Как установить должностные оклады, чтобы сэкономить средства и не нарушить закон
09.02.2017 5304 0 2
Из этой статьи вы узнаете: как должностные оклады работников будут влиять на фонд оплаты труда предприятия в 2017 году.
Что можно сделать на практике: воспользовавшись нашими рекомендациями, экономически обосновать установление должностных окладов работников.
Минимальный должностной оклад и минимальная заработная плата в 2017 году
Изменения в трудовое законодательство, которые вступили в силу в текущем году, вызывают много вопросов у финансовых работников предприятий. Прежде всего это обусловлено значительной законодательно установленной разницей между минимальным должностным окладом работника и минимальной заработной платой (далее – МЗП) (см. табл. 1).
Таблица 1. Размеры минимального должностного оклада и МЗП
(грн.)
Показатель |
Каким нормативно-правовым актом установлено |
Размер |
Примечание |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
Минимальный должностной оклад |
Ст. 6 Закона от 24.03.95 г. № 108/98-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) |
1 600 |
Устанавливается на уровне не меньше прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособного лица по состоянию на 1 января календарного года |
МЗП |
Ст. 8 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801) |
3 200 |
Законом № 1801 не предусмотрены изменения размера МЗП в течение 2017 года |
Таким образом, больше всего вопросов по оплате труда будет возникать именно при выплате ее минимального размера. Как применять показатели МЗП и минимального должностного оклада в практической деятельности предприятия и как они влияют на фонд оплаты труда (далее – ФОТ), рассмотрим ниже на примерах.
Сдельная форма оплаты труда: есть ли в ней смысл?
Внесение изменений в Закон № 108 привело к изменениям в подходах к оплате труда за выполненную работу. Если раньше работник получал МЗП исходя из нормы выработки или нормы часов, то начиная с 1 января 2017 года бухгалтерам нужно обращать внимание исключительно на выполненную норму часов. Так, согласно ст. 31 Закона № 108 зарплата работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже МЗП. Поскольку первой в этой статье упоминается месячная норма, именно ее следует учитывать бухгалтерам в первую очередь.
В то же время, как видно из табл. 1, должностной оклад работника может быть меньше МЗП, но не ниже ПМ для трудоспособных лиц (1 600 грн.). В таком случае работодателю при условии полностью отработанной нормы часов необходимо осуществить доплату до уровня МЗП (абзац третий ст. 31 Закона № 108).
Пример 1
Работнику установлен должностной оклад в размере 1 600 грн. В январе он отработал 159 ч (норма для января 2017 года).
Зарплата, начисленная работнику за январь согласно окладу, будет составлять 1 600 грн. (т. е. полный должностной оклад), ведь он выполнил норму часов за месяц. Поскольку зарплата работника ниже МЗП (3 200 грн.), ему необходимо осуществить доплату до МЗП в сумме 1 600 грн. (3 200 грн. – 1 600 грн.).
Пример 2
Предприятие применяет сдельную форму оплаты труда. Работнику установлен должностной оклад (ставка) в размере 3 200 грн. при условии производства 100 единиц продукции (далее – ед.). За январь 2017 года работник изготовил 90 ед., отработав при этом 159 ч (норма для января 2017 года).
Исчислим январскую зарплату работника по окладу:
3 200 грн. : 100 ед. х 90 ед. = 2 880 грн.
Работник выполнил месячную часовую норму труда, следовательно, его зарплата не может быть меньше МЗП. Поэтому работнику нужно доплатить до МЗП 320 грн. (3 200 грн. – 2 880 грн.).
Таким образом, если работнику установлен должностной оклад на уровне МЗП или ниже, сдельная форма оплаты труда полностью или частично нивелируется.
Доплата до МЗП и более
Как видим из приведенных выше примеров, работодатель должен обеспечить работнику выплату МЗП за полностью отработанную норму часов. Размер доплаты до МЗП определяется как разница между начисленной зарплатой и МЗП. Если работник работает на условиях неполного рабочего дня (недели), ему должна быть начислена зарплата в размере не ниже МЗП, пропорционально отработанному времени (абзац пятый ст. 31 Закона № 108).
Пример 3
Работнику установлен должностной оклад в размере 1 600 грн. Согласно приказу по предприятию работник принят на неполный рабочий день (0,5 ставки). В январе он отработал 80 ч (половину месячной нормы). Кроме того, работник получает ежемесячную доплату за выполнение особо важной работы в размере 20 % должностного оклада.
На основании этих данных рассчитаем:
1) зарплату работника за январь согласно окладу:
1 600 грн. х 0,5 = 800 грн.;
2) доплату за выполнение особо важной работы:
1 600 грн. х 20 % = 320 грн.
Всего за январь начислено 1 120 грн. (800 грн. + 320 грн.).
В соответствии с абзацем пятым ст. 31 Закона № 108 работодатель должен выплатить такому работнику МЗП пропорционально отработанному времени, поэтому зарплата работника не может быть ниже половины МЗП:
3 200 грн. х 0,5 = 1 600 грн.
Исчислим сумму доплаты до МЗП:
1 600 грн. – 1 120 грн. = 480 грн.
В то же время ст. 31 Закона № 108 установлены доплаты, которые не учитываются при обеспечении минимальных размеров зарплаты, в частности:
- доплата за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья;
- доплата за работу в ночное и сверхурочное время;
- доплата за разъездной характер работ;
- премии к праздничным и юбилейным датам.
Пример 4
Работник работает сторожем. Ему установлена доплата за работу в ночное время – 35 % оклада за каждый час работы. В январе 2017 года он отработал 159 ч, в том числе ночные – 80 ч.
Определим расходы предприятия на зарплату работника при условии установления ему:
- минимального должностного оклада – 1 600 грн. (вариант 1);
- должностного оклада на уровне МЗП – 3 200 грн. (вариант 2).
Расчеты приведем в табл. 2.
Таблица 2
(грн.)
№ |
Показатель |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Примечание |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Зарплата, начисленная по окладу |
1 600,00 |
3 200,00 |
Поскольку работник отработал месячную часовую норму, начисленная зарплата будет соответствовать должностному окладу работника |
2 |
Доплата до МЗП |
1 600,00 |
– |
В варианте 1 начисленная зарплата меньше МЗП, поэтому работнику следует доплатить до уровня МЗП. В то же время ночные часы не учитываются при обеспечении МЗП |
3 |
Доплата за работу в ночное время |
281,76 |
563,52 |
Для расчета доплаты за работу в ночное время нужно определить стоимость часов работы (путем деления должностного оклада на норму часов в месяце) и умножить ее на количество отработанных ночью часов и размер доплаты |
4 |
Всего |
3 481,76 |
3 763,52 |
– |
5 |
ЕСВ, начисленный по ставке 22 % |
765,99 |
827,97 |
– |
6 |
Всего расходов |
4 247,75 |
4 591,49 |
– |
Как видно из табл. 2, расходы предприятия при установлении работнику должностного оклада на уровне МЗП (3 200 грн.) больше на 343,74 грн. (4 591,49 грн. – 4 247,75 грн.) в месяц, чем при установлении минимального должностного оклада (1 600 грн.). Таким образом, взвешенный подход к установлению должностных окладов для младшего обслуживающего персонала позволит предприятию оптимизировать расходы на оплату труда.
Должностной оклад и индексация зарплаты
Установление должностных окладов работникам имеет важное значение и для индексации зарплаты в 2017 году. В соответствии с проектом постановления КМУ от 13.07.16 г. № 4971 запланированный индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) в этом году будет составлять 8,1 %. Поскольку индексация зарплаты должна осуществляться при превышении порога инфляции (103 %), становится понятным, что работодателям придется или повышать зарплату работникам, или индексировать ее.
Индексация зарплаты проводится согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078). Предлагаем рассмотреть на условном примере, как будет влиять на общие расходы на оплату труда (включая начисление ЕСВ на ФОТ) установление должностных окладов для работников при превышении порога инфляции.
Пример 5
Работник работает дворником. Допустим, что в феврале 2017 года индекс инфляции составлял 103,2 %, а это является основанием для начисления индексации. Предприятие принимает решение повысить должностной оклад работнику на 100 грн., чтобы не индексировать зарплату.
Рассчитаем расходы предприятия на выплату работнику зарплаты в феврале и при условии установления ему с 01.01.17 г.:
- должностного оклада – 1 610 грн. (вариант 1);
- должностного оклада на уровне МЗП – 3 200 грн. (вариант 2).
Расчеты приведем в табл. 3.
Как видно из табл. 3, расходы на оплату труда в варианте 2 увеличились, в то же время повышение должностных окладов, которое позволяет избежать начисления индексации, произошло в обоих вариантах.
Таблица 3
(грн.)
№ |
Показатель |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Примечание |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расчет расходов до повышения зарплаты |
||||
1 |
Зарплата, начисленная по окладу до повышения |
3 200 |
3 200 |
В варианте 1 осуществляется доплата в размере 1 590 грн. для обеспечения МЗП |
2 |
Начислен ЕСВ по ставке 22 % |
704 |
704 |
|
3 |
Всего расходов до повышения |
3 904 |
3 904 |
|
Расчет расходов после повышения зарплаты |
||||
4 |
Зарплата с учетом повышения должностного оклада на 100 грн. |
3 200 |
3 300 |
В варианте 1 зарплата не изменилась, изменились только ее составляющие (увеличился должностной оклад и уменьшилась доплата до МЗП). Зато в варианте 2 ФОТ увеличился |
5 |
Начислен ЕСВ по ставке 22 % |
704 |
726 |
|
6 |
Всего расходов после повышения |
3 904 |
4 026 |
Выводы
Предприятиям законодательно предоставлена возможность устанавливать должностные оклады на уровне не ниже ПМ для трудоспособных лиц. В то же время работодатели должны проводить до-плату до МЗП, поэтому отдельные собственники принимают решение об установлении должност-ных окладов на уровне МЗП. Впрочем, такое решение может привести к увеличению ФОТ, а также лишит работодателя возможности последующего повышения должностных окладов без увеличе-ния ФОТ.
Комментарии к материалу