом приемки-передачи с указанием условий хранения во время транспортировки (п. 3 разд. V Правил № 584). |
Хранение, транспортировка, прием и учет МИБП осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения надлежащих условий хранения, транспортировки, приема и учета вакцин, анатоксинов и аллергена туберкулезного в Украине, утвержденным приказом Минздрава от 16.09.11 г. № 595.
При положительном результате входного контроля уполномоченное лицо предоставляет письменное заключение о возможности использования (применения) серий(и) лекарственных средств и передает полученные лекарственные средства для применения в отделение медицинского КНП или на хранение.
При отрицательном результате входного контроля уполномоченное лицо составляет акт о выявленных дефектах, который является основанием для возврата лекарственных средств поставщику (см. образец). Копия акта в десятидневный срок (если иное не предусмотрено решением Гослекслужбы) представляется в территориальный орган Гослекслужбы вместе с копиями:
Образец
|
КНП «Центральна міська лікарня», м. Миколаїв, вул. Бузника, 16 «30» червня 2021 р. Акт
|
Порядок отбора образцов лекарственных средств для лабораторного анализа при осуществлении государственного контроля качества таких средств утвержден постановлением КМУ от 03.02.10 г. № 260.
В частности, медицинское КНП обеспечивает доступ должностных лиц Гослекслужбы, территориальных служб по месту осуществления хозяйственной деятельности к лекарственным средствам для отбора образцов с учетом установленного режима работы. Отбор образцов проводится должностными лицами Гослекслужбы, территориальных служб в присутствии руководителя медицинского КНП или уполномоченного им лица и удостоверяется актом отбора образцов. Лицо, уполномоченное на проведение отбора образцов, до начала отбора обязано предъявить представителю медицинского КНП решение об отборе образцов и ознакомить его с порядком такого отбора.
Должностными лицами Гослекслужбы, территориальной службы составляется акт отбора образцов лекарственных средств для лабораторной проверки их качества, утвержденный приказом Гослекинспекции от 19.01.09 г. № 07, в трех экземплярах, с обоснованием причины отбора. Все экземпляры подписываются должностным лицом, которое провело отбор образцов, и присутствующим во время отбора руководителем медицинского КНП или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр акта остается у должностного лица, которое его составило, второй – прилагается к образцам лекарственных средств, третий – передается присутствующему при отборе руководителю медицинского КНП или уполномоченному им лицу.
Половина отобранных образцов лекарственного средства упаковывается отдельно, опломбируется и передается медицинскому КНП для хранения в соответствии с установленными условиями как контрольный образец. Должностное лицо, отобравшее образцы, и присутствующий при отборе руководитель медицинского КНП или уполномоченное им лицо проставляют на упаковке свои подписи.
По результатам лабораторного анализа составляется заключение по качеству лекарственного средства, которое в течение одного рабочего дня после его подписания передается лабораторией в соответствующую Гослекслужбу, территориальную службу. Копии такого заключения в течение двух рабочих дней передаются медицинскому КНП, у которого образцы были отобраны.
Проведение лабораторного анализа и составление заключения по качеству лекарственного средства осуществляется в течение 14 рабочих дней с даты отбора образцов. Срок проведения лабораторного анализа может быть продлен в связи с необходимостью приобретения специфических реактивов, стандартных образцов и в случае, если метод анализа предусматривает более длительный срок. Органы государственного контроля обязаны в письменном виде уведомить медицинское КНП об основаниях и сроке, на который продлевается проведение лабораторного анализа.
|
Внимание! Общий срок проведения лабораторного анализа не может превышать 21 день. |
Соответствующая Гослекслужба, территориальная служба на основании результатов анализа актов отбора образцов и заключения по качеству образцов лекарственного средства, выданных лабораторией Гослекслужбы, территориальной службы, издает в трехдневный срок со дня поступления заключения:
Срочное сообщение о выявлении фальсифицированных, некачественных или незарегистрированных образцов лекарственного средства в течение одного рабочего дня передается в Гослекслужбу, а копии распоряжения/предписания о возобновлении/остановке обращения соответствующей серии или всех серий лекарственного средства в регионе передаются медицинскому КНП.
