Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Предрейсовый медицинский осмотр: порядок проведения и важные нюансы

28.02.2020 9204 0 3

Ежесменные предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств (далее – ТС) проводятся для определения их способности безопасно управлять ТС и считаются обязательными для перевозчиков. Рассмотрим, как организовать такие медосмотры и какие нюансы нужно учесть.


Основания для прохождения медосмотра

В соответствии со ст. 45 Закона от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении» (далее – Закон № 3353) медицинские осмотры проводятся в целях определения способности кандидатов в водители и водителей к безопасному управлению ТС. Среди них выделяют предварительные, периодические, ежесменные предрейсовые и послерейсовые осмотры, а также внеочередные осмотры, обусловленные необходимостью.

Не допускаются к управлению ТС лица, которые, в частности, не имеют права на управление ТС соответствующей категории и не прошли в установленный срок медицинский осмотр (абзац четвертый ч. 2 ст. 12 Закона № 3353).

Об обязательности прохождения медосмотра речь идет и в других нормативных документах. В частности, в соответствии со ст. 30 Закона от 05.04.01 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 2344) автомобильный перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров на договорных условиях, обязан обеспечивать проведение ежесменного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей ТС.

Государственному контролю подлежат все ТС отечественных и иностранных субъектов хозяйствования, которые осуществляют автомобильные перевозки (постановление КМУ от 08.11.06 г. № 1567 «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте»). В ходе плановых и внеплановых проверок проверяется выполнение требований по проведению пред- и послерейсового медосмотра водителей.

Организация медосмотров на предприятии

Водители ТС предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлиц-предпринимателей, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов, подлежат ежесменному предрейсовому и послерейсовому медицинским осмотрам (п. 1.4 Положения о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденного совместным приказом Минздрава и МВД от 31.01.13 г. № 65/80 (далее – Положение № 65/80).

Решения наибольшего количества организационных вопросов, пожалуй, требуют предрейсовые медосмотры.

В ходе ежесменных предрейсовых медосмотров кроме общей диагностики состояния здоровья водителей проводится обследование на предмет пребывания в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции. Такому медосмотру подлежат водители ТС перевозчика непосредственно перед их выездом в рейс. Проводится он врачами лечебного профиля и/или младшими медицинскими работниками с медицинским образованием по специальности «сестринское дело», «лечебное дело» (п. 1.4, 1.8 Положения № 65/80).

Проведение обследования обязует медицинского работника владеть специальными методами и средствами, что является одним из ключевых аспектов проведения ежесменных осмотров водителей ТС и требует особого внимания. Поэтому профессиональная деятельность таких медицинских работников требует лицензии на медицинскую практику (п. 15 ч. 1 ст. 7 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»). Об этом, в частности, речь идет в письме Минздрава от 14.07.16 г. № 3.23-Г-5457/7765-зв.

При отсутствии лицензии на медицинскую практику у предприятия (учреждения, организации), которое проводит такую деятельность, необходимо заключить договор с субъектом хозяйствования, имеющим такую лицензию на предоставление его персоналом услуг по ежесменным медицинским осмотрам водителей (пп. 10 п. 16 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением КМУ от 02.12.15 г. № 1001, далее – Лицензионные условия № 1011). Заключение таких договоров уместно для небольших предприятий и физлиц-предпринимателей, которым нецелесообразно открывать собственный медицинский кабинет.

Важно! Если предприятие-перевозчик предоставляет третьим лицам на договорных условиях платные услуги по проведению предрейсового осмотра состояния здоровья водителей, то это квалифицируется как осуществление деятельности по медицинской практике и требует получения соответствующей лицензии.

Пунктом 18 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных постановлением КМУ от 02.03.16 г. № 285 (далее – Постановление № 285), предусмотрено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей могут проводиться:

  • медицинскими работниками, состоящими в трудовых отношениях с предприятием. Для этого предприятие должно получить лицензию и открыть на основании распорядительного документа медицинский кабинет без создания заведения здравоохранения (далее – ЗОЗ), который будет действовать в соответствии с положением о таком кабинете. Однако следует учитывать, что такой медицинский кабинет без создания ЗОЗ является закрытого типа, то есть имеет право оказывать медицинскую помощь и проводить предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры только работников этого предприятия;
  • по договору с физлицами-предпринимателями, которые осуществляют медицинскую практику на основании лицензии и открывают на территории предприятия медицинский кабинет;
  • обособленным структурным подразделением амбулаторно-поликлинического заведения, имеющего лицензию, по договору с этим заведением.

Приказом ГП «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий» Минздрава от 07.11.18 г. № 41-П отменена Инструкция о порядке выдачи и использования штампов медицинских работников, проводящих ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, утвержденная приказом этого ГП от 03.03.08 г. № 80/1-П. Согласно Инструкции медицинские работники должны были проходить обучение и получать право на проведение медосмотров водителей, что подтверждалось соответствующим свидетельством.

Согласно разъяснениям Минздрава предрейсовый медосмотр водителей проводится медицинскими работниками, которые имеют диплом об окончании образовательного заведения медицинского профиля и получили лицензию на осуществление медицинской практики (для ФЛП).

Медицинские работники должны соответствовать специальным образовательным и кадровым требованиям, определенным в Постановлении № 285.

Если они имеют соответствующее медицинское образование, то не требуется какое-либо дополнительное обучение методам проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей ТС.

Порядок проведения предрейсового осмотра

Ежесменные предрейсовые медосмотры водителей проводятся в отведенном специальном помещении, которое должно быть оснащено в соответствии с Табелем оснащення постоянного специального помещения для проведения ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение 2 к Положению № 65/80).

Основанием для отстранения работника от управления ТС служит:

  • повышение (снижение) артериального давления;
  • ускоренное сердцебиение (тахикардия) или замедленное сердцебиение (брадикардия), или значительные отклонения от индивидуальной нормы каждого водителя;
  • снижение остроты зрения;
  • наличие симптомов острого заболевания или обострение хронического заболевания;
  • повышение температуры тела выше 37,2°С;
  • жалобы на плохое самочувствие;
  • пребывание под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;
  • пребывание в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и прочие выявленные признаки заболевания согласно Перечню заболеваний и пороков, при которых лицо не может быть допущено к управлению соответствующими транспортными средствами, утвержденному приказом Минздрава от 24.12.99 г. № 299 (далее – Перечень № 299).

При выявлении признаков временной нетрудоспособности водитель не допускается к управлению ТС соответствующей категории (п. 4.7 Положения № 65/80).

Отстраненные от работы по состоянию здоровья водители направляются для дообследования в ЗОЗ.

При выявлении признаков заболевания или порока, включенных в Перечень № 299, перевозчик по представлению медицинского работника направляет водителя на внеочередной медосмотр.

За время прохождения медосмотра за работниками сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

Проведение предрейсовых медосмотров водителей проводится за счет работодателя.

Ответственность водителя за медосмотр

Работник обязан проходить медицинские осмотры. Если он уклоняется от них, работодатель имеет право привлечь его к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы (ст. 14, 17 Закона от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда»).

Основания отстранения работника от работы определены в ст.46 КЗоТ.

Уклонение водителя от прохождения медосмотра считается невыполнением им без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований Законов, регулирующих вопросы трудовой дисциплины и охраны труда, считается дисциплинарным проступком, за который применяется дисциплинарное взыскание. Согласно ст. 147 КЗоТ за нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из таких мер взыскания: выговор или увольнение.

Законодательством, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников также другие дисциплинарные взыскания.

Другие виды дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины приведены в Типовых правилах внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.84 г. № 213, в частности: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или понижение в должности и другие.

Оформление результатов медосмотра

Согласно п. 4.6 Положения № 65/80 результаты предрейсового и послерейсового медосмотра вносятся в Журнал ежесменного предрейсового и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При наличии путевого листа медицинским работником делается запись в нем о результатах контроля состояния здоровья водителя автотранспортного средства.

После отмены типовых форм путевых листов предприятие самостоятельно принимает решение о целесообразности использования формы путевого листа как транспортного документа.

Обратите внимание: В абзаце восьмом п. 1 и абзаце седьмом п. 2 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденного постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207 (далее – Постановление № 207), предусмотрено, что для водителя юридического лица необходим также путевой лист с отметками о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя.

Однако нужно учесть следующее.

  1. Законом от 05.07.11 г. № 3565-VІ (далее – Закон № 3565) были внесены изменения в Закон № 2344, согласно которым исключено понятие «путевой лист».
  2. Формы путевых листов отменены приказом Госкомстата от 19.03.13 г. № 95, а грузового автомобиля – приказом Мининфраструктуры и Минэкономразвития и торговли от 10.12.13 г. № 100/1454 и они не обязательны для использования.
  3. Согласно ст. 16 Закона № 3353 (в редакции от 01.01.20 г.) водитель ТС должен иметь при себе и предъявлять по требованию полицейского:
  • удостоверение водителя;
  • регистрационный документ на ТС;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, – страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Путевой лист из этого перечня документов исключен.

То есть на сегодняшний день нормы Постановления № 207 не приведены в соответствие с Законом № 3565. А согласно разъяснению, предоставленному в письме Минюста от 30.01.09 г. № Н-35267-18, в случае противоречия норм подзаконного акта нормам закона следует применять нормы закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу.

