Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Воинский учет и бронирование работников: проверки, сверки, ответственность

16.12.2024 734 1 3

Вопросы, связанные с проверками состояния воинского учета на предприятии, а также бронирования работников, сегодня особенно актуальны, поскольку штрафы за нарушения в этой сфере значительные, а правила бронирования работников недавно существенно изменились. В консультации рассмотрим, как проводятся проверки  территориальными центрами комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК), как осуществляются сверки с ними, кто вправе проверить порядок бронирования работников и какая ответственность грозит предприятию за нарушение этого порядка и правил ведения воинского учета.


Проверки ведения воинского учета

Проверки, касающиеся ведения воинского учета на предприятии, проводятся по правилам, установленным Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденного постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее – Порядок № 1487). Право ТЦК проводить такие проверки закреплено в п. 79, 80 Порядка № 1487.

Исходя из содержания этих норм, ТЦК могут проводить плановые и внеплановые проверки.

Проверки проводятся на основании распоряжений, утвержденных главами соответствующих районных, районных в гг. Киеве и Севастополе госадминистраций, городскими головами (п. 80 Порядка № 1487).

То есть для проведения проверки должно быть утверждено соответствующее распоряжение уполномоченным на это госорганом.

Как часто может проверять ТЦК?

ТЦК вправе проводить проверки (п. 80 Порядка № 1487):

  • ежегодно (в т. ч. внепланово) – на предприятиях, где работают военнообязанные, забронированные за ними на период мобилизации и на военное время, а также военнообязанные, которым выданы мобилизационные распоряжения;
  • раз в 4 года – на всех остальных предприятиях.

Какие вопросы могут проверяться во время проверки?

Проверка состояния организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов проводится по вопросам, определенным в приложении 31 к Порядку № 1487 (п. 82 этого Порядка). Актуальным для проверки предприятий является п. 4 приложения 31, в других пунктах приведены вопросы, которые проверяются в различных госорганах (органы РАГС, суды, МСЭК и т. д.).

Обратите внимание! Вопросы, касающиеся проверки, должны быть доведены до предприятия, которое будет проверяться, не позднее чем за 10 дней до ее начала.

Для удобства приведем в таблице перечень вопросов, которые могут проверяться на предприятии.

Таблица. Вопросы, подлежащие проверке ТЦК


п/п

Что проверяют ТЦК

1

2

1

Наличие структурного подразделения (должностных лиц), на которое возлагается функция ведения воинского учета. В данном случае проверяют:

– положение о структурном подразделении;

– инструкции должностных лиц;

– приказ руководителя о назначении должностных лиц, ответственных за ведение воинского учета;

– штатное расписание;

– другие документы

2

Состояние методологического и методического обеспечения мероприятий воинского учета

3

Состояние обеспечения оповещения и прибытия призывников, военнообязанных и резервистов в соответствующие районные (городские) ТЦК, органы СБУ, соответствующие подразделения разведывательных органов (далее – другие органы)

4

Порядок постановки на персональный воинский учет призывников, военнообязанных и резервистов, принятых на работу, и в других случаях, предусмотренных Порядком № 1487, а также состояние соблюдения установленных сроков уведомления ТЦК и других органов о приеме на работу.

Для справки. Уведомлять ТЦК о приеме и увольнении работников, подлежащих воинскому учету, нужно в течение 7 дней с даты издания соответствующего приказа

5

Порядок исключения с персонального воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, уволенных с работы; состояние соблюдения установленных сроков уведомления ТЦК и других органов об увольнении с работы

6

Наличие и состояние ведения журнала учета результатов проверки состояния воинского учета, сверки их учетных данных с данными районных (городских) ТЦК и других органов.

Журнал ведется по форме приложения 9 к Порядку № 1487

7

Организация, состояние учета и порядок ведения и хранения документов по воинскому учету

8

1. Наличие и состояние ведения списков персонального воинского учета (далее – Списки), сведений оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов.

2. Актуальность и достоверность учетных данных призывников, военнообязанных и резервистов, внесенных в Списки.