Исходя из разд. ІІ Методрекомендаций № 635, учет лекарственных средств и медицинских изделий на складе осуществляется по наименованиям по каждому лекарственному средству и медицинскому изделию отдельно, с указанием его названия, дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы и т. П.), информации об упаковке (коробки, флаконы, тубы и т. п.), названии производителя, количества, цены и суммы. Для аналитического учета лекарственных средств и медицинских изделий материально ответственными лицами склада ведется Книга складского учета лекарственных средств и медицинских изделий (приложение 1 к Методрекомендациям № 635).
При приеме в специальное помещение для хранения лекарственных средств и медицинских изделий (склад) материально ответственное лицо расписывается на каждом из трех экземпляров приходной накладной об их получении. Первый экземпляр приходной накладной передается в бухгалтерскую службу, второй – остается у материально ответственного лица, третий экземпляр возвращается поставщику.
Выдача лекарственных средств и медицинских изделий со склада в отделение осуществляется согласно накладной (требованию) (приложение 2 к Методрекомендациям № 635), которая выписывается в двух экземплярах старшей медсестрой каждого отделения. В соответствии с указанной потребностью в накладных (требованиях) материально ответственным лицом склада осуществляется отпуск с проставлением фактически отпущенного количества по каждому наименованию, цены и суммы, а также общий итог по этим учетным документам в гривнях с копейками. Один экземпляр полностью заполненной накладной (требования) остается у старшей медицинской сестры, второй у материально ответственного лица склада, с последующим внесением и подшивкой ее в реестр выданных накладных(требований).
Материально ответственное лицо склада на основании приходных накладных и расходных накладных (требований) делает записи в документах, таких как:
Эти реестры составляются в двух экземплярах и подаются в бухгалтерскую службу не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным. Один экземпляр реестра с подшитыми к нему накладными после проверки правильности оформления первичных документов остается в бухгалтерской службе. Второй – с отметкой бухгалтера о приеме возвращается материально ответственному лицу склада.
Материально ответственные лица склада не поздее второго числа месяца, следующего за отчетным, составляют и подают в бухгалтерскую службу медицинского КНП Отчет о поступлении и отпуске (использовании) лекарственных средств и медицинских изделий (приложение 6 к Методрекомендациям № 635).
Согласно разд. ІІІ Методрекомендаций № 635 учет лекарственных средств и медицинских изделий в отделениях медицинского КНП ведется материально ответственными лицами отделений в количественном измерении по наименованиям медицинских изделий и лекарственных средств.
Материально ответственные лица отделений должны соблюдать требования по:
Поступление лекарственных средств и медицинских изделий со склада и их использование в каждом отделении отражается в Журнале учета отделениями полученных и использованных лекарственных средств и медицинских изделий (приложение 5 к Методрекомендациям № 635).
Согласно разд. ІІІ Методрекомендаций № 635 выдача на посты (манипуляционные комнаты, кабинеты) лекарственных средств и медицинских изделий проводится главными (старшими) медицинскими сестрами отделений.
Медицинские сестры постов (манипуляционных комнат, кабинетов) ведут Журнал учета фактически полученных и использованных лекарственных средств и медицинских изделий постами (манипуляционными комнатами, кабинетами) (приложение 7 к Методрекомендациям № 635). Медицинские сестры постов (манипуляционных комнат, кабинетов) не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, на основании данных, указанных в Журнале, составляют Отчет о поступлении и использовании лекарственных средств и медицинских изделий постами (манипуляционными комнатами, кабинетами) (приложение 8 к Методрекомендациям № 635) и подают его главной (старшей) медицинской сестре отделения.
Исходя из гл. 2 разд. І Методрекомендаций № 635, лекарственные средства и медицинские изделия признаются активом, если их стоимость можно достоверно определить, существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с их использованием, и/или они имеют потенциал полезности.
