Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Бронирование работников: изменения с 1 декабря 2024 года

02.12.2024 1401 0 2

В ноябре 2024 года Кабмин изменил правила бронирования работников во время мобилизации. Данное событие вызвало немало вопросов у предприятий, которые бронируют своих работников. Об этом свидетельствуют звонки, поступающие на консультационную линию от работодателей. В статье мы рассмотрим основные изменения в правилах бронирования работников, а также ответим на ваши вопросы.


Каким документом внесены изменения в правила бронирования работников?

Речь идет о постановлении КМУ от 22.11.2024 № 1332 (далее – Постановление № 1332), которым:

  • изложен в новой редакции Порядок бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время, утвержденный постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Постановление № 76, Порядок № 76);
  • внесены изменения в Критерии и Порядок, по которым осуществляется определение предприятий, учреждений и организаций, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важны для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований в особый период, утвержденные Постановлением № 76 (далее – Критерии № 76).

Кроме того, в Постановление № 1332, Порядок № 76 и Критерии № 76 уже успели внести изменения постановлением КМУ от 29.11.2024 № 1362 (далее – Постановление № 1362).  

Напомним, что в случае бронирования работникам критически важных предприятий предоставляется отсрочка от призыва на воинскую службу во время мобилизации (п. 3 Порядка № 76).

С какой даты действует Постановление № 1332?

Постановление № 1332 вступает в силу с 1 декабря 2024 года (за исключением некоторых его пунктов, которые начали действовать с 23.11.2024 – даты опубликования Постановления № 1332 в «Урядовому кур’єрі»). Далее мы будем указывать, какие именно правила действуют с 23.11.2024.

Постановление № 1362 также вступило в силу с 01.12.2024 (опубликовано в «Урядовому кур’єрі» от 30.11.2024 № 243).

В чем заключаются основные изменения в порядке бронирования работников?

Рассмотрим наиболее важные изменения в правилах бронирования работников. Отметим, что коммерческие предприятия могут бронировать своих работников, если эти предприятия в установленном порядке признаны в особый период критически важными (п. 1 Порядка № 76):

  • для обеспечения потребностей ВСУ, других воинских формирований;
  • для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения.

Как мы уже сказали, большинство новых правил бронирования действуют с 01.12.2024 (а если правило действует с 23.11.2024, тогда мы, как обещали, обратим на это ваше внимание).

1. Процедура бронирования: теперь только в электронной форме и только через портал «Дія».

Это требование установлено п. 3 Порядка № 76. Напомним, что до 01.12.2024 подавать списки работников для бронирования можно было как в электронной, так и в бумажной форме.

2. Срок действия отстрочки от призыва: ранее выданные отсрочки действительны, но не более чем до 28.02.2025.

В пп. 1, 2 п. 2 Постановления № 1332 предусмотрено, что все ранее выданные отсрочки (до даты вступления в силу Постановления № 1332, т. е. до 23.11.2024) являются действующими в течение срока, на который они выданы, но не более чем до 28.02.2025.

Данное правило касается отсрочек, которые:

  • предоставлены по решению Минэкономики;
  • предоставлены средствами Единого государственного вебпортала электронных услуг.

Обратите внимание! Подпункты 1, 2 п. 2 Постановления № 1332 вступили в силу не с 01.12.2024, а с 23.11.2024, как это предусмотрено п. 9 Постановления № 1332. Поэтому в данном случае речь идет об отсрочках, выданных именно до 23.11.2024.

3. Срок действия решений о признании предприятий критически важными для отдельных случаев: продлен до 31.12.2024.

Правило, установленное пп. 5 п. 2 Постановления № 1332, касается далеко не всех предприятий. Речь идет о продлении срока действия решений по признанию предприятий, учреждений, организаций критически важными:

  • для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период;
  • для обеспечения потребностей ВСУ, других воинских формирований в особый период.

Если такие решения являются действующими на дату вступления в силу Постановления № 1332 (т. е. на 23.11.2024), но срок их действия истекает до 30.11.2024 (включительно), тогда срок действия таких решений продлевается до 31.12.2024.

Обратите внимание! Подпункт 5 п. 2 Постановления № 1332 также вступил в силу с 23.11.2024, а не с 01.12.2024. Поэтому данное правило касается предприятий, у которых действие решения о признании их критически важными для вышеуказанных целей заканчивается в период с 23.11.2024 по 30.11.2024. Только такие решения останутся действительными до конца 2024 года.

4. Решение о признании предприятия критически важным, действующее по состоянию на 1 декабря 2024 года, действительно до 28.02.2025.

Это правило установлено пп. 6 п. 2 Постановления № 1332 (после внесения в него изменений Постановлением № 1362).