3. Состояние соблюдения установленных сроков внесения в Списки изменений, касающихся фамилии, собственного имени и отчества (при наличии), реквизитов паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за границу, задекларированного/зарегистрированного места жительства, места фактического проживания, семейного положения, образования, места работы и должности, а также уведомления районных (городских) ТЦК и других органов о таких изменениях

9

Организация планирования и осуществление сверки учетных данных Списков с записями в военно-учетных документах (наличие и состояние выполнения соответствующего графика сверки)

10

Состояние взаимодействия с соответствующими ТЦК и другими органами, в которых призывники, военнообязанные и резервисты состоят на воинском учете, относительно сроков и способов сверки данных Списков, внесения изменений в них, а также оповещения призывников, военнообязанных и резервистов

11

Организация, состояние и результаты сверки учетных данных Списков с учетными данными соответствующих районных (городских) ТЦК и других органов (наличие и состояние выполнения соответствующего графика сверки)

12

Состояние доведения до призывников, военнообязанных и резервистов Правил воинского учета под личную подпись при приеме на работу (обучение)

13

Организация осуществления контроля за исполнением призывниками, военнообязанными и резервистами Правил воинского учета и проведение соответствующей разъяснительной работы

14

Организация и состояние бронирования военнообязанных, работающих на предприятии.

В данном случае проверяется:

– обоснованность бронирования военнообязанных и объемов такого бронирования;

– наличие перечня должностей и профессий военнообязанных, подлежащих бронированию;

– оформление документов по вопросам бронирования;

– порядок хранения и выдачи (аннулирования) свидетельств об отсрочке от призыва на военную службу во время мобилизации;

– наличие отчетной документации по вопросам бронирования военнообязанных;

– наличие приложения 5 «Сведения о трудовых отношениях лиц и периоде прохождения военной службы» к Налоговому расчету сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса, форма которого утверждена приказом Минфина от 13.01.2015 № 4

15

Организация и результаты устранения недостатков, выявленных при проведении предварительных проверок состояния воинского учета

Как оформляются результаты проверок?

По результатам проведенной проверки ТЦК должен составить акт и в течение 20 дней с даты окончания проверки прислать его предприятию для реагирования и принятия мер согласно законодательству (п. 79 Порядка № 1487).

В свою очередь, предприятие обязано занести результаты проверки в соответствующий Журнал по форме приложения 9 к Порядку № 1487.

Также по результатам проверки предприятию может быть выписано предписание об устранении выявленных недостатков. Предприятие должно устранить выявленные в ходе проверки недостатки и проинформировать о принятых мерах ТЦК в течение 30 дней с момента получения результатов проверки (п. 86 Порядка № 1487).

Может ли проверка ТЦК проводиться дистанционно?

Да, может при определенных условиях.

Так, если невозможно выполнить соответствующие планы проверок состояния воинского учета на предприятии по причине обстоятельств непреодолимой силы, проводится документальная проверка путем направления предприятию письменного запроса на получение информации, перечень которой определен в п. 17 приложения 31 Порядка № 1487 (п. 83 Порядка № 1487).

В данном случае у предприятия будут запрошены копии таких документов:

1) положения о подразделении, функциональных обязанностях (инструкции) должностных лиц объекта проверки, которые назначены ответственными за организацию и ведение воинского учета, а также организацию бронирования;

2) приказа о назначении должностных лиц, ответственных за ведение воинского учета;

3) Списков;

4) списков военнообязанных и резервистов, которым выданы мобилизационные распоряжения;

5) списков военнообязанных, забронированных на период мобилизации и военное время;

6) сведений оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов;

7) других документов воинского учета.

По результатам проверки, проведенной таким образом, составляется акт, который в 30-дневный срок со дня получения ответа на письменный запрос ТЦК должен быть отправлен предприятию.

Сверки с ТЦК

Помимо проверок, ТЦК также могут проводить сверки с предприятиями согласно п. 46 Порядка № 1487.

Так, данные Списков предприятия сверяются с учетными данными документов районных (городских) ТЦК, органов СБУ, подразделений Службы внешней разведки, на территории ответственности которых расположены предприятия. Чаще всего сверки проводятся именно с ТЦК, поэтому далее будем говорить об этих сверках, подразумевая, что с другими перечисленными органами такие сверки также возможны.

Для проведения сверок распоряжением главы соответствующей районной, районной в гг. Киеве и Севастополе госадминистрации, городского главы утверждается график сверок. Таким образом, для проведения сверки на конкретном предприятии это предприятие должно быть включено в соответствующий график, утвержденный органами власти.

С какой периодичностью могут проводиться сверки с ТЦК?

Как определено в п. 34 Порядка № 1487, такие сверки должны проводиться не реже раза в год. Однако на практике далеко не все предприятия включаются в график сверок ежегодно.

Как проводится сверка с ТЦК?

Порядок проведения сверок с ТЦК зависит от того, с каким именно ТЦК проводится сверка. Отметим, что сверяться можно не только с ТЦК, расположенным с предприятием на территории одной административно-территориальной единицы, но и с ТЦК, расположенными в другой местности (т. е. ТЦК, в которых состоят на учете работники предприятия).

Если проводится сверка со «своим» ТЦК, то лицо, ответственное за ведение воинского учета на предприятии, в сроки, определенные графиком сверок, должно прибыть для сверки в соответствующий ТЦК (п. 46 Порядка № 1487). При себе нужно иметь подписанные надлежащим образом Списки и копии военно-учетных документов работников.

Сверка с другими ТЦК происходит дистанционно. То есть предприятие должно отправить им выписку из Списков в двух экземплярах (в ней указываются работники, которые состоят на учете в этом ТЦК) и копии военно-учетных документов работников, включенных в эту выписку.

После сверки один экземпляр выписки возвращают на предприятие с отметкой районного (городского) ТЦК «звірено ___ ________ 20__ року», подписью должностного лица, осуществившего сверку, и гербовой печатью.

Результаты сверок с ТЦК нужно внести в соответствующий журнал, как и результаты проверок.

Проверки, касающиеся бронирования работников

Как было отмечено выше, ТЦК вправе проверять предприятия, которые бронируют своих работников, ежегодно. Мы рекомендуем этим предприятиям обратить особое внимание на строку 14 вышеприведенной таблицы, где перечислены вопросы по организации и состоянию бронирования, которые проверяют ТЦК.

Кроме того, таким предприятиям нужно учитывать, что проверять их имеет право не только ТЦК, но и госорган, который принял решение о признании предприятия критически важным для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период (далее – критически важные предприятия).

Это право установлено п. 61 Критериев и порядка, по которым осуществляется определение предприятий, учреждений и организаций, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важными для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других воинских формирований в особый период, утвержденных постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Критерии № 76, Постановление № 76).

Обратите внимание! С 01.12.2024 вступили в силу очередные изменения, внесенные в п. 61 Критериев № 76 постановлениями КМУ от 22.11.2024 № 1332 и от 29.11.2024 № 1362. Эти изменения касаются осуществления контроля за предприятиями, признанными критически важными.

Так, орган, принявший решение об определении предприятия критически важным, осуществляет мониторинг его деятельности за отчетный налоговый период и в случае необходимости проверяет соответствие такого предприятия положениям п. 2 Критериев № 76 за период деятельности с даты принятия решения о предоставлении предприятию статуса критически важного.

То есть из норм п. 61 Критериев следует, что госорган, принявший решение о признании предприятия критически важным, будет постоянно отслеживать информацию о таком предприятии, имеющуюся в госреестрах и, если выявит несоответствие установленным критериям или какие-то расхождения, может назначить проверку. Причем согласно внесенным изменениям госорган вправе проверять также выполнение таким предприятием требований, предусмотренных абзацем третьим п. 8 Порядка бронирования военнообязанных на период мобилизации и военное время, утвержденного Постановлением № 76 (далее – Порядок № 76). Что это за требования, расскажем ниже.

Таким образом, в ходе проведения мониторинга или проверки критически важного предприятия соответствующий госорган будет интересовать:

1. Соблюдение предприятием критериев критичности, установленных п. 2 Критериев № 76.

В настоящее время, чтобы быть признанным критически важным, предприятию нужно в общем случае соответствовать трем критериям из восьми, приведенных в этом пункте. Причем соответствие двум критериям, указанным в пп. 5 и 6 п. 2, является обязательным, а именно:

  • отсутствие задолженности по уплате налогов в государственный и местные бюджеты и ЕСВ;
  • размер начисленной средней зарплаты застрахованных лиц – работников за последний календарный квартал составляет не меньше минимальной заработной платы (далее – МЗП) по стране, умноженной на коэффициент 2,5 (сегодня этот показатель должен быть не менее 20 000 грн, исходя из расчета: 8 000 грн х 2,5). Для государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также хозобществ, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежат государству или находятся в коммунальной собственности, и хозобществ, более 50 % акций (долей) которых принадлежат хозобществам, доля государства или коммунальной собственности в которых составляет 100 %, этот показатель за последний календарный квартал должен быть не меньше средней зарплаты в регионе за IV квартал 2021 года (в соответствии с данными Госстата).

