Алгоритм разбронирования работников через Дію
Так как с 01.12.2024 существенно изменилась процедура бронирования, соответствующие изменения не обошли и аннулирование отсрочки. Сейчас как бронирование, так и разбронирование производится исключительно в электронной форме через портал «Дія». Давайте рассмотрим порядок и алгоритм разбронирования работников через Дію.
Основания для аннулирования бронирования
Условия аннулирования бронирования предусмотрены п. 31 Порядка бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время, утвержденного постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Порядок бронирования).
А именно предоставленная отсрочка подлежит аннулированию в случае:
- окончания срока ее действия;
- завершения критически важным предприятием производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, иных воинских формирований;
- лишения предприятия, учреждения, организации (далее – предприятие) статуса критически важного органом, принявшим решение об определении их критически важными;
- ликвидации органа, критически важного предприятия;
- увольнения военнообязанного с критически важного предприятия, кроме увольнения с должности с дальнейшим назначением на другую должность на критически важном предприятии;
- временного прекращения действия трудового договора военнообязанного с критически важным предприятием;
- обоснованного представления руководителя органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления средствами портала «Дія»;
- обоснованного представления руководителя критически важного предприятия, но не чаще, чем один раз в месяц средствами портала «Дія»;
- предоставления отсрочки по другим причинам, определенным ст. 23 Закона от 21.10.1993 № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон № 3543);
- прекращения заключенного договора или окончания срока назначения – для работников специализированных учреждений ООН, международных судебных органов, международных и неправительственных организаций и учреждений, членом, участником или наблюдателем в которых является Украина в соответствии с заключенными международными договорами Украины;
- невыполнения оператором противоминной деятельности в течение шести месяцев работ по разминированию (гуманитарному разминированию) по сертифицированному процессу на основе информации, поданной Центром противоминной деятельности;
- несоответствия военнообязанного условиям, указанным в абзаце третьем п. 8 Порядка бронирования;
- увольнения с должности священнослужителя.
Подробнее об условиях аннулирования бронирования военнообязанных читайте в статье «Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия».
Разбронирование работников по предоставлению руководителя
Далее рассмотрим алгоритм разбронирования работника по обоснованному представлению руководителя критического важного предприятия через портал «Дія».
Такое аннулирование бронирования возможно, если забронированный работник состоит в трудовых отношениях с критически важным предприятием. Проводится оно по заявлению руководителя, которое подается через Дію.
Как именно обосновать такое представление, Порядок № 76 не определяет, поэтому, по мнению автора, это могут быть любые причины.
Аннулирование отсрочки по представлению руководителя предусмотрено пп. 7, 8 п. 31 Порядка № 76, а во всех других случаях бронь аннулируется без участия работодателя и иным способом (см. таблицу ниже).
А если у критически важного предприятия отсутствует код ЕГРПОУ или техническая возможность подать заявление об аннулировании бронирования военнообязанного работника средствами портала «Дія», то оно подает такое заявление в электронной форме в государственный орган, принявший решение об определении его критически важным предприятием.
Функция аннулирования бронирования на портале «Дія»
С 31.12.2024 на портале «Дія» появилась новая функция – панель «Анулювання бронювання працівників». То есть наконец появилась возможность подать электронное заявление для аннулирования бронирования.
Отметим, что такое заявление может подать руководитель критически важного предприятия (учреждения) или лицо, которое может совершать действия от имени юридического лица, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Реестр юрлиц).
Пошаговый алгоритм аннулирования бронирования
Внимание! Руководители критически важных предприятий могут подавать заявление об аннулировании бронирования не чаще одного раза в месяц. Для госорганов и ОМС таких ограничений нет.
Шаг 1. Авторизация на портале «Дія»
Используйте КЭП руководителя критически важного предприятия или иного уполномоченного лица, данные о котором содержатся в Реестре юрлиц.
Шаг 2. Вход к Каталог услуг
Зайдите на вкладку «Каталог послуг» → раздел «Бронювання».
Выберите услугу «Анулювання бронювання працівників» и нажмите «Подати заяву».
Шаг 3. Проверка данных о предприятии
Нужно подтвердить информацию о предприятии. Здесь еще раз обратите внимание на предупреждение: для критически важных предприятий подача заявления разрешена раз в месяц.
Шаг 4. Ввод данных о работнике
В таблице нужно ввести данные о военнообязанном, бронирование которого аннулируется, а именно:
1) о критически важном предприятии:
- полное наименование юридического лица или обособленного структурного подразделения юрлица;
- код ЕГРПОУ юрлица или обособленного структурного подразделения юрлица (при наличии);
- местонахождение юрлица или обособленного подразделения юрлица (не касается критически важных предприятий (учреждений), определенных Минстратегпромом);
2) о военнообязанном:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта гражданина Украины (для лиц, которые отказались от принятия кода и имеют отметку в паспорте);
3) причина аннулирования отсрочки (например, вынесение выговора, нарушение правил внутреннего распорядка и т. п.).
