Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Уголок потребителя для розничной торговли: как оформить

Ситуация. Предприятие открывает новые точки розничной торговли. Возникли вопросы, связанные с оформлением уголка потребителя.


Вопросы – ответы

1. Обязательно ли сейчас иметь уголок потребителя в точке розничной торговли? Или это требование уже отменено?

Нет, не отменено. Наличие уголка потребителя в точке осуществления розничной торговли по-прежнему является обязательным.

Так, ст. 4 Закона от 12.05.1991 № 1023-XII «О защите прав потребителей» предусматривает, что потребитель имеет право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, производителе (исполнителе, продавце).

И хотя в этой норме не упоминается уголок потребителя, но именно таким образом нужно оформить указанную информацию исходя из правил торговли, которые закреплены в соответствующих подзаконных актах.

Требование о наличии уголка потребителя содержится в Порядке осуществления торговой деятельности и правилах торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденных постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833 (далее – Порядок № 833). Так, п. 10 Порядка № 833 предусматривает, что субъект хозяйствования, занимающийся розничной торговлей, обязан обеспечить наличие в торговой точке на видном и доступном месте уголка покупателя.

2. А как следует назвать уголок: «Уголок потребителя» или «Уголок покупателя»?

На наш взгляд, это не принципиально – оба варианта правильные и в случае с точкой розничной торговли будут означать одно и то же, ведь ваш клиент является и покупателем, и потребителем с точки зрения Закона № 1023.

По этому вопросу есть также разъяснение территориального управления Госпродпотребслужбы.

3. Какая именно информация должна содержаться в уголке потребителя?

Исходя из содержания п. 10 Порядка № 833 в уголке потребителя следует разместить следующую информацию.

1. Наименование собственника торговой точки или уполномоченного им органа.

В данном случае необходимо указать сведения, которые содержатся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) (наименование юрлица, или Ф. И. О. предпринимателя, который открыл эту торговую точку). Также можно разместить выписку или извлечение из ЕГР, подтверждающие факт государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя.

2. Адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

К таким органам относятся (ч. 3 ст. 5 Закона № 1023):

  • центральный орган исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере госконтроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Это Госпродпотребслужба и ее территориальные органы, действующие в соответствии с Положением о Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, утвержденным постановлением КМУ от 02.09.2015 № 667;
  • местные госадминистрации и другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также суды.

На заметку! Адреса и другие контактные данные для размещения их в уголке потребителя имеются на региональных сайтах этих органов. Необходимую информацию о территориальных органах Госпродпотребслужбы можно найти на ее официальном сайте.

3. Лицензии на осуществление видов торговли, подлежащих лицензированию.

В отношении лицензий в п. 10 Порядка № 833 не указано, что их следует разместить в уголке покупателя. Но сказано, что они должны находиться на видном месте в торговой точке. Логичнее всего выбрать для этой цели уголок потребителя.

Для справки. Перечень видов торговли, подлежащих лицензированию, можно найти в ст. 7 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

4. Тексты Порядка № 833, Закона № 1023, санитарных норм, правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией СХ.

Например, если осуществляется розничная торговля продовольственными товарами, то вам также следует разместить в уголке потребителя текст Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденного приказом Минэкономики от 11.07.2003 № 185.

Согласно требованиям п. 10 Порядка № 833, продавец обязан представить эти документы покупателю по его требованию. Поэтому логично разместить тексты этих документов в уголке потребителя, не дожидаясь требования покупателя.

4. А если пакет документов получился очень большой, и в результате все тексты документов не помещаются или уголок потребителя выглядит не эстетично?

Тогда оставьте в уголке только те документы, которые там должны быть согласно Порядку № 833 (см. выше п. 1 и 2 перечня). А остальные документы поместите в доступном месте, чтобы продавец всегда мог быстро их предоставить по требованию покупателя.

5. А нужно ли размещать в уголке потребителя книгу отзывов и предложений?

В настоящее время в Порядке № 833 нет такого требования (в 2019 году в п. 10 были внесены изменения, и теперь книги отзывов и предложений нет в перечне документов, которые должны быть в уголке потребителя).

Однако если у вас есть желание разместить в уголке потребителя такую книгу, то это не будет ошибкой. Тем более что сам торговец зачастую заинтересован в наличии такой книги, чтобы улучшить качество обслуживания покупателей, и тем самым привлечь новых клиентов.

Но повторяем: отсутствие такой книги в уголке потребителя не является нарушением, и за это нет ответственности.

6. Есть ли требования к размеру, цвету или другим параметрам оформления уголка потребителя?

Таких требований в законодательстве нет. Главное, чтобы уголок был в доступном и заметном для потребителей месте, а как его оформить – каждый торговец решает сам.

7. Какое наказание могут применить к СХ, если у него в торговой точке нет уголка потребителя?

За это нарушение работники предприятия торговли, а также предприниматели – собственники торговой точки могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 155 КУоАП.

Данная статья предусматривает ответственность за нарушение правил торговли (а отсутствие уголка потребителя в торговой точке вполне можно назвать нарушением правил торговли) в виде штрафа в размере от 1 до 10 НМДГ (от 17 до 170 грн), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 5 до 27 НМДГ (от 85 до 459 грн).

Налагать такие штрафы уполномочены органы Госпродпотребслужбы (ст. 2444 КУоАП).

Комментарии к материалу
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
30.06.2025
Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплательщика о пересмотре результатов проверки
В статье рассмотрим, когда орган ГНС обязан назначить внеплановую проверку по требованию налогоплательщика. Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки из-за того, что налоговики в ходе проверки не исследовали все имеющиеся обстоятельства, он имеет право подать жалобу о пересмотре резу...
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
Лучшие материалы