Поступление лекарственных средств и медизделий: учет и контроль в медицинском КНП
Деятельность любого медицинского КНП неразрывно связана с использованием различных медикаментов, приборов, комплексов, систем, оборудования, аппаратов, инструментов, устройств, имплантатов, приспособлений, материалов или прочих изделий и т. п. Перечень их довольно большой, поэтому и учет трудоемкий. Рассмотрим, на какие моменты учета и контроля следует обратить внимание медицинскому КНП на этапе поступления лекарственных средств и медицинских изделий.
Организация бухгалтерского учета
Общий механизм формирования в учете информации о лекарственных средствах и медицинских изделиях в натуральной и денежной форме, которые признаются запасами, определяют Методические рекомендации ведения учета лекарственных средств и медицинских изделий в заведениях здравоохранения, утвержденные приказом Минздрава от 09.09.14 г. № 635 (далее – Методрекомендации № 635).
В целях организации бухгалтерского учета лекарственных средств и медицинских изделий каждое медицинское КНП самостоятельно определяет порядок приема, хранения, отпуска (перемещения), списания использованных лекарственных средств и медицинских изделий с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных и Методрекомендаций № 635.
Лекарственные средства и медицинские изделия в медицинском КНП учитываются:
- в бухгалтерской службе;
- по месту их ответственного хранения (нахождения, использование), то есть на складе, в отделениях и на постах (в манипуляционных комнатах, кабинетах).
В бухгалтерской службе медицинского КНП лекарственные средства и медицинские изделия учитываются:
- в количественном и стоимостном измерениях – в гривнях с копейками;
- по единицам учета, то есть по их наименованиям;
- в разрезе материально ответственных лиц;
- по месту их хранения (нахождения, использования).
В определенный срок материально ответственные лица подают все первичные документы по поступлению и выбытию лекарственных средств и медицинских изделий в бухгалтерскую службу.
Бухгалтерская служба, в частности:
- обеспечивает соблюдение правил ведения учета лекарственных средств и медицинских изделий на складе, в других местах хранения запасов в сроки, установленные руководителем медицинского КНП;
- следит за неукоснительным соблюдением порядка оформления и представления первичных документов по оформлению движения лекарственных средств и медицинских изделий;
- отказывает в принятии к учету документов, подготовленных с нарушением требований, установленных законодательством в сфере бухгалтерского учета;
- отказывает в принятии документов по хозяйственным операциям, которые проводятся с нарушением законодательства в сфере бухгалтерского учета;
- информирует руководителя медицинского КНП об установленных фактах нарушений.
Материально ответственные лица в местах хранения (нахождения, использования) лекарственных средств и медицинских изделий ведут:
- количественный учет их движения;
- оперативный учет определенных их видов.
Входной контроль качества: общие положения
В соответствии с п. 2 разд. І Правил хранения и ведения контроля качества лекарственных средств в лечебно-профилактических заведениях, утвержденных приказом Минздрава от 16.12.03 г. № 584 (далее – Правила № 584), входной контроль качества лекарственных средств в медицинском КНП осуществляют уполномоченные лица:
- главные/старшие медсестры;
- медицинские сестры.
Их назначают приказом руководителя медицинского КНП ответственными за качество лекарственных средств. Сведения об уполномоченном лице (фамилия, контактный телефон) и форме связи (телефон, факс, электронная почта) сообщаются в течение 10-дневного срока после назначения уполномоченного лица территориальному органу Гослекслужбы (далее – территориальные органы) по месту нахождения медицинского КНП.
Главные обязанности уполномоченного лица медицинского КНП изложены в п. 2 разд. V Правил № 584:
1. Проведение визуального контроля полученных лекарственных средств, который включает проверку:
- состояния тары;
- групповой, первичной, вторичной (при ее наличии) упаковки;
- маркировки;
- наличия инструкции для медицинского применения лекарственного средства;
- внешнего вида, в том числе целостности, однородности, наличия повреждений лекарственных средств;
- срока годности лекарственных средств.