Шаг 5. Подписание заявления
Заявление на аннулирование бронирования нужно подписать КЭП руководителя предприятия и отправить его, нажав соответствующую опцию.
Шаг 6. Ожидаем результат
Заявление прорабатывается в течение суток.
После проработки поданного заявления на электронную почту и в кабинет на портале «Дія» поступит результат аннулирования бронирования со статусами работников: аннулировано, не аннулировано (с пояснением).
Обратите внимание, что электронная почта привязана к учетной записи портала «Дія».
Шаг 7. Аннулирование отсрочки в Резерв+
После проработки заявления (в течение суток) бронирование должно быть аннулировано и, соответственно, в приложении «Резерв+» у военнообязанного работника должен обновиться статус.
После этого автоматически осуществляется перевод военнообязанного на общий воинский учет без участия работодателя (пп. 2 п. 32 Порядка № 76).
Что уже не нужно делать работодателю для аннулирования бронирования?
Так как аннулирование бронирования производится уже исключительно в электронном виде через Дію и Порядок № 76 претерпел изменения, работодателю уже не нужно:
- изымать у работника извлечение из приказа о бронировании военнообязанного;
- проставлять отметку в Ведомости выдачи бланков специального воинского учета (этот документ отменен);
- отправлять в ТЦК, в котором военнообязанный состоит на воинском учете, извлечение с отметкой об исключении в ведомости выдачи бланков специального воинского учета.
Кто и как аннулирует бронирование по другим основаниям
Выше мы рассмотрели аннулирование отсрочки в соответствии с пп. 7 и 8 п. 31 Порядка № 76. Однако п. 31 предусматривает много других оснований для разбронирования. А кто и как может осуществлять его, покажем в таблице:
Основания для аннулирования бронирования |
Кто (как) аннулирует бронирование |
Окончание срока действия отсрочки |
Автоматически |
Завершение критически важным предприятием производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг для потребностей ВС, других воинских формирований |
Автоматически |
Лишение предприятия статуса критически важного |
Государственный орган, принявший решение о признании предприятия критически важным |
Ликвидация критически важного предприятия (учреждения) |
Автоматически. Информация поступает из Единого реестра юрлиц |
Увольнение военнообязанного с критически важного предприятия |
Автоматически. Информация поступает из Единого государственного реестра застрахованных лиц |
Прекращение договора или окончание срока назначения работников учреждений ООН, международных судебных органов, международных неправительственных организаций и учреждений, членом, участником или наблюдателем в которых является Украина в соответствии с заключенными международными договорами Украины |
Через портал «Дія». Заявления формируются уполномоченным лицом МИД на основании обоснованного представления ЦОИВ, ответственного за выполнение обязательств, которые следуют из членства Украины в международных организациях |
Невыполнение оператором противоминной деятельности в течение шести месяцев работ по разминированию (гуманитарному разминированию) по сертифицированному процессу |
На основе информации, поданной Центром противоминной деятельности |
Несоответствие военнообязанного условиям, указанным в абзаце третьем п. 8 Порядка № 76 (т. е. если зарплата военнообязанного ниже установленного предела – в настоящее время это 20 тыс. грн) |
Автоматически |
Увольнение с должности священнослужителя |
По заявлению Госслужбы по этнополитике и свободе совести, которое подается в электронной форме, формируемой на основе информации, поданной юридическим лицом – религиозной организацией |
Кроме того, отметим, что отсрочка военнообязанных, которые работают в органах, обеспечивающих деятельность Президента, ВРУ и КМУ, и представительствах донорских учреждений, исполнителей проектов международной технической помощи, в случае отсутствия у них кода согласно ЕГРПОУ проводится средствами портала «Дія» по спискам или заявлению в электронной форме об аннулировании бронирования, которые формируются уполномоченным лицом Минэкономики на основании обоснованного представления руководителя.
Неурегулированные вопросы по разбронированию
В настоящее время непонятными остаются вопросы, как аннулируется бронирование:
- в случае временного прекращения действия трудового договора военнообязанного с критически важным предприятием (учреждением),
- а также если забронированный работник получил отсрочку по иным причинам, определенным в ст. 23 Закона № 3543, например родился третий ребенок (по мнению автора, в таком случае военнообязанный должен был обратиться в ТЦК для получения отсрочки по основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона № 3543, и когда он получит отсрочку, информация появится в Резерв+, а бронирование аннулируется автоматически. Но как будет происходить этот процесс на практике, пока не известно.
Выводы
- Порядок бронирования с 01.12.2024 существенно изменился.
- Одно из важных нововведений – то, что Списки военнообязанных работников для бронирования подаются исключительно в электронной форме средствами портала «Дія».
- Соответственно, аннулирование отсрочки производится автоматически через портал «Дія».
- Для разбронирования работников работодателю не нужно подавать какие-либо бумажные документы.
Подробнее об изменениях читайте в статье «Бронирование работников: изменения с 1 декабря 2024 года».
Комментарии к материалу