Забыть о конверте, или Сколько стоит легализация зарплаты
19.05.2014 418 0 1
Стимулов для отказа от выплаты зарплаты «в конвертах» в законодательстве более чем достаточно. В частности, Налоговый кодекс кроме установления правил налогообложения ужесточил контроль за соблюдением работодателями отдельных норм трудового законодательства. Насколько дорого обойдется среднестатистическому предприятию легализация зарплаты и возможна ли оптимизация расходов?
Александр Макарченко,
главный редактор
Выгоды работодателя
Статистика — вещь упрямая. И она говорит о том, что в последнее время оснований для легализации зарплаты становится все больше. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, поскольку выплата зарплаты «в конвертах» противоречит действующему законодательству, то при выявлении подобных фактов должностные лица предприятия подвергаются реальной опасности быть привлеченными к уголовной ответственности (ст. 212, 2121 УК). И хотя «сидеть» за эти преступления уже не придется (ответственность за экономические преступления с недавнего времени гуманизирована), размеры штрафов огромны — 8,5–425 тыс. грн.
Кроме всего прочего, это повлечет за собой доначисление налогов и наложение штрафных санкций на предприятие. С течением времени работа по проверке предприятий будет только активизироваться. Подтверждением тому служит пп. 80.2.7 НК. Напомним, проверки соблюдения трудового законодательства, которые проводят органы Государственной налоговой службы, отнесены к так называемым фактическим. Это означает, что заблаговременно уведомлять о ней работодателя не нужно. Для визита проверяющим достаточно сигнала и решения начальника налоговой инспекции.
Во-вторых, работнику выгодно получать белую зарплату. Ведь чем выше официальная зарплата, тем большая сумма ЕСВ перечисляется в Пенсионный фонд. В результате и пенсия такого работника будет выше. Или, скажем, работник решит взять кредит в банке. Для этого он должен будет представить справку с места работы о заработной плате. И если зарплата будет низкой, ему кредит не дадут.
В-третьих, легализация зарплаты благотворно сказывается на имидже предприятия. Соответственно, ему легче привлекать высококлассных работников.
И, в-четвертых, без легально выплачиваемой зарплаты предприятию не получить нулевую ставку по налогу на прибыль и право на автоматическое возмещение НДС (п. 154.6 и пп. 200.19.5 НК).
В то же время, приняв решение о легализации зарплаты, предприятию нужно быть готовым к дополнительным расходам.
Во сколько обойдется легализация
Предлагаем подсчитать расходы предприятия, связанные с выплатой работнику на руки 1 000 грн месячной зарплаты. Обозначим сумму к начислению через Х. Для начала определим сумму единого социального взноса (ЕСВ), удерживаемого из зарплаты наемного работника:
ЕСВ = Х × 0,036.
С учетом п. 164.6 НК определим сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ):
НДФЛ = (Х – Х × 0,036) × 0,15.
Уравнение для определения суммы к начислению будет выглядеть следующим образом:
Х – Х × 0,036 – (Х – Х × 0,036) × 0,15 = 1 000.
Решим это уравнение:
Х (1 – 0,036) – Х (1 – 0,036) × 0,15 = 1 000
Х ((1 – 0,036) – (1 – 0,036) × 0,15) = 1 000
Х (0,964 – 0,1446) = 1 000
Х × 0,8194 = 1 000
Х = 1 000 : 0,8194 1 220,41 (грн).
Теперь рассчитаем ЕСВ и НДФЛ:
1220,41 × 0,036 = 43,94 (грн) (ЕСВ);
(1220,41 – 43,94) × 0,15 = 176,47 (грн) (НДФЛ).
К общим расходам работодателя следует отнести также сумму начисленного на фонд оплаты труда ЕСВ1:
1 220,41 × 0,3676 = 448,62 (грн).
Таким образом, расходы предприятия на формирование ФОТ при выплате работнику на руки 1 000 грн составят:
1 220,41 + 448,62 = 1 669,03 (грн).
При этом налоговая нагрузка составит:
1 669,03 – 1 000 = 669,03 (грн).
Распределяем налоговую нагрузку
Принимая решение о легализации заработной платы, нельзя оставить без внимания вопрос о распределении дополнительной налоговой нагрузки. Дополнительные расходы могут быть возложены на:
1) предприятие (пример 1);
2) работника (пример 2);
3) предприятие и работника.
В последнем случае также возможны варианты:
а) суммы начислений на зарплату несет предприятие, а суммы удержаний — работник (пример 3).