При необходимости, если возникло подозрение в отношении качества, лекарственные средства проверяются с раскрытием упаковок на предмет размеров, формы, цвета, однородности, количества единиц в упаковке, наличии загрязнений.
2. Отбор образцов сомнительных лекарственных средств и направление их в территориальный орган Гослекслужбы для проведения лабораторных исследований качества лекарственных средств в случае возникновения сомнения относительно качества лекарственных средств при осуществлении визуального контроля. На время проведения таких исследований до окончательного решению вопроса об их качестве серии сомнительных лекарственных средств находятся в специально отведенной, четко определенной, промаркировавшей карантинной зоне (помещении), отдельно от другой продукции, с обозначением «Карантин» с указанием причин исключения из обращения и даты перемещения;
3. Проведение входного контроля качества, который осуществляется не позднее следующего дня с даты получения лекарственных средств в месте приема продукции.
Внимание Запрещается применение полученных лекарственных средств в медицинском КНП до получения письменного вывода уполномоченного лица, осуществляющего входной контроль качества лекарственных средств в медицинском КНП. |
До оформления письменного вывода входного контроля лекарственные средства необходимо размещать и хранить в условиях, определенных производителем в инструкции для медицинского применения лекарственного средства, в специально отведенной, четко определенной, промаркированной карантинной зоне (помещении), отдельно от другой продукции, с обозначением «Карантин».
Порядок контроля
Порядок проведения входного контроля качества лекарственных средств в медицинском КНП регламентирует п. 3 разд. V Правил № 584.
В частности, уполномоченное лицо медицинского КНП при осуществлении входного контроля качества лекарственных средств должно проверять соответствие полученных лекарственных средств сопроводительным документам в отношении количества, дозировки, номеров серий, сроков годности, регистрационного статуса, наименования, врачебной формы, наименования производителя. Каждая серия лекарственного средства должна сопровождаться копиями:
- сертификата качества серии лекарственного средства, который выдает производитель (для импортных лекарственных средств – импортер (производитель или лицо, которое представляет производителя лекарственных средств на территории Украины));
- заключению о качестве ввезенного в Украину лекарственного средства (для лекарственных средств иностранного производства);
- заключению о соответствии медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) требованиям государственных и международных стандартов (для МИБП).
Уполномоченное лицо оформляет заключение входного контроля качества лекарственных средств путем отметки на накладной: «Входной контроль проведен, результат позитивный/негативный, разрешено/не разрешено к использованию(применению) (указать Ф.И.О. уполномоченного лица, дату проведения входного контроля, поставить подпись)». Кроме того, оно осуществляет ведение реестра лекарственных средств, поступивших в лечебно-профилактическое заведение (приложение 1 к Правилам № 584), с возможностью отслеживания распределения и использования лекарственных средств в отделениях медицинского КНП.
Также уполномоченное лицо осуществляет мониторинг предписаний/распоряжений/решений Гослекслужбы и ее территориальных органов. При наличии указанных в предписании/распоряжении/решении лекарственных средств вносит запись в журнал ведения учета распоряжений/решений/предписаний от Гослекслужбы и ее территориальных органов (приложение 2 к Правилам № 584) в электронном и/или бумажном виде с возможностью срочного формирования реестров движения лекарственных средств на выполнение запросов Гослекслужбы и ее территориальных органов.
Уполномоченное лицо проверяет наличие в медицинском КНП и изымает:
- лекарственные средства, обращение которых запрещено в Украине;
- фальсифицированные лекарственные средства;
- лекарственные средства, не зарегистрированные в Украине (кроме случаев, определенных Законом от 04.04.96 г. № 123/96-ВР «О лекарственных средствах»; далее – Закон № 123);
- лекарственные средства, срок годности которых истек.
В обязанности уполномоченного лица также входит предоставление территориальному органу Гослекслужбы информации о:
- выявленных некачественных лекарственных средствах в срок, определенный в предписании/распоряжении/решении;
- лекарственных средствах, в отношении качества которых возникло подозрение;
- фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средствах (кроме случаев, определенных Законом № 123);
- другие дефекты или несоответствия.
Выявив образцы таких лекарственных средств, необходимо принимать меры по исключению их из обращения путем помещения в специально отведенную, четко определенную, промаркированную карантинную зону (помещение), отдельно от другой продукции, с обозначением «Карантин» с указанием причин исключения из обращения и даты перемещения.
Конечно, уполномоченное лицо должно принимать меры, указанные в решениях Гослекслужбы, по качеству лекарственных средств.
Кроме того, уполномоченное лицо осуществляет:
- мониторинг условий хранения лекарственных средств в соответствии с требованиями инструкции для медицинского применения лекарственного средства;
- организационно-технические мероприятия по обеспечению нанесения специального обозначения на упаковку лекарственных средств, в том числе МИБП, закупаемых за счет бюджетных средств.
Специальное обозначение является штампом красного цвета с надписью «Бюджетная закупка» или стикером с надписью красного цвета «Бюджетная закупка», которые наносятся на внешнюю (вторичную) упаковку лекарственных средств, в том числе МИБП, закупаемых за счет бюджетных средств. При отсутствии вторичной упаковки по возможности штамп или стикер наносится на первичную упаковку.
Внимание! Получение лекарственных средств, которые требуют соблюдения «холодовой цепи», необходимо оформлять актом приемки-передачи с указанием условий хранения во время транспортировки (п. 3 разд. V Правил № 584). |
Хранение, транспортировка, прием и учет МИБП осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения надлежащих условий хранения, транспортировки, приема и учета вакцин, анатоксинов и аллергена туберкулезного в Украине, утвержденным приказом Минздрава от 16.09.11 г. № 595.
При положительном результате входного контроля уполномоченное лицо предоставляет письменное заключение о возможности использования (применения) серий(и) лекарственных средств и передает полученные лекарственные средства для применения в отделение медицинского КНП или на хранение.
При отрицательном результате входного контроля уполномоченное лицо составляет акт о выявленных дефектах, который является основанием для возврата лекарственных средств поставщику (см. образец). Копия акта в десятидневный срок (если иное не предусмотрено решением Гослекслужбы) представляется в территориальный орган Гослекслужбы вместе с копиями:
- накладной;
- сертификата качества серии лекарственного средства, который выдает производитель (для импортных лекарственных средств – импортер (производитель или лицо, которое представляющее производителя лекарственных средств на территории Украины));
- заключения о качестве ввезенного в Украину лекарственного средства (для лекарственных средств иностранного производства);
- заключения о соответствии МИБП требованиям государственных и международных стандартов (для МИБП).
Образец
КНП «Центральна міська лікарня», м. Миколаїв, вул. Бузника, 16 «30» червня 2021 р. Акт
|
Отбор образцов
Порядок отбора образцов лекарственных средств для лабораторного анализа при осуществлении государственного контроля качества таких средств утвержден постановлением КМУ от 03.02.10 г. № 260.
В частности, медицинское КНП обеспечивает доступ должностных лиц Гослекслужбы, территориальных служб по месту осуществления хозяйственной деятельности к лекарственным средствам для отбора образцов с учетом установленного режима работы. Отбор образцов проводится должностными лицами Гослекслужбы, территориальных служб в присутствии руководителя медицинского КНП или уполномоченного им лица и удостоверяется актом отбора образцов. Лицо, уполномоченное на проведение отбора образцов, до начала отбора обязано предъявить представителю медицинского КНП решение об отборе образцов и ознакомить его с порядком такого отбора.
Должностными лицами Гослекслужбы, территориальной службы составляется акт отбора образцов лекарственных средств для лабораторной проверки их качества, утвержденный приказом Гослекинспекции от 19.01.09 г. № 07, в трех экземплярах, с обоснованием причины отбора. Все экземпляры подписываются должностным лицом, которое провело отбор образцов, и присутствующим во время отбора руководителем медицинского КНП или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр акта остается у должностного лица, которое его составило, второй – прилагается к образцам лекарственных средств, третий – передается присутствующему при отборе руководителю медицинского КНП или уполномоченному им лицу.
Половина отобранных образцов лекарственного средства упаковывается отдельно, опломбируется и передается медицинскому КНП для хранения в соответствии с установленными условиями как контрольный образец. Должностное лицо, отобравшее образцы, и присутствующий при отборе руководитель медицинского КНП или уполномоченное им лицо проставляют на упаковке свои подписи.
По результатам лабораторного анализа составляется заключение по качеству лекарственного средства, которое в течение одного рабочего дня после его подписания передается лабораторией в соответствующую Гослекслужбу, территориальную службу. Копии такого заключения в течение двух рабочих дней передаются медицинскому КНП, у которого образцы были отобраны.
Проведение лабораторного анализа и составление заключения по качеству лекарственного средства осуществляется в течение 14 рабочих дней с даты отбора образцов. Срок проведения лабораторного анализа может быть продлен в связи с необходимостью приобретения специфических реактивов, стандартных образцов и в случае, если метод анализа предусматривает более длительный срок. Органы государственного контроля обязаны в письменном виде уведомить медицинское КНП об основаниях и сроке, на который продлевается проведение лабораторного анализа.
Внимание! Общий срок проведения лабораторного анализа не может превышать 21 день. |
Соответствующая Гослекслужба, территориальная служба на основании результатов анализа актов отбора образцов и заключения по качеству образцов лекарственного средства, выданных лабораторией Гослекслужбы, территориальной службы, издает в трехдневный срок со дня поступления заключения:
- распоряжение о возобновления обращения соответствующей серии в регионе;
- срочное сообщение о выявлении фальсифицированных, некачественных или незарегистрированных образцов лекарственного средства и предписание об остановке обращения соответствующей серии или всех серий лекарственного средства в регионе.
Срочное сообщение о выявлении фальсифицированных, некачественных или незарегистрированных образцов лекарственного средства в течение одного рабочего дня передается в Гослекслужбу, а копии распоряжения/предписания о возобновлении/остановке обращения соответствующей серии или всех серий лекарственного средства в регионе передаются медицинскому КНП.
Складской учет
Исходя из разд. ІІ Методрекомендаций № 635, учет лекарственных средств и медицинских изделий на складе осуществляется по наименованиям по каждому лекарственному средству и медицинскому изделию отдельно, с указанием его названия, дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы и т. П.), информации об упаковке (коробки, флаконы, тубы и т. п.), названии производителя, количества, цены и суммы. Для аналитического учета лекарственных средств и медицинских изделий материально ответственными лицами склада ведется Книга складского учета лекарственных средств и медицинских изделий (приложение 1 к Методрекомендациям № 635).
При приеме в специальное помещение для хранения лекарственных средств и медицинских изделий (склад) материально ответственное лицо расписывается на каждом из трех экземпляров приходной накладной об их получении. Первый экземпляр приходной накладной передается в бухгалтерскую службу, второй – остается у материально ответственного лица, третий экземпляр возвращается поставщику.
Выдача лекарственных средств и медицинских изделий со склада в отделение осуществляется согласно накладной (требованию) (приложение 2 к Методрекомендациям № 635), которая выписывается в двух экземплярах старшей медсестрой каждого отделения. В соответствии с указанной потребностью в накладных (требованиях) материально ответственным лицом склада осуществляется отпуск с проставлением фактически отпущенного количества по каждому наименованию, цены и суммы, а также общий итог по этим учетным документам в гривнях с копейками. Один экземпляр полностью заполненной накладной (требования) остается у старшей медицинской сестры, второй у материально ответственного лица склада, с последующим внесением и подшивкой ее в реестр выданных накладных(требований).
Материально ответственное лицо склада на основании приходных накладных и расходных накладных (требований) делает записи в документах, таких как:
- реестр полученных приходных накладных (приложение 3 к Методрекомендациям № 635);
- реестр выданных накладных (требований) (приложение 4 к Методрекомендациям № 635).
Эти реестры составляются в двух экземплярах и подаются в бухгалтерскую службу не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным. Один экземпляр реестра с подшитыми к нему накладными после проверки правильности оформления первичных документов остается в бухгалтерской службе. Второй – с отметкой бухгалтера о приеме возвращается материально ответственному лицу склада.
Материально ответственные лица склада не поздее второго числа месяца, следующего за отчетным, составляют и подают в бухгалтерскую службу медицинского КНП Отчет о поступлении и отпуске (использовании) лекарственных средств и медицинских изделий (приложение 6 к Методрекомендациям № 635).
Учет лекарственных средств и медицинских изделий в отделениях медицинского КНП
Согласно разд. ІІІ Методрекомендаций № 635 учет лекарственных средств и медицинских изделий в отделениях медицинского КНП ведется материально ответственными лицами отделений в количественном измерении по наименованиям медицинских изделий и лекарственных средств.
Материально ответственные лица отделений должны соблюдать требования по:
- условиям хранения лекарственных средств и медицинских изделий;
- своевременному их оприходованию при получении со склада и отражению выдачи на посты (манипуляционные комнаты, кабинеты);
- соблюдению сроков составления отчетов о получении лекарственных средств и медицинских изделий со склада, выдаче на посты (манипуляционные комнаты, кабинеты) и использовании;
- своевременному представлению отделениями отчетов в бухгалтерскую службу заведения здравоохранения.
Поступление лекарственных средств и медицинских изделий со склада и их использование в каждом отделении отражается в Журнале учета отделениями полученных и использованных лекарственных средств и медицинских изделий (приложение 5 к Методрекомендациям № 635).
Учет лекарственных средств и медицинских изделий на постах (в манипуляционных комнатах, кабинетах)
Согласно разд. ІІІ Методрекомендаций № 635 выдача на посты (манипуляционные комнаты, кабинеты) лекарственных средств и медицинских изделий проводится главными (старшими) медицинскими сестрами отделений.
Медицинские сестры постов (манипуляционных комнат, кабинетов) ведут Журнал учета фактически полученных и использованных лекарственных средств и медицинских изделий постами (манипуляционными комнатами, кабинетами) (приложение 7 к Методрекомендациям № 635). Медицинские сестры постов (манипуляционных комнат, кабинетов) не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, на основании данных, указанных в Журнале, составляют Отчет о поступлении и использовании лекарственных средств и медицинских изделий постами (манипуляционными комнатами, кабинетами) (приложение 8 к Методрекомендациям № 635) и подают его главной (старшей) медицинской сестре отделения.
Бухгалтерский учет
Исходя из гл. 2 разд. І Методрекомендаций № 635, лекарственные средства и медицинские изделия признаются активом, если их стоимость можно достоверно определить, существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с их использованием, и/или они имеют потенциал полезности.
Приобретенные (полученные) лекарственные средства и медицинские изделия зачисляются на баланс медицинского КНП по первоначальной стоимости. Вопросам ее определения посвящено НП(С)БУ 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246 (далее – НП(С)БУ 9).
Первоначальной стоимостью лекарственных средств и медицинских изделий, приобретенных за плату, является их себестоимость, которая состоит из таких фактических расходов (п. 9 НП(С)БУ 9):
- суммы, которые уплачиваются согласно договору поставщику (продавцу) за вычетом косвенных налогов;
- суммы ввозной пошлины;
- суммы косвенных налогов в связи с приобретением лекарственных средств, которые не возмещаются медицинскому КНП (налоговые обязательства по НДС, начисленные по компенсирующим налоговым накладным);
- транспортно-заготовительные расходы (расходы на заготовку лекарственных средств и медицинских изделий, оплату тарифов (фрахта) за погрузо-разгрузочные работы и транспортировку лекарственных средств и медицинских изделий всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки лекарственных средств и медицинских изделий);
- прочие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением лекарственных средств и медицинских изделий и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.
Согласно п. 12 НП(С)БУ 9 первоначальной стоимостью лекарственных средств и медицинских изделий, полученных медицинским КНП безвозмездно, признается их справедливая стоимость с учетом расходов, предусмотренных п. 9 данного НП(С)БУ.
Посмотрим на бухгалтерский учет лекарственных средств и медицинских изделий со стороны Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
Медицинское КНП должно осуществлять учет лекарственных средств на субсчете 201 «Сырье и материалы». Часть медицинских изделий будет учитываться на субсчете 201, а часть – на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Но есть и такие изделия, которые найдут свое отражение на субсчете 204 «Тара и тарные материалы» (см. табл. 1).
Таблица 1. Счета, предназначенные для учета лекарственных средств и медицинских изделий
№ п/п |
Вид лекарственных средств и медицинских изделий |
Счета |
1 |
Готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты) |
201 |
2 |
Гомеопатические средства |
|
3 |
Средства, которые используются для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами |
|
4 |
Лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам |
|
5 |
Перевязочные и шовные средства |
|
6 |
Стоматологические материалы |
|
7 |
Санитарно-гигиенические изделия и материалы |
|
8 |
Протезно-ортопедические изделия и материалы |
|
9 |
Изделия очковой оптики |
|
10 |
Наборы реагентов для медицинского, фотометрического, имуноферментного, радиоиммунологического и других видов анализов |
|
11 |
Изделия из полимерных, резиновых и других материалов |
|
12 |
Имплантанты |
|
13 |
Прочие изделия, которые применяются в медицинских целях и будут использованы, как правило, в течение одного года и не ставятся на учет как основные средства |
|
14 |
Изделия и материалы, предназначенные для упаковки и хранения медицинских изделий и лекарственных средств |
204 |
15 |
Посуда лабораторная |
22 |
16 |
Сумки санитарные |
|
17 |
Аптечки клинические |
|
18 |
Принадлежности |
|
19 |
Приспособления |
|
20 |
Инструменты, которые применяются в медицинских целях и будут использованы, как правило, в течение одного года и не ставятся на учет как основные средства |
Аналитический учет к приведенным счетам может быть построен не только по конкретным наименованиям лекарственных средств и медицинских изделий. Целесообразно, прежде всего, предусмотреть аналитику по источникам приобретения (денежные средства НСЗУ, юридических и физических лиц от предоставления платных услуг, бюджета, благотворителей и т. п.). Кроме того, дополнительная аналитика понадобится для отслеживания движения лекарственных средств и медицинских изделий по цепочке: склад → отделение → пост (манипуляционная комната, кабинет).
Пример
Между медицинским КНП и поставщиком заключен договор поставки лекарственных средств и медицинских изделий на общую сумму 53 500 грн, в т. ч. НДС 7% – 3500 грн. Поставка на условиях наложенного платежа (первое событие – отгрузка). Приобретенные лекарственные средства и медицинские изделия используются в освобожденных от обложения НДС операциях.
Бухучет операций по данным примера представим в табл. 2.
Таблица 2. Учет приобретения лекарственных средств и медицинских изделий
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, грн |
1 |
Оприходованы лекарственные средства и медицинские изделия |
201 |
631 |
50 000 |
2 |
Отражен НДС до получения НН из ЕРНН |
644 |
631 |
3 500 |
3 |
Зарегистрирована НН в ЕРНН |
641 |
644 |
3 500 |
4 |
Перечислена оплата поставщику |
631 |
311 |
53 500 |
5 |
Начислено компенсирующее налоговое обязательство по НДС |
201 |
641 |
3 500 |
Выводы
- Лекарственные средства и медицинские изделия в медицинском КНП учитываются в бухгалтерской службе и по месту их ответственного хранения (нахождения, использования), то есть на складе, в отделениях и на постах (в манипуляционных комнатах, кабинетах).
- Полученные от поставщиков лекарственные средства подлежат входному контролю.
- Лекарственные средства и медицинские изделия, приобретенные (полученные) как за плату, так и безвозмездно, зачисляются медицинским КНП на баланс по первоначальной стоимости.
Комментарии к материалу