Гарантия на платные стоматологические услуги: организационные и бухгалтерские особенности в медицинском КНП
Медицинские КНП, оказывающие платные стоматологические услуги, могут выдавать гарантию на такие услуги. Как сообщить пациенту о такой гарантии? Какие последствия в бухучете будет иметь выполнение гарантийных обязательств? Подробнее об этом – в нашем материале.
Выполнение гарантийных обязательств
Медицинские КНП, кроме локального положения по оказанию платных услуг, пытаются формировать отдельный публичный договор об оказании медицинских услуг. Связано это с выполнением Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023) и ограждением себя от лишних претензий пациентов. Составляющей такого договора может быть положение по выполнению гарантийных обязательств на отдельные стоматологические услуги.
И здесь, учитывая ст. 1 Закона № 1023, прежде всего, следует определиться с такими понятиями, как «гарантийный срок», «недостаток», «существенный недостаток», и куда обращаться пациенту в случае возникновения каких-либо замечаний к оказанным слугам.
Так, гарантийный срок – это период, в течение которого в случае выявления недостатков в выполненной услуге пациент имеет право по своему выбору потребовать:
- или бесплатного устранения недостатков оказанной услуги;
- или соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу;
- или повторного выполнения части работы либо работы в целом из материала такого же качества.
Гарантийный срок исчисляется с момента передачи результата работы пациенту, то есть с момента оказания услуги.
Недостаток – это несоответствие оказанной стоматологической услуги обязательным требованиям медицинских стандартов. А существенный недостаток – это недостаток, делает невозможным или недопустимым использование результата услуги в соответствии с его целевым назначением или который не может быть устранен, или устранение которого требует значительных расходов или усилий (например: полный перелом протеза или выпадение пломбы).
Также следует определиться с гарантийными обязательствами на протезирование (ортопедические работы). Например, гарантия на постоянные несъемные и съемные ортопедические работы начинает действовать с момента записи о выполненных работах в карточке пациента, где определен объем работ и срок гарантии. А сокращенный срок гарантии на ортопедические работы может быть установлен, если существующие методики протезирования не позволяют дать полного срока действия гарантии в случае:
- подвижности зубов;
- заболеваний десен: пародонтит, пародонтоз;
- других обстоятельств, делающих невозможным предоставление полной гарантии, на усмотрение врача,
и определиться с обязательным условием предоставления гарантии на протезирование.
Кроме того, следует обусловить гарантийные обязательства на терапевтическое лечение: предоставление сокращенной и комбинированной гарантий, отказ от предоставления гарантии.
Что касается сроков гарантийных обязательств на выполнение всех видов стоматологических услуг, то обычно их указывают в прайс-листе услуг, утвержденном медицинским КНП. Гарантийный срок на каждую отдельную стоматологическую услугу устанавливает врач в соответствии с тяжестью заболевания в рамках гарантийного срока. Врач сообщает пациенту о гарантийном сроке устно после окончания процедуры, о чем вносится соответствующая запись в карточку пациента.
Как правило, гарантийные обязательства не сохраняются в случае:
- выявления или возникновения у пациента в течение гарантийного срока заболеваний внутренних органов, а также изменений физиологичного состояния организма (в результате беременности, долговременного приема лекарственных средств, вредных внешних влияний), что прямо или опосредованно приводит к изменениям в зубочелюстной системе;
- механических повреждений и повреждений травматического характера;
- прекращения лечения по инициативе пациента.
Также следует определиться с оценкой качества выполненных стоматологических услуг и установлением недостатков: отдельно по терапевтической и ортопедической стоматологии.
Например, клиническая оценка состояния пломбы проводится на основании четырех критериев:
1) анатомическая форма пломбы (сохранение первичной формы зуба), установленной врачом при пломбировании;
2) краевое прилегание. При зондировании пломба плотно прилегает к твердым тканям зуба, зонд не задерживается, видимой щели нет;
3) изменение цвета по внешнему краю пломбы (в норме – отсутствует);
4) рецидив кариеса по краю пломбы (в норме – отсутствует).
К категории существенных недостатков, как правило, относится:
- выпадение пломбы;
- подвижность пломбы;
- отлом части пломбы.
Существенные недостатки, а также изменение перечисленных критериев могут относиться к категории недостатков, которые бесплатно устраняются медицинским КНП в течение действующего гарантийного срока, установленного для данного вида пломб.
Также к недостаткам, которые безвозмездно устраняются медицинским КНП в течение действующего гарантийного срока, относится:
- при изготовлении вкладок и виниров – изменение анатомической формы, краевого прилегания, изменение цвета, выпадение, подвижность вкладки;
- изменение цвета протезов;
- отлом кламмера;
- нарушение целостности коронки мостоподобного протеза, в том числе откол облицовки;
- неплотное прилегание коронки к уступу или шейке зуба;
- перелом протезов;
- расцеметирование несъемных конструкций протезов.
Расчет обеспечения
Для возмещения следующих (будущих) расходов на выполнение гарантийных обязательств создают обеспечение. Это прямо предусмотрено абзацем четвертым п. 12 Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденного приказом Минфина от 31.01.2000 г. № 29 (далее – НП(С)БУ 11).
При этом создают гарантийное обеспечение только тогда, если соответствующее обязательство уже возникло. То есть после предоставления гарантийных стоматологических услуг.
Порядок расчета суммы гарантийных обеспечений в НП(С)БУ 11 не определен. Поэтому методику расчета суммы гарантийного обеспечения медицинское КНП, оказывающее платные стоматологические услуги, разрабатывает самостоятельно и прописывает ее в учетной политике
На практике чаще всего размер гарантийного обеспечения устанавливают в процентах к доходу от реализации услуг. Такой процент резервирования рассчитывают на основании данных о фактических гарантийных расходах, понесенных в предыдущих отчетных периодах. А если данных о фактических гарантийных расходах еще нет (например, медицинское КНП начало оказание новых видов стоматологических услуг), то процент определяют на основании экспертного суждения специалистов медицинского КНП. Хотя, в принципе, размер обеспечения может быть установлен и в твердой сумме (конечно, обоснованной расчетом).
Кроме того, учтите: если медицинское КНП оказывает несколько видов стоматологических услуг, то на каждый из них можно формировать отдельное гарантийное обеспечение. А следовательно, отдельно следует рассчитывать процент резервирования для каждого вида стоматологических услуг. Можно формировать отдельные обеспечения и на каждый вид гарантии: гарантийное обслуживание, гарантийная коррекция, гарантийная замена.
Но помните: обеспечение может быть использовано для возмещения только тех расходов, под которые оно сформировано (п. 16 НП(С)БУ 11). Например, если медицинское КНП проводит протезирование и терапевтическое лечение, то обеспечение, отдельно сформированное под протезирование, для покрытия гарантийных расходов на терапевтическое лечение (и наоборот) использовать нельзя. Поэтому иногда, возможно, удобнее формировать одно общее гарантийное обеспечение на все виды услуг. Но какой бы порядок вы не выбрали, принятое решение обязательно отразите в учетной политике.
И еще один момент: согласно абзацу первому п. 17 НП(С)БУ 11 остаток созданного обеспечения нужно пересматривать на каждую дату баланса. Поэтому делать перерасчет суммы сформированного обеспечения реже, чем на каждую дату баланса, нельзя.
Пример 1
Медицинское КНП оказывает платные стоматологические услуги. Согласно публичному договору на оказание услуг пациентам оно принимает на себя обязательство в течение одного года бесплатно выполнять гарантийные коррекции или замену пломб и т. п. Учетной политикой медицинского КНП предусмотрено, что гарантийное обеспечение формируется ежеквартально путем умножения дохода от оказания услуг (без учета НДС) на процент резервирования, установленный на отчетный год. Процент резервирования определяется на основании информации об объемах оказания услуг, суммы расходов на гарантийные коррекции и замены за последние три года. Доход от реализации стоматологических услуг за І квартал 2021 года составляет 1 375 000 грн (без учета НДС).
Рассчитаем сумму гарантийного обеспечения стоматологических услуг, которая должна быть сформирована в учете медицинского КНП по состоянию на 31.03.21 г., исходя из начальных данных, изображенных в табл. 1.
Таблица 1. Начальные данные для расчета процента резервирования
Год |
Доход от реализации, грн |
Стоимость коррекций, грн |
Стоимость замен, грн |
2018 |
12 500 000 |
31 250 |
12 500 |
2019 |
15 000 000 |
37 500 |
25 000 |
2020 |
16 250 000 |
40 000 |
18 750 |
Вместе: |
43 750 000 |
108 750 |
56 250 |
Процент обеспечения на 2021 год = 108 750 грн: 43 750 000 грн × 100% + 56 250 грн : 43 750 000 грн × 100% = 0,25% + 0,13% = 0,38%.
Сумма обеспечения по состоянию на 30.09.21 г. : 1 375 000 × 0,38 % = 5 225 грн.
Бухгалтерский учет
Обратимся к Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291. Согласно ней учет движения и остатков средств, зарезервированных для обеспечения будущих расходов на проведение гарантийных обязательств по стоматологическим услугам ведется на субсчете 473 «Обеспечение гарантийных обязательств». По кредиту субсчета отражается начисление обеспечения, по дебету – его использование.