б) налоговая нагрузка распределяется поровну между предприятием и работником (пример 4).
Какой именно вариант выбрать — решать предприятию. Однако в любом случае нужно учитывать и мнение работников.
Пример 1. При легализации зарплаты налоговая нагрузка ложится на плечи предприятия.
До легализации месячная зарплата работника предприятия, находящегося на общей системе налогообложения, составляла 2 000 грн, из которых 1 000 грн выплачивалась легально, а еще 1 000 грн — «в конверте». В этом случае фактические расходы предприятия по выплате работнику на руки 2 000 грн составят:
1 669,03 + 1 000 = 2 669,03 (грн).
После легализации работник также будет получать на руки 2 000 грн, но для предприятия это обойдется дороже на 669,03 грн и будет стоить 3 338,06 грн.
Пример 2. При легализации зарплаты налоговая нагрузка ложится на плечи работника.
Исходя из условий примера 1, предположим, что после легализации зарплаты затраты предприятия на выплату работнику месячной зарплаты, как и раньше, будут составлять 2 669,03 грн, но на руки работник получит не 2 000 грн, а на 400,85 грн меньше:
1 000 : 1 669,03 × 2 669,03 = 1 599,15 (грн).
Сумму начисленной зарплаты рассчитаем с помощью коэффициента 0,8194 (вспомним наше уравнение):
1 599,15 : 0,8194 = 1 951,61 (грн).
Такой вариант легализации зарплаты (если не учитывать будущие визы, больничные, кредиты, пенсию и т. п.) невыгоден для работника. В случае его внедрения предприятие, возможно, столкнется с недовольством работников.
Пример 3. При легализации зарплаты предприятие компенсирует суммы начислений на фонд оплаты труда (ФОТ), а работник — суммы, удерживаемые из начисленной зарплаты.
Исходя из условий примера 1, предположим, что при легализации зарплаты предприятие компенсирует суммы начислений на ФОТ. В результате расходы предприятия на выплату работнику месячной зарплаты составят:
1 669,03 + 1 669,03 – 43,94 – 176,47 = 3 117,65 (грн).
При этом на руки работник получит уже не 2 000 грн, а на 132,06 грн меньше:
1 000 : 1 669,03 × 3 117,65 = 1 867,94 (грн).
Сумму начисленной зарплаты определим с помощью коэффициента 0,8194:
1 867,94 : 0,8194 = 2 279,64 (грн).
Пример 4. При легализации зарплаты налоговая нагрузка распределяется между предприятием и работником поровну.
Исходя из условий примера 1 после легализации затраты предприятия на выплату работнику месячной зарплаты составят:
1 669,03 + 1 669,03 – 669,03 : 2 = 3 003,54 (грн).
На руки работник получит уже не 2 000 грн, а на 200,43 грн меньше:
1 000 : 1 669,03 × 3 003,54 = 1 799,57 (грн).
Сумму начисленной зарплаты рассчитаем с помощью коэффициента 0,8194:
1 799,57 : 0,8194 = 2 196,20 (грн).
Вместо резюме
Приведенные в примерах расчеты может использовать любое предприятие. По мнению автора, вариант, рассмотренный в примере 4, является наиболее справедливым. В материальном отношении он уравновешивает интересы и предприятия, и работника по принципу «чтобы никому не было обидно».
№ примера |
Заработная плата |
ФОТ |
Налоги |
Результат (+\-) |
|
Начисленная |
На руки |
||||
1 |
2440,81 |
2000,00 |
3338,06 |
1338,06 |
0 |
2 |
1951,61 |
1599,15 |
2669,03 |
1069,88 |
- 400,85 |
3 |
2279,64 |
1867,94 |
3117,65 |
1249,71 |
- 132,06 |
4 |
2196,20 |
1799,57 |
3003,54 |
1203,97 |
- 200,43 |
Отметим также, что практически все крупные предприятия Украины выплачивают своим работникам белую заработную плату, заботясь таким образом как о своей безопасности, так и о выгодах для работников. К «конвертным» вариантам вынуждены прибегать только предприятия (в основном малые), переживающие хроническую нехватку денежных средств. Перейти на прозрачную схему оплаты труда им пока мешает значительная налоговая нагрузка на ФОТ. Однако с учетом некоторых положений НК выгоды от легализации заработной платы очевидны, а вероятность попасть «под раздачу» — реальна.
Нормативная база
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 № 2341-III.
Дата подготовки
09.04.2014
Комментарии к материалу