То есть предприятие, у которого по состоянию на 01.12.2024 имеется действительное решение соответствующего органа о признании его критически важным, может с 1 декабря 2024 года бронировать своих работников на основании этого решения уже по новым правилам. Однако такие решения следует «обновить» в срок до 28.02.2025, поскольку после этой даты они утратят свою силу независимо от того, на какой срок были выданы.

5. Размер зарплаты, дающий право на бронирование: 2,5 МЗП.

Одно из обязательных условий для бронирования работника – наличие у него начисленной ежемесячной зарплаты в размере не менее минимальной заработной платы (далее – МЗП), умноженной на коэффициент 2,5 в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка от призыва (п. 8 Порядка № 76).

Исходя из действующего сейчас размера МЗП – 8 000 грн размер зарплаты бронируемого работника должен быть не менее 20 000 грн (8 000 грн х 2,5) за каждый месяц.

Однако требование относительно такого размера зарплаты не распространяется:

  • на государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежат государству или находятся в коммунальной собственности;
  • хозяйственные общества, более 50 % акций (долей) которых принадлежат хозобществам, где доля государства или коммунальной собственности составляет 100 %).

6. Другие требования к работникам, подлежащим бронированию.

Помимо требования о размере зарплаты для бронирования работника должны выполняться и другие условия, установленные п. 29 Порядка № 76. Так, работник должен:

  • находиться на воинском учете;
  • состоять в трудовых отношениях с предприятием, которое его бронирует;
  • не находиться в розыске;
  • уточнить свои персональные данные, указанные в п. 2 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона от 11.04.2024 № 3633-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения воинской службы, мобилизации и воинского учета».

7. Сроки предоставления отсрочки от призыва для работников критически важного предприятия.

Сроки, на которые может предоставляться отсрочка, определены п. 3 Порядка № 76. Как и раньше, для работников предприятий, которые в установленном порядке признаны критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, отсрочка предоставляется на 12 месяцев.

8. Ограничения по количеству работников, которых может забронировать предприятие.

Как и раньше, в большинстве случаев предприятию, признанному критически важным, можно забронировать не более 50 % общего количества военнообязанных работников (п. 8 Порядка № 76).

Однако из этого правила есть исключения. Так, в том же п. 8 Порядка № 76 указано, что количество лиц, подлежащих бронированию, может быть более 50 % по отдельному решению Министра обороны.

Кроме того, перечень исключений, когда бронированию подлежат все военнообязанные работники предприятия, приведен в п. 5 Порядка № 76. Например, к такой категории относятся предприятия, признанные Минстратегпромом критически важными для функционирования экономики в сфере оборонно-промышленного комплекса.

В обновленном Порядке № 76 есть новшества, касающиеся порядка расчета количества лиц, подлежащих бронированию (т. е. 50 % от общего количества военнообязанных работников предприятия). Так, теперь в общее количество военнообязанных работников предприятия:

  • не включаются военнообязанные женщины (п. 12 Порядка № 76);
  • включаются работники, забронированные на основании постановления КМУ от 04.02.2015 № 45 (п. 11 Порядка № 76).

9. Процедура бронирования.

Процедура бронирования максимально упрощена, и теперь это должно занимать всего несколько дней. Как мы уже отметили выше, бронирование осуществляется в электронной форме через портал «Дія».

Подробное описание процедуры бронирования можно найти в п. 25–30 Порядка № 76.

Бронирование работников происходит следующим образом:

  • этап 1. Формирование списка руководителем предприятия;
  • этап 2. Наложение на список КЭП или УЭП руководителя предприятия;
  • этап 3. Оформление отсрочки в автоматическом режиме в течение 72 часов с момента формирования списка и перевод военнообязанных на специальный воинский учет;
  • этап 4. Отражение информации о предоставлении отсрочки в военно-учетном документе военнообязанного в электронной форме.

10. Аннулирование бронирования.

Аннулировать бронь работника теперь тоже можно через портал «Дія» (п. 32 Порядка № 76). Перечень оснований для аннулирования отсрочки приведен в п. 31 Порядка № 76. В частности, аннулированию подлежит отсрочка в случае, если работник уволился с предприятия или если с ним временно приостановлено действие трудового договора.

11. Отмена отчетности по бронированию.

Раньше предприятия, которые забронировали своих работников, должны были подавать ежеквартально отчеты о количестве забронированных военнообязанных (приложение 6 к Порядку № 76 в редакции, действовавшей до 01.12.2024).

Теперь же такая обязанность Порядком № 76 не предусмотрена, а все приложения к Порядку № 76 отменены. И это логично, ведь бронирование теперь производится в электронном виде, в автоматическом режиме, а значит, необходимость в отчетности отпадает.

12. Подача оперативной информации о работниках в ПФУ.

