Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Уголок потребителя для розничной торговли: как оформить

03.07.2023 348 0 2

Ситуация. Предприятие открывает новые точки розничной торговли. Возникли вопросы, связанные с оформлением уголка потребителя.


Вопросы – ответы

1. Обязательно ли сейчас иметь уголок потребителя в точке розничной торговли? Или это требование уже отменено?

Нет, не отменено. Наличие уголка потребителя в точке осуществления розничной торговли по-прежнему является обязательным.

Так, ст. 4 Закона от 12.05.1991 № 1023-XII «О защите прав потребителей» предусматривает, что потребитель имеет право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, производителе (исполнителе, продавце).

И хотя в этой норме не упоминается уголок потребителя, но именно таким образом нужно оформить указанную информацию исходя из правил торговли, которые закреплены в соответствующих подзаконных актах.

Требование о наличии уголка потребителя содержится в Порядке осуществления торговой деятельности и правилах торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденных постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833 (далее – Порядок № 833). Так, п. 10 Порядка № 833 предусматривает, что субъект хозяйствования, занимающийся розничной торговлей, обязан обеспечить наличие в торговой точке на видном и доступном месте уголка покупателя.

2. А как следует назвать уголок: «Уголок потребителя» или «Уголок покупателя»?

На наш взгляд, это не принципиально – оба варианта правильные и в случае с точкой розничной торговли будут означать одно и то же, ведь ваш клиент является и покупателем, и потребителем с точки зрения Закона № 1023.

По этому вопросу есть также разъяснение территориального управления Госпродпотребслужбы.

3. Какая именно информация должна содержаться в уголке потребителя?

Исходя из содержания п. 10 Порядка № 833 в уголке потребителя следует разместить следующую информацию.

1. Наименование собственника торговой точки или уполномоченного им органа.

В данном случае необходимо указать сведения, которые содержатся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) (наименование юрлица, или Ф. И. О. предпринимателя, который открыл эту торговую точку). Также можно разместить выписку или извлечение из ЕГР, подтверждающие факт государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя.

2. Адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

К таким органам относятся (ч. 3 ст. 5 Закона № 1023):

  • центральный орган исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере госконтроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Это Госпродпотребслужба и ее территориальные органы, действующие в соответствии с Положением о Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, утвержденным постановлением КМУ от 02.09.2015 № 667;
  • местные госадминистрации и другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также суды.

На заметку! Адреса и другие контактные данные для размещения их в уголке потребителя имеются на региональных сайтах этих органов. Необходимую информацию о территориальных органах Госпродпотребслужбы можно найти на ее официальном сайте.

3. Лицензии на осуществление видов торговли, подлежащих лицензированию.

В отношении лицензий в п. 10 Порядка № 833 не указано, что их следует разместить в уголке покупателя. Но сказано, что они должны находиться на видном месте в торговой точке. Логичнее всего выбрать для этой цели уголок потребителя.

Для справки. Перечень видов торговли, подлежащих лицензированию, можно найти в ст. 7 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

4. Тексты Порядка № 833, Закона № 1023, санитарных норм, правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией СХ.

Например, если осуществляется розничная торговля продовольственными товарами, то вам также следует разместить в уголке потребителя текст Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденного приказом Минэкономики от 11.07.2003 № 185.

Согласно требованиям п. 10 Порядка № 833, продавец обязан представить эти документы покупателю по его требованию. Поэтому логично разместить тексты этих документов в уголке потребителя, не дожидаясь требования покупателя.

4. А если пакет документов получился очень большой, и в результате все тексты документов не помещаются или уголок потребителя выглядит не эстетично?

Тогда оставьте в уголке только те документы, которые там должны быть согласно Порядку № 833 (см. выше п. 1 и 2 перечня). А остальные документы поместите в доступном месте, чтобы продавец всегда мог быстро их предоставить по требованию покупателя.

5. А нужно ли размещать в уголке потребителя книгу отзывов и предложений?

В настоящее время в Порядке № 833 нет такого требования (в 2019 году в п. 10 были внесены изменения, и теперь книги отзывов и предложений нет в перечне документов, которые должны быть в уголке потребителя).

Однако если у вас есть желание разместить в уголке потребителя такую книгу, то это не будет ошибкой. Тем более что сам торговец зачастую заинтересован в наличии такой книги, чтобы улучшить качество обслуживания покупателей, и тем самым привлечь новых клиентов.

Но повторяем: отсутствие такой книги в уголке потребителя не является нарушением, и за это нет ответственности.

6. Есть ли требования к размеру, цвету или другим параметрам оформления уголка потребителя?

Таких требований в законодательстве нет. Главное, чтобы уголок был в доступном и заметном для потребителей месте, а как его оформить – каждый торговец решает сам.

7. Какое наказание могут применить к СХ, если у него в торговой точке нет уголка потребителя?

За это нарушение работники предприятия торговли, а также предприниматели – собственники торговой точки могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 155 КУоАП.

Данная статья предусматривает ответственность за нарушение правил торговли (а отсутствие уголка потребителя в торговой точке вполне можно назвать нарушением правил торговли) в виде штрафа в размере от 1 до 10 НМДГ (от 17 до 170 грн), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 5 до 27 НМДГ (от 85 до 459 грн).

Налагать такие штрафы уполномочены органы Госпродпотребслужбы (ст. 2444 КУоАП).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы