Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предприятие меняет адрес: что и как нужно оформить?

Ситуация. В январе заканчивается срок действия договора аренды помещения под офис. В связи с этим предприятие планирует поменять свое местонахождение, заключив договор аренды другого помещения. Возник ряд вопросов относительно оформления всех необходимых документов.

О чем статья? Мы рассмотрим, какой должна быть последовательность действий предприятия при смене местонахождения, куда и какие документы нужно будет представить.


Общие положения

Местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого осуществляется ежедневное руководство деятельностью юрлица (там преимущественно находятся руководители), управление и учет (ст. 93 Гражданского кодекса, далее – ГК).

Сведения о местонахождении предприятия содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) (п. 10 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», далее – Закон № 755).

Если предприятие меняет свое местонахождение, то в ЕГР должны быть внесены изменения. Кроме того, об этом событии необходимо уведомить соответствующие государственные органы и других заинтересованных лиц.

Что грозит предприятию, которое поменяло свой адрес, но не внесло эти изменения в ЕГР?

Сведения в ЕГР должны быть в актуальном состоянии, поскольку ими пользуются контролирующие органы и ваши контрагенты. Расхождение в данных – когда фактическое местонахождение не сопадает с указанным в ЕГР – могут иметь негативные последствия.

Например, налоговый орган в этом случае может применить к предприятию штраф на основании п. 117.1 Налогового кодекса (далее – НК) в размере 1 020 грн.

Кроме того, предприятие не сможет своевременно «встретить» проверяющих, если они придут с проверкой по адресу, указанному в ЕГР, по которому предприятие не находится. А это уже чревато штрафами за недопуск к проверке. Например, если органы Гоструда не найдут предприятие по адресу, указанному в ЕГР, и по этой причине проверка не состоится, к предприятию могут применить штраф на основании ст. 265 КЗоТ:

  • за недопуск к проверке по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий при ее проведении – в размере 3 МЗП (минимальных зарплат) (сейчас это 21 300 грн);
  • за вышеуказанные действия в случае проверки на предмет выявления нарушений, касающихся фактического допуска физлица к работе без оформления с ним трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ – в размере 16 МЗП (сейчас это 113 600 грн).

Кроме того, на ваш старый адрес будет приходить почтовая корреспонденция, и если ее своевременно не забирать, вы можете пропустить важные для вас сообщения.

Поэтому рекомендуем вам не затягивать с внесением изменений в ЕГР, а также оформлением других необходимых документов. Ниже мы подробно расскажем, как вам следует действовать.

Вносим изменения в ЕГР

Прежде всего загляните в свой устав – указано ли в нем местонахождение вашего предприятия. Если указано, тогда одновременно с внесением изменений в ЕГР нужно будет внести изменения и в устав.

На заметку! В настоящее время указывать в уставе местонахождения юрлица не обязательно (ст. 88 ГК). Поэтому лучше исключить эти сведения из устава – тогда в случае последующих изменений адреса вам не придется снова менять устав.

Перечень документов, которые необходимо подать госрегистратору для внесения изменений в ЕГР, зависит от наличия/отсутствия в уставе сведений о местонахождении юрлица (ч. 4 ст. 17 Закона № 755).

Вариант 1. В уставе есть сведения о местонахождении юрлица

В этом случае вы должны подать госрегистратору:

  • заявление по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5;
  • документ об уплате админсбора. Согласно ст. 36 Закона № 755, размер сбора составляет 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее – ПМ), установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн). По состоянию на 01.01.2024 ПМ равен 3 028 грн. Соответственно, в 2024 году размер админсбора в нашем случае составляет 910 грн;
  • оригинал (нотариально удостоверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица об изменении местонахождения юрлица и внесении изменений в устав (принятие его новой редакции). В ООО такое решение уполномочено принимать общее собрание участников (ст. 30 Закона от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», далее – Закон № 2275), оформляется оно протоколом общего собрания участников (ч. 4 ст. 33 Закона № 2275). В акционерных обществах решение принимает общее собрание акционеров (ст. 39 Закона от 27.07.2022 № 2465-IX «Об акционерных обществах», далее – Закон № 2465), оно оформляется протоколом общего собрания акционеров (ст. 57 Закона № 2465);
  • новую редакцию устава.

Вариант 2. В уставе нет сведений о местонахождении юрлица

В таком случае необходимо подать госрегистратору:

  • заявление (форма 2);
  • документ об уплате админсбора (размер тот же, в 2024 году – 910 грн).

Как быстро будут внесены изменения в ЕГР?

Поданные предприятием документы должны быть рассмотрены в течение 24 часов после их поступления госрегистратору (кроме выходных и праздничных дней) (ч. 1 ст. 26 Закона № 755). И если документы оформлены правильно, то в течение этого срока будут внесены изменения в ЕГР: там будет указано новое местонахождение юрлица.

Уведомляем налоговый орган

Если сведения о предприятии зафиксированы в ЕГР, то уведомлять налоговый орган о смене местонахождения не нужно: об этих изменениях налоговый орган узнает от госрегистратора в порядке информационного взаимодействия ЕГР с информационными системами госорганов (ст. 13 Закона № 755). Однако в определенных случаях предприятию все же придется это сделать (см. ниже).

Обратите внимание! Согласно п. 66.5 НК, налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об изменении своих учетных данных, которые не отражены в ЕГР.