Подачу отчета о забронированных работниках отменили, а вот обязанность работодателей подавать оперативную информацию о своих работниках в ПФУ – осталась.

Отметим, что ранее эта обязанность была предусмотрена постановлением КМУ от 05.06.2024 № 650 (далее – Постановление № 650). Мы писали об этом в статье «Кто из работодателей обязан подавать оперативную информацию о работниках в ПФУ?».

Сейчас в Постановление № 650 внесены изменения: пункты, предусматривающие обязанность работодателей подавать оперативную информацию в ПФУ, исключены из него. Но это вовсе не означает, что такая обязанность отменена. Просто теперь она закреплена в пп. 4 п. 2 Постановления № 1332.

Согласно этой норме предприятия, учреждения и организации, которые критически важны для обеспечения потребностей ВСУ, других воинских формирований в особый период, а также критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, обязаны подавать в ПФУ сведения о работниках через веб-портал электронных услуг ПФУ с наложением электронной подписи.

Информация подается о принятии работника на работу, перемещении его из одного структурного подразделения в другое или перевод на другую постоянную должность или работу, об увольнении, восстановлении на работе, временном приостановлении/восстановлении действия трудового договора.

Срок подачи такой информации в ПФУ остался прежним – не позднее следующего дня после соответствующего события.

13. Критерии для признания предприятия критически важным.

Помимо изложения в новой редакции Порядка № 76 также внесены изменения в Критерии № 76.

Напомним, что для признания критически важным предприятие должно соответствовать определенным критериям. Перечень таких критериев приведен в п. 2 Критериев № 76. Два критерия из этого перечня изменены (пп. 5 и 6). Они касаются размера начисленной работникам средней заработной платы и отсутствия у предприятия задолженности по уплате налогов и сборов. Причем обратите внимание, что для предприятия, которое претендует приобрести статус критически важного, соответствие этим критериям теперь является обязательным.

Поясним, как следует понимать это требование.

Как и раньше, чтобы предприятие признали критически важным для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, предприятие должно соответствовать трем и более критериям из п. 2 Критериев № 76. Но два вышеназванных критерия в любом случае являются обязательными. Третий критерий предприятие выбирает самостоятельно.

Как предприятие должно подтвердить, что эти два обязательных критерия соблюдены им?

Коммерческое предприятие подтверждает:

  • отсутствие задолженности по уплате налогов в государственный и местный бюджеты, а также ЕСВ – справкой об отсутствии задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, либо извлечением из информационной системы органов ГНС о статусе расчетов плательщика с бюджетом и целевыми фондами, которое заверено руководителем предприятия, учреждения, организации;
  • начисление средней заработной платы застрахованным лицам – работникам за последний календарный квартал в размере не ниже 2,5 МЗП (сейчас это не менее 20 000 грн) – справкой, составленной предприятием.

Имейте в виду! Как видите, от размера заработной платы зависит не только бронирование работников, но и признание предприятия критически важным. Причем если для бронирования имеет значение размер зарплаты только тех работников, которые подлежат бронированию, то для приобретения предприятием статуса критически важного необходимо, чтобы средняя зарплата всех работников предприятия за последний квартал была не ниже 20 000 грн.

Для признания критически важными государственных и коммунальных предприятий действует другой критерий относительно размера зарплаты. У них размер средней зарплаты работников за последний календарный квартал должен составлять не менее размера средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года (в соответствии с данными Госстата).

Также отметим, что в ближайшее время центральными органами исполнительной власти, другими госорганами, органами госуправления, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями (военными администрациями в случае их создания) должны быть пересмотрены критерии для определения предприятий, которые являются критически важными. Такое требование установлено п. 7 Постановления № 1332. Сделать это вышеперечисленные органы должны в течение 10 дней с даты вступления в силу п. 7 Постановления № 1332 (т. е. не позднее 03.12.2024, поскольку п. 7 вступил в силу с 23.11.2024).

Обо всех нормативных документах, принятых во исполнение этой нормы, мы обязательно вас проинформируем, следите за нашими публикациями, в том числе в разделе «Новости».

14. За невыполнение критериев предприятие может лишиться статуса критически важного на 6 месяцев.

Теперь органы, которые приняли решение о признании предприятия критически важным, обязаны будут осуществлять постоянный мониторинг предприятия за отчетный налоговый период и в случае необходимости – проводить проверку на соответствие критериям и принимать решение об отмене статуса критически важного (п. 61 Критериев № 76).

Если предприятие утратило статус критически важного из-за несоответствия установленным критериям, то повторно его получить такое предприятие сможет не ранее чем через 6 месяцев после отмены указанного статуса.

Отвечаем на актуальные вопросы

Как видите, изменений в правилах бронирования работников – достаточно, и почти все они вызывают немало вопросов у работодателей. Ответим на вопросы, которые вы задаете чаще всего.

1. Правда ли, что забронировать в соответствии с новым порядком можно будет только тех работников, которые приняты до 18.05.2024, а всех работников, принятых после этой даты, уже нельзя забронировать?

Нет, такого ограничения законодательством не предусмотрено.

Дата 18.05.2024 действительно упоминается в Порядке № 76, но совсем в другом контексте. Так, в п. 12 указано, что при расчете 50 % от общей численности военнообязанных работников, которые могут быть забронированы, количество военнообязанных работников учитывается по состоянию на 18 мая 2024 года, а в случае увеличения количества военнообязанных на предприятии эти данные берутся по состоянию на дату подачи списков на бронирование (в частности, для тех предприятий, которые созданы после 18.05.2024).

Как видим, эта норма никак не влияет на право забронировать работников, в том числе принятых после 18.05.2024.

2. Можно ли предприятию, имеющему статус критически важного, забронировать новых работников, которые недавно были приняты на работу?

Да, такая возможность у предприятия в настоящее время есть.

Изначально обновленные нормы Порядка № 76 предусматривали необходимость подтверждать, что зарплата работника, которого предприятие бронирует, составляет не менее 20 000 грн за каждый месяц последнего отчетного квартала. Однако эти требования были подкорректированы в срочном порядке Постановлением № 1362. С учетом этих изменений с 01.12.2024 для бронирования не нужно, чтобы работник проработал на предприятии целый квартал с размером месячной зарплаты не менее 20 000 грн в каждом месяце этого квартала. Достаточно того, что предприятие приняло на работу бронируемого работника с размером заработной платы не ниже указанного уровня и будет выплачивать ее в течение всего срока, на который работнику предоставлена бронь.

В списке на бронирование предприятие делает отметку о выполнении требований относительно размера заработной платы работника, установленного абзацем третьим п. 8 Порядка № 76 (п. 27 Порядка № 76).

3. Можно ли сейчас забронировать бенефициаров предприятия?

Да, такая возможность предусмотрена также и в новой редакции Порядка № 76.

Так, в п. 5 Порядка № 76 сказано, что бронированию подлежат все военнообязанные, которые являются конечными бенефициарными собственниками критически важных предприятий и при этом не являются работниками данного предприятия. То есть в данном случае не требуется соблюдать критерий «не более 50% всех военнообязанных предприятия», забронированы могут быть все военнообязанные бенефициары предприятия.

Для возможности бронирования бенефициара достаточно того, что предприятие имеет статус критически важного, но при этом такой бенефициар должен (п. 29 Порядка № 76):

  • состоять на воинском учете;
  • не находиться в розыске;
  • уточнить свои персональные данные в ТЦК.

4. Если на предприятии всего один военнообязанный работник, сможет ли предприятие его забронировать с учетом ограничения – не более 50 % от общего количества военнообязанных работников?

Да, сможет. В п. 13 Порядка № 76 прямо указано, что если на критически важном предприятии всего один военнообязанный работник, то ограничение, установленное п. 8, 9 Постановления (не более 50 %), в данном случае не применяется.

5. Правда ли, что предприятия, которые получили статус критически важных до вступления в силу Постановления № 1332 (до 01.12.2024), должны будут снова подтвердить свой статус?

Да, правда. Статус критически важного придется еще раз подтвердить.

Как мы отметили выше, в Постановлении № 1332 (после внесения в него изменений Постановлением № 1362) появился пп. 6 п. 2, который предписывает это сделать. Ранее полученное решение о признании предприятия критически важным в настоящее время еще является действительным, однако оно утратит свою силу после 28.02.2025. Поэтому таким предприятиям в ближайшее время стоит заняться «переподтверждением» критичности.

И, как мы уже поясняли (см. выше п. 4 изменений), предприятия, используя старую «критичность», пока еще имеют возможность бронировать своих работников, однако такая бронь будет действительна только до 28.02.2025.

А после получения нового решения о признании предприятия критически важным, уже по новым правилам, предприятие сможет забронировать своих работников на срок до 12 месяцев.

Разъяснения Минэкономики на этот счет можно найти здесь.

6. Если на предприятии работает совместитель, которому установлен неполный рабочий день (50 % нормы рабочего времени), то для него тоже должен выполняться критерий о заработной плате в размере не менее 20 000 грн? Или для бронирования такого работника достаточно будет заработной платы в размере 10 000 грн?

К сожалению, в Порядке № 76 для работников, работающих по совместительству и/или неполное рабочее время, никаких исключений не сделано. Поэтому чтобы вы могли забронировать такого работника, у него так же, как и у других работников, зарплата должна быть не менее 20 000 грн за каждый месяц в течение всего срока действия отсрочки.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

6864 грн. / год

Купить

Лучшие материалы