Учитывая вышеизложенное, водитель ТС не обязан иметь при перевозке путевой лист с отметкой медицинского работника, поскольку основным документом, подтверждающим проведение предрейсового медицинского осмотра является Журнал ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей. Об этом сказано и в решении Деснянского районного суда г. Киева от 20.12.19 г. по делу № 54/15801/19.

Обратите внимание! Инспектор полиции не имеет права привлечь к административной ответственности водителя ТС за то, что он не предъявил путевой лист с отметкой о прохождении предрейсового медосмотра.

Большинство предприятий-перевозчиков, несмотря на отмену путевого листа, продолжают его использовать, поскольку этот документ служит основанием для учета транспортной работы, списания израсходованного горючего и подтверждения использования приобретенного горючего в хозяйственной деятельности в целях учета НДС.

Путевой лист получает признак первичного документа при условии, что он содержит следующие обязательные реквизиты:

  • наименование предприятия, название документа и дата составления;
  • содержание и объем хозяйственной операции и единица измерения;
  • подпись лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции по перевозке;
  • подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Основными обязательными реквизитами путевого листа, которые в полной мере идентифицируют хозяйственную операцию, являются:

  • маршрут движения ТС;
  • марка горючего;
  • показание спидометра;
  • пробег;
  • расходы горючего;
  • подписи ответственных лиц.

Таким образом, реквизит «отметка медицинского работника» не считается обязательным реквизитом путевого листа, так как его наличие или отсутствие не влияет на подтверждение факта осуществления хозяйственной операции. Тем более что нормативные акты, определявшие форму, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевого листа, отменены.

Обратите внимание! Если предприятие все же решило использовать путевой лист и утвердило его форму, реквизиты (в т .ч. запись медицинского работника о допуске к рейсу) и порядок заполнения, то этот документ должен быть составлен в соответствии с утвержденным порядком, с осуществлением записи медицинского работника о прохождении предрейсового осмотра, как это предусмотрено п. 4.6 Положения № 65/80.

Итак, исходя из предписаний п. 4.6 Положения № 65/80:

  • в случае использования путевого листа и при наличии соответствующих реквизитов в нем медицинский работник производит запись о прохождении предрейсового осмотра;
  • штамп о прохождении медосмотра медицинским работником не проставляется (в связи с отменой Инструкции № 80/1-П).

В решении Чемеровецкого районного суда Хмельницкой области от 27.12.19 г. по делу № 687/1377/19 сделаны аналогичные выводы, а именно о том, что проставление печати (штампа) на путевом листе не предусмотрено действующим законодательством, и поэтому не обязательно.

В то же время предприятие может утвердить форму путевого листа без реквизита «отметка медицинского работника» о проведении предрейсового медосмотра, поскольку этот реквизит не обязателен. В таком случае запись медицинского работника согласно п. 4.6. Положение № 65/80 не производится.

В соответствии с абзацем четвертым п. 2.4 Положения № 88 несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не служат основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции.

Учитывая вышеизложенное, если в утвержденной предприятием форме путевого листа нет реквизита «отметка медицинского работника» о прохождении предрейсового осмотра, но есть все обязательные реквизиты, такой путевой лист не теряет признаков первичного документа и служит основанием для подтверждения осуществления хозяйственной операции и списания ГСМ.

Хранение документов

Согласно п. 16 Лицензионных условий № 1001 лицензиат обязан хранить документы о прохождении водителями периодических и ежесменных медицинских осмотров в течение трех лет.

Аналогичный срок хранения документов о проведении медицинских осмотров определен в ст. 707 Перечня типовых документов, которые создаются во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденного приказом Минюста от 12.04.12р. № 578/5.

Если предприятие утвердило собственные формы путевых листов, использует их в своей деятельности и ведет журнал их регистрации, то согласно ст. 1086, 1109 Перечня № 578/5 оно должно хранить эти документы и журнал их регистрации в течение 3 лет и уничтожать только при условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выводы

  1. Главным документом, подтверждающим проведение предрейсового медицинского осмотра, является Журнал ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей.
  2. Водитель ТС не обязан иметь при перевозке путевой лист с отметкой медицинского работника, а инспектор полиции не имеет права его требовать.
  3. Если предприятие использует путевой лист, то в нем делается только запись медицинского работника о прохождении предрейсового медицинского осмотра без проставления штампа или печати.
  4. Реквизит «отметка медицинского работника» о прохождении предрейсового медицинского осмотра не обязателен.
  5. Отсутствие в путевом листе не предусмотренного предприятием реквизита «отметка медицинского работника» о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителя не лишает путевой лист признаков первичного документа, который служит основанием для подтверждения осуществления хозяйственной операции и списания ГСМ.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы