Предприятие создано совсем недавно, деятельность пока не ведется, поэтому принять на работу наемного директора нет возможности – нет денег на зарплату. Можно ли возложить определенные функции на одного из учредителей предприятия, но без оформления трудового договора, чтобы не возникало обязанности по выплате заработной платы?
Да, это возможно.
С подобной проблемой нередко сталкиваются вновь созданные предприятия. Ведь у зарегистрированного предприятия сразу же появляются обязанности, в частности необходимо составлять и подавать отчетность в госорганы. Но деятельность еще не ведется, поэтому денег пока нет. Что «лучше»: нанять работника, но не платить ему зарплату или не подавать отчетность? Неподача отчетности влечет за собой ответственность в виде штрафа, но неначисление (невыплата) заработной платы директору также является штрафоопасным решением (см. ответ на предыдущий вопрос). Поэтому такие предприятия находятся между двух огней и ищут выход из сложившейся ситуации. И выход есть.
Существование предприятия без наемных работников и выполнение некоторых организационных функций учредителем вполне возможно. К этому выводу мы приходим, проанализировав нижеприведенные нормы законодательства:
Как видите, собственник вправе самостоятельно управлять своим предприятием, не заключая при этом трудового договора с предприятием.
Как документально оформить возложение организационных обязанностей на собственника без заключения с ним трудовых отношений?
Процедура в данном случае несложная, но нужно соблюсти все формальности.
Шаг 1. Высший орган предприятия должен принять соответствующее решение и оформить его соответствующим образом.
Например, в ООО высшим органом является собрание участников, а решение оформляется протоколом общего собрания согласно требованиям Закона от 19.09.91 г. № 1576-XII. В частных предприятиях порядок принятия решений собственниками (собственником) определяется уставом, если собственник один – оформляется документ под названием «Решение собственника».
В решении собственника (протоколе общего собрания) необходимо:
Шаг 2. Если в результате такого решения понадобится внести изменения в регистрационную карточку предприятия и документы, которые находятся в налоговом органе и банке, это нужно сделать следующим образом:
Таким образом, при отсутствии у предприятия возможности заключить трудовой договор с директором обязанность по составлению и подаче обязательной отчетности можно возложить на одного из собственников предприятия без заключения с ним трудового договора. Для этого собственники должны принять соответствующее решение и оформить его надлежащим образом. При необходимости о произошедших изменениях следует уведомить госрегистратора, налоговый орган и заменить карточку с подписями в учреждении банка.