В таком случае медицинскому КНП следует ориентироваться на Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Минпромполитики от 09.07.07 г. № 373 (далее – Методрекомендации № 373). В них предусмотрены два варианта учета гарантийного обеспечения:
- включать его непосредственно в производственную себестоимость продукции в составе прочих прямых расходов согласно п. 14 НП(С)БУ 16 «Расходы», утвержденному приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318 (п. 182 Методрекомендаций № 373): Дт 23 – Кт 473;
- включать в состав общепроизводственных расходов (пп. «б» пп. 17 п. 394 Методрекомендаций № 373): Дт 91 – Кт 473. Кстати, такие расходы являются переменными и в полной сумме включаются в производственную себестоимость. То есть при распределении общепроизводственных расходов обеспечение в полной сумме попадет на счет 23: Дт 23 – Кт 91.
Учет понесенных гарантийных расходов медицинские КНП ведут следующим образом:
- в пределах суммы обеспечения: Дт 473 – Кт 20, 22 (стоимость запасов, использованных на гарантийные работы), Дт 473 – Кт 631, 685 (расчеты с прочими контрагентами, привлеченными к выполнению гарантийных обязательств), Дт 473 – Кт 651, 661 (зарплата и ЕСВ на зарплату работников, занятых гарантийными работами);
- сверх суммы обеспечения: Дт 24 – Кт 20, 22, 631, 651, 661, 685. И затем: Дт 23 – Кт 24.
Учтите: если обеспечение не создавалось, медицинские КНП включают фактические расходы на гарантийное обслуживание в расходы на сбыт. Такой вывод можно сделать из абзаца десятого п. 19 НП(С)БУ 11. Однако в таком случае КНП столкнутся с проблемой заполнения отчета о доходах и расходах по форме № 1-НС (квартальная), который подается в НСЗУ. Ведь там почему-то расходы на сбыт вообще не предусмотрены.
Пример 2
В марте 2021 года медицинское КНП начало оказывать новую стоматологическую услугу. Согласно оценке специалистов ожидаемые расходы на гарантийное обслуживание, коррекцию и замены составят 1,4 % дохода от реализации. КНП начисляет резерв ежеквартально. Сумма дохода за ІІ квартал – 375 000 грн (без учета НДС). В марте 2021 года были понесены гарантийные расходы в сумме 533,75 грн (в т. ч. зарплата – 437,50 грн, ЕСВ – 96,25 грн). В ІІІ квартале 2021 года гарантийные расходы составили 5 825 грн (в т. ч. зарплата – 3 750 грн, ЕСВ – 825 грн, стоимость использованных материалов – 1 250 грн).
Бухучет операций по данным примера 2 приведем в табл. 2.
Таблица 2. Учет гарантийных обеспечений
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, грн |
1 |
Отражены расходы на гарантийное обслуживание, понесенные в марте 2021 года |
93 |
661 |
437,50 |
93 |
651 |
96,25 |
||
2 |
Сформировано обеспечение по состоянию на 31.03.21 г. (375 000 грн × 1,4 %) |
23 |
473 |
5 250,00 |
3 |
Отражены расходы на проведение гарантийного ремонта за счет зарезервированных средств (пропорционально его сумме): |
|||
– в части стоимости израсходованных материалов (5 250 грн : 5 825 грн х 1250 грн) |
473 |
201 |
1 126,61 |
|
– в части расходов на оплату труда (5 250 грн : 5 825 грн × 3 750 грн) |
473 |
661 |
3 379,83 |
|
– в части ЕСВ (5 250 грн : 5 825 грн × 825 грн) |
473 |
651 |
743,56 |
|
4 |
Отражены расходы на проведения гарантийного ремонта, превышающие сумму начисленного обеспечения: |
|||
– в части стоимости израсходованных материалов (1 250 грн – 1 126,61) |
24 |
201 |
123,39 |
|
– в части расходов на оплату труда (3 750 грн – 3 379,83) |
24 |
661 |
370,17 |
|
– в части ЕСВ (825 грн – 743,56) |
24 |
651 |
81,44 |
|
5 |
Включены в производственную себестоимость расходы на проведения гарантийного ремонта, которые превышают сумму начисленного обеспечения (5 825 грн – 5 250 грн) |
23 |
24 |
575 |
Выводы
- Гарантию на платные стоматологические услуги можно предусмотреть в публичном договоре.
- Для возмещения будущих расходов на выполнение гарантийный обязательств создают обеспечение.
- Методику расчета суммы гарантийного обеспечения медицинское КНП, оказывающее платные стоматологические услуги, разрабатывает самостоятельно и прописывает ее в учетной политике.
Комментарии к материалу