Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Уголок потребителя для розничной торговли: как оформить

Ситуация. Предприятие открывает новые точки розничной торговли. Возникли вопросы, связанные с оформлением уголка потребителя.


Вопросы – ответы

1. Обязательно ли сейчас иметь уголок потребителя в точке розничной торговли? Или это требование уже отменено?

Нет, не отменено. Наличие уголка потребителя в точке осуществления розничной торговли по-прежнему является обязательным.

Так, ст. 4 Закона от 12.05.1991 № 1023-XII «О защите прав потребителей» предусматривает, что потребитель имеет право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, производителе (исполнителе, продавце).

И хотя в этой норме не упоминается уголок потребителя, но именно таким образом нужно оформить указанную информацию исходя из правил торговли, которые закреплены в соответствующих подзаконных актах.

Требование о наличии уголка потребителя содержится в Порядке осуществления торговой деятельности и правилах торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденных постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833 (далее – Порядок № 833). Так, п. 10 Порядка № 833 предусматривает, что субъект хозяйствования, занимающийся розничной торговлей, обязан обеспечить наличие в торговой точке на видном и доступном месте уголка покупателя.

2. А как следует назвать уголок: «Уголок потребителя» или «Уголок покупателя»?

На наш взгляд, это не принципиально – оба варианта правильные и в случае с точкой розничной торговли будут означать одно и то же, ведь ваш клиент является и покупателем, и потребителем с точки зрения Закона № 1023.

По этому вопросу есть также разъяснение территориального управления Госпродпотребслужбы.

3. Какая именно информация должна содержаться в уголке потребителя?

Исходя из содержания п. 10 Порядка № 833 в уголке потребителя следует разместить следующую информацию.

1. Наименование собственника торговой точки или уполномоченного им органа.

В данном случае необходимо указать сведения, которые содержатся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) (наименование юрлица, или Ф. И. О. предпринимателя, который открыл эту торговую точку). Также можно разместить выписку или извлечение из ЕГР, подтверждающие факт государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя.

2. Адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

К таким органам относятся (ч. 3 ст. 5 Закона № 1023):

  • центральный орган исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере госконтроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Это Госпродпотребслужба и ее территориальные органы, действующие в соответствии с Положением о Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, утвержденным постановлением КМУ от 02.09.2015 № 667;
  • местные госадминистрации и другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также суды.

На заметку! Адреса и другие контактные данные для размещения их в уголке потребителя имеются на региональных сайтах этих органов. Необходимую информацию о территориальных органах Госпродпотребслужбы можно найти на ее официальном сайте.

3. Лицензии на осуществление видов торговли, подлежащих лицензированию.

В отношении лицензий в п. 10 Порядка № 833 не указано, что их следует разместить в уголке покупателя. Но сказано, что они должны находиться на видном месте в торговой точке. Логичнее всего выбрать для этой цели уголок потребителя.

Для справки. Перечень видов торговли, подлежащих лицензированию, можно найти в ст. 7 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

4. Тексты Порядка № 833, Закона № 1023, санитарных норм, правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией СХ.

Например, если осуществляется розничная торговля продовольственными товарами, то вам также следует разместить в уголке потребителя текст Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденного приказом Минэкономики от 11.07.2003 № 185.

Согласно требованиям п. 10 Порядка № 833, продавец обязан представить эти документы покупателю по его требованию. Поэтому логично разместить тексты этих документов в уголке потребителя, не дожидаясь требования покупателя.

4. А если пакет документов получился очень большой, и в результате все тексты документов не помещаются или уголок потребителя выглядит не эстетично?

Тогда оставьте в уголке только те документы, которые там должны быть согласно Порядку № 833 (см. выше п. 1 и 2 перечня). А остальные документы поместите в доступном месте, чтобы продавец всегда мог быстро их предоставить по требованию покупателя.

5. А нужно ли размещать в уголке потребителя книгу отзывов и предложений?

В настоящее время в Порядке № 833 нет такого требования (в 2019 году в п. 10 были внесены изменения, и теперь книги отзывов и предложений нет в перечне документов, которые должны быть в уголке потребителя).

Однако если у вас есть желание разместить в уголке потребителя такую книгу, то это не будет ошибкой. Тем более что сам торговец зачастую заинтересован в наличии такой книги, чтобы улучшить качество обслуживания покупателей, и тем самым привлечь новых клиентов.

Но повторяем: отсутствие такой книги в уголке потребителя не является нарушением, и за это нет ответственности.

6. Есть ли требования к размеру, цвету или другим параметрам оформления уголка потребителя?

Таких требований в законодательстве нет. Главное, чтобы уголок был в доступном и заметном для потребителей месте, а как его оформить – каждый торговец решает сам.

7. Какое наказание могут применить к СХ, если у него в торговой точке нет уголка потребителя?

За это нарушение работники предприятия торговли, а также предприниматели – собственники торговой точки могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 155 КУоАП.

Данная статья предусматривает ответственность за нарушение правил торговли (а отсутствие уголка потребителя в торговой точке вполне можно назвать нарушением правил торговли) в виде штрафа в размере от 1 до 10 НМДГ (от 17 до 170 грн), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 5 до 27 НМДГ (от 85 до 459 грн).

Налагать такие штрафы уполномочены органы Госпродпотребслужбы (ст. 2444 КУоАП).

Комментарии к материалу
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
В статье расскажем, в каких случаях субъекту хозяйствования – хранителю горючего следует сообщать об изменениях в сведениях, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего. Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего С 08.04.2025 вступило в силу поста...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
В консультации мы рассмотрим, кто и каким образом должен подать в орган лицензирования обновленные данные, а также ответим на ваши вопросы. Правила лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим изменились с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от 18.06.2024 № 3817-I...
11.04.2025
Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?
Деятельность частных предприятий в настоящее время регулируется нормами Хозяйственного кодекса (далее – ХК). Однако в августе 2025 года ХК утратит свою силу. Поэтому уже сейчас у собственников многих частных предприятий возникают вопросы, что будет с их предприятием после утраты силы ХК, нужно...
Лучшие материалы