Отметим, что требование о соответствии не менее чем трем критериям – общее правило, но для некоторых категорий юрлиц п. 2, 3 Критериев № 76 предусмотрены исключения.

2. Соблюдение предприятием требований, установленных абзацем третьим п. 8 Порядка № 76.

В этой норме речь идет о размере зарплаты забронированных работников. Так, в период, на который работнику предоставлена отсрочка в результате его бронирования предприятием, ему ежемесячно должна начисляться зарплата в размере не ниже МЗП по стране, умноженная на коэффициент 2,5 (т. е. тоже не менее 20 000 грн).

По результатам проведенной проверки госорган может принять одно из следующих решений:

  • о несоответствии предприятия Критериям № 76 с отменой статуса критически важного предприятия;
  • о соответствии предприятия Критериям № 76.

Копию решения госорган направляет Минэкономики, Минобороны (СБУ, Службе внешней разведки, разведывательному органу Минобороны) и Минцифры в однодневный срок со дня его принятия. То есть благодаря такому информированию данные об отмене статуса критически важного попадут на портал «Дія» и предприятие больше не сможет забронировать своих работников.

Следует знать! Предприятие, которое потеряло статус критически важного, не сможет получить его снова в течение 6 месяцев после вынесения решения об отмене этого статуса.

Ответственность

За нарушение порядка ведения воинского учета к должностным лицам предприятий применяется административная ответственность на основании ст. 2101 КУоАП.

Обратите внимание! С 19.05.2024 размер штрафных санкций был значительно увеличен на основании Закона от 09.05.2024 № 3696-IX.

Каков размер административного штрафа, налагаемого сегодня на должностных лиц предприятий?

За нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, допущенное в особый период, на основании ч. 3 ст. 2101 КУоАП применяется админштраф в размере от 2 000 до 3 500 НМДГ (от 34 000 до 59 500 грн).

К сведению! Такие размеры штрафов применяются в особый период, к которому относится ныне действующее в Украине военное положение.

Кто налагает админштраф?

Штраф, предусмотренный ст. 2101 КУоАП, уполномочены налагать ТЦК согласно ст. 235 КУоАП.

На кого из должностных лиц предприятия налагаются админштрафы?

Штрафовать могут и руководителя предприятия как должностное лицо, которое отвечает за организацию ведения воинского учета на предприятии, и лицо, ответственное за ведение воинского учета. На кого именно наложить штраф, решает ТЦК. На практике штрафуют и руководителей, и лиц, ответственных за ведение воинского учета на предприятии.

Установлены ли сроки давности для применения такого штрафа?

Да, эти сроки установлены ст. 38 КУоАП.

Так, согласно ч. 7 ст. 38 КУоАП административное взыскание за совершение в особый период правонарушения, предусмотренного ст. 2101 КУоАП, может быть наложено в течение 3 месяцев со дня его выявления, но не позднее одного года со дня его совершения.

Отметим, что для других административных правонарушений действуют следующие сроки наложения штрафов:

  • по делам, которые уполномочен рассматривать суд, – 3 месяца со дня совершения правонарушения (а по длящимся нарушениям – с момента их выявления);
  • по делам, которые уполномочены рассматривать другие госорганы, – 2 месяца со дня совершения правонарушения (а по длящимся нарушениям – с момента их выявления).

Рассмотрим применение сроков давности на конкретном примере.

Пример

Предприятие не подало в ТЦК уведомление о назначении лица, ответственного за ведение воинского учета (такое лицо было назначено 03.06.2024). Срок подачи уведомления согласно п. 13 Порядка № 1487 составляет 7 дней с даты издания соответствующего приказа. То есть предприятие было обязано подать уведомление не позднее 10.06.2024. Значит, 11.06.2024 уже считается, что предприятие допустило правонарушение, так как просрочило подачу уведомления.

24.07.2024 ТЦК провело на предприятии проверку, в ходе которой был выявлен этот факт.

В данном случае органы ТЦК вправе применить админштраф не позднее 24.10.2024.

Но если проверка не проводилась, то штраф за это нарушение может быть применен не позднее года с момента его совершения (т. е. не позднее 11.06.2025).

Какие штрафы применяются за нарушения, совершенные до даты введения их нового размера (до 19.05.2024), – старые или новые?

Штраф за правонарушение, допущенное до 19.05.2024, должен применяться в размере, который действовал в момент совершения правонарушения (т. е. старый).