Приобретенные (полученные) лекарственные средства и медицинские изделия зачисляются на баланс медицинского КНП по первоначальной стоимости. Вопросам ее определения посвящено НП(С)БУ 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246 (далее – НП(С)БУ 9).
Первоначальной стоимостью лекарственных средств и медицинских изделий, приобретенных за плату, является их себестоимость, которая состоит из таких фактических расходов (п. 9 НП(С)БУ 9):
Согласно п. 12 НП(С)БУ 9 первоначальной стоимостью лекарственных средств и медицинских изделий, полученных медицинским КНП безвозмездно, признается их справедливая стоимость с учетом расходов, предусмотренных п. 9 данного НП(С)БУ.
Посмотрим на бухгалтерский учет лекарственных средств и медицинских изделий со стороны Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
Медицинское КНП должно осуществлять учет лекарственных средств на субсчете 201 «Сырье и материалы». Часть медицинских изделий будет учитываться на субсчете 201, а часть – на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Но есть и такие изделия, которые найдут свое отражение на субсчете 204 «Тара и тарные материалы» (см. табл. 1).
|
№ п/п |
Вид лекарственных средств и медицинских изделий |
Счета |
|
1 |
Готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты) |
201 |
|
2 |
Гомеопатические средства |
|
|
3 |
Средства, которые используются для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами |
|
|
4 |
Лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам |
|
|
5 |
Перевязочные и шовные средства |
|
|
6 |
Стоматологические материалы |
|
|
7 |
Санитарно-гигиенические изделия и материалы |
|
|
8 |
Протезно-ортопедические изделия и материалы |
|
|
9 |
Изделия очковой оптики |
|
|
10 |
Наборы реагентов для медицинского, фотометрического, имуноферментного, радиоиммунологического и других видов анализов |
|
|
11 |
Изделия из полимерных, резиновых и других материалов |
|
|
12 |
Имплантанты |
|
|
13 |
Прочие изделия, которые применяются в медицинских целях и будут использованы, как правило, в течение одного года и не ставятся на учет как основные средства |
|
|
14 |
Изделия и материалы, предназначенные для упаковки и хранения медицинских изделий и лекарственных средств |
204 |
|
15 |
Посуда лабораторная |
22 |
|
16 |
Сумки санитарные |
|
|
17 |
Аптечки клинические |
|
|
18 |
Принадлежности |
|
|
19 |
Приспособления |
|
|
20 |
Инструменты, которые применяются в медицинских целях и будут использованы, как правило, в течение одного года и не ставятся на учет как основные средства |
Аналитический учет к приведенным счетам может быть построен не только по конкретным наименованиям лекарственных средств и медицинских изделий. Целесообразно, прежде всего, предусмотреть аналитику по источникам приобретения (денежные средства НСЗУ, юридических и физических лиц от предоставления платных услуг, бюджета, благотворителей и т. п.). Кроме того, дополнительная аналитика понадобится для отслеживания движения лекарственных средств и медицинских изделий по цепочке: склад → отделение → пост (манипуляционная комната, кабинет).
Пример
Между медицинским КНП и поставщиком заключен договор поставки лекарственных средств и медицинских изделий на общую сумму 53 500 грн, в т. ч. НДС 7% – 3500 грн. Поставка на условиях наложенного платежа (первое событие – отгрузка). Приобретенные лекарственные средства и медицинские изделия используются в освобожденных от обложения НДС операциях.
Бухучет операций по данным примера представим в табл. 2.
|
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, грн |
|
1 |
Оприходованы лекарственные средства и медицинские изделия |
201 |
631 |
50 000 |
|
2 |
Отражен НДС до получения НН из ЕРНН |
644 |
631 |
3 500 |
|
3 |
Зарегистрирована НН в ЕРНН |
641 |
644 |
3 500 |
|
4 |
Перечислена оплата поставщику |
631 |
311 |
53 500 |
|
5 |
Начислено компенсирующее налоговое обязательство по НДС |
201 |
641 |
3 500 |