Такой вывод следует из ч. 1 ст. 8 КУоАП, где указано, что лицо, которое совершило правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения. То есть в этой норме прямо определено, что административный штраф должен применяться в размере, который действует на момент совершения правонарушения.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 КУоАП законы, смягчающие или отменяющие ответственность за админправонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до их издания. А законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за админправонарушения, не имеют обратной силы. Это значит, что если бы размер админштрафа был уменьшен законом, то такой штраф применялся бы к нарушителю уже в новом (уменьшенном) размере, поскольку имело бы место смягчение ответственности. Но так как у нас ответственность ужесточена, за старые нарушения штраф применяется в старом размере.

Напомним, до 19.05.2024 за нарушения, совершенные должностными лицами предприятия в особый период, ст. 2101 КУоАП предусматривала админштраф в размере от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн).

Сколько штрафов будет применено к должностному лицу предприятия, если предприятие допустило несколько нарушений правил ведения воинского учета?

В данном случае будет применен один штраф за несколько правонарушений.

Так, правила применения админвзысканий за несколько допущенных правонарушений установлены ст. 36 КУоАП. Согласно ч. 1 этой статьи при совершении одним лицом двух и более административных правонарушений взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно. Однако в ч. 2 данной статьи предусмотрено, что если лицо совершило несколько админправонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа допущенных.

В нашей ситуации это правило как раз и применяется: за несколько нарушений, касающихся воинского учета, налагать штраф уполномочен ТЦК, поэтому штраф будет один за все правонарушения.

Такой вывод подтверждается и судебной практикой. См., например, постановление Восьмого апелляционного административного суда от 21.02.2024 (ЕГРСР, рег. № 117352498). В данном деле на должностное лицо предприятия был наложен один штраф в размере 5 100 грн (такой размер действовал в период допущенных нарушений), при этом в ходе проверки предприятия ТЦК выявил несколько правонарушений, а именно:

  • на момент проведения проверки не назначено лицо, ответственное за организацию и ведение воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов;
  • должностная инструкция работника, ответственного за ведение воинского учета, требует доработки;
  • руководящие документы в части ведения воинского учета отсутствуют;
  • уведомление о прибытии призывников и военнообязанных в ТЦК осуществляется на совещаниях, без издания соответствующих приказов;
  • журнал учета результатов проверки воинского учета не ведется;
  • списки персонального воинского учета не созданы;
  • военнообязанные не ознакомлены с правилами воинского учета.

Может ли ТЦК применить к должностным лицам предприятия админштраф заочно, не проводя на предприятии проверку?

Нет, не может.

Факт нарушения должностными лицами предприятия правил воинского учета должен быть установлен и зафиксирован документально. А сделать это можно только при проведении проверки состояния воинского учета на предприятии.

Что касается порядка наложения админвзысканий, то для фиксации админправонарушений составляется протокол об административном правонарушении (ст. 254 КУоАП). Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых должен быть вручен под подпись лицу, которое привлекается к административной ответственности.

Затем на основании этого протокола рассматривается дело о привлечении к ответственности лицом, уполномоченным рассматривать такие дела. В нашем случае дела об админправонарушениях, предусмотренных ст. 2101 КУоАП, от имени ТЦК уполномочены рассматривать руководители ТЦК на основании ст. 235 КУоАП. О дате рассмотрения дела лицо, привлекаемое к ответственности, должно быть уведомлено (ст. 2772 КУоАП).

По результатам рассмотрения дела выносится постановление (ст. 283 КУоАП).

В каком порядке и в какие сроки можно обжаловать постановление о наложении админвзыскания?

Постановление о наложении административного взыскания можно обжаловать в судебном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения (ст. 288, 289 КУоАП).

Для этого необходимо подать административный иск в районный, городской или горрайонный суд по месту регистрации лица или по месту нахождения ТЦК (ст. 25 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС). Правила составления административных исков изложены в ст. 160, 161 КАС.

Основаниями для отмены постановлений о применении админвзысканий, вынесенных на основании ст. 2101 КУоАП, на практике чаще всего становятся такие факты, как:

  • нарушение ТЦК процедуры наложения админвзыскания;
  • несоблюдение сроков давности применения штрафов;
  • отсутствие статуса должностного лица у оштрафованного работника на момент совершения правонарушения, за которое применен штраф.
Таблица. Вопросы, подлежащие проверке ТЦК.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

6864 грн. / год

Купить

Лучшие материалы