А теперь рассмотрим отдельные нюансы, касающиеся подачи документов в налоговый орган.

Форма № 20-ОПП

В нашей ситуации предприятие меняет свое местонахождение в связи с окончанием срока действия договора аренды офисного помещения и заключением нового договора аренды. Поэтому предприятию необходимо будет подать форму № 20-ОПП.

Напомним, что обязанность подачи этой формы предусмотрена ст. 63 НК, а также Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588).

Так, обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением (далее – объекты налогообложения), налогоплательщик должен уведомлять налоговые органы по месту своего основного учета (п. 63.3 НК, п. 8.1 Порядка № 1588). Уведомление производится путем подачи формы № 20-ОПП (приложение 10 к Порядку № 1588). В приложении также приведена памятка по заполнению формы № 20-ОПП.

Информировать нужно обо всех объектах налогообложения: собственных, арендованных или переданных в аренду (абзац второй п. 8.4 Порядка № 1588)

В нашем случае предприятие должно будет уведомить налоговый орган по месту своего основного учета:

  • о закрытии объекта налогообложения (в отношении офисного помещения, по которому закончился договор аренды);
  • об открытии нового объекта (офиса) по новому адресу в соответствии с новым договором аренды.

Плательщикам единого налога

Если предприятие является плательщиком единого налога (далее – ЕН) третьей группы, то ему необходимо выполнить требование п. 298.6 НК – подать в налоговый орган заявление о смене налогового адреса, места осуществления хозяйственной деятельности не позднее последнего дня квартала, в котором произошли такие изменения.

Например, если смена адреса происходит в январе 2024 года, то подать заявление нужно не позднее 31.03.2024 (но это воскресенье, поэтому следует ориентироваться на дату 29.03.2024). В налоговый орган подается регистрационное заявление по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308 (с пометкой «Изменения»). На основании этого заявления орган ГНС внесет изменения в реестр плательщиков ЕН.

Плательщикам НДС

Согласно п. 183.15 НК, если налогоплательщик меняет свое местонахождение либо налогоплательщика переводят на обслуживание в другой контролирующий орган, то снятие его с учета в одном контролирующем органе и постановка на учет в другом осуществляются в порядке, установленном Минфином. Аналогичная норма есть в п. 4.1 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130 (далее – Положение № 1130). Такое снятие с учета и постановка на учет производятся на основании данных, полученных налоговым органом из ЕГР в соответствии с правилами, зафиксированными в разд. Х Порядка № 1588.

Как разъясняет ГНС (ОИР, категория 101.02), в данном случае перерегистрация плательщика НДС не производится, поэтому подавать в налоговый орган заявление по форме 1-ПДВ с отметкой «Перерегистрация» не нужно.

Владельцам РРО

Если у предприятия есть РРО, зарегистрированные на старый адрес, то нужно осуществить их перерегистрацию на новый адрес. Перерегистрация производится в соответствии с правилами, установленными гл. 3 разд. ІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 № 547 (далее – Порядок № 547).

Так, в течение 5 рабочих дней (далее – р. д.) с момента возникновения изменений нужно подать в налоговый орган по месту регистрации РРО:

  • регистрационное заявление по форме № 1-РРО (приложение 1 к Порядку № 547) с отметкой «Перерегистрация»;
  • регистрационное удостоверение.

Если нет оснований для отказа в перерегистрации РРО, такая процедура займет не более 2 р. д. со дня подачи заявления. Изменения будут внесены в информационно-телекоммуникационную систему ГНС, а вам (вашему РРО) выдадут новое регистрационное удостоверение.

Плательщикам ЕСВ

Из-за смены адреса предприятие не обязано подавать дополнительные документы в налоговый орган как плательщик ЕСВ – перевод на учет в другой контролирующий орган в связи со сменой административно-территориальной единицы осуществляется на основании данных, полученных из ЕГР (п. 6 разд. ІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 24.11.2014 № 1162).

Уплата налогов при смене административно-территориальной единицы

Если в результате «переезда» предприятия меняется административно-территориальная единица его местонахождения, то до конца бюджетного года уплата налогов и сборов, распределяемых между государственным и местными бюджетами, и местных налогов и сборов осуществляется по месту предыдущей регистрации налогоплательщика (ч. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса).

До окончания бюджетного года налогоплательщик будет состоять на учете в налоговом органе и по старому местонахождению, и по новому (п. 10.2 Порядка № 1588). См. также разъяснение ГНС в ОИР, категория 116.06.

Уведомляем другие органы и контрагентов

Органы лицензирования

Если у вашего предприятия есть лицензия на осуществление определенного вида деятельности, то прежде всего нужно заглянуть в лицензионные условия. Там должны быть указаны сроки, в течение которых лицензиат обязан уведомить орган лицензирования об изменении данных, которые указывались в заявлении и других документах при получении лицензии. Уведомить орган лицензирования об изменении местонахождения нужно будет в срок, указанный в лицензионных условиях (ч. 2 ст. 15 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»).

Например, если у вас имеется лицензия на охранную деятельность, то уведомить орган лицензирования об изменениях нужно в месячный срок – согласно п. 7 Лицензионных условий на осуществление охранной деятельности, утвержденных постановлением КМУ от 18.11.2015 № 960.

Что касается лицензий, которые выдаются налоговыми органами на основании Закона от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего», то в ст. 15 этого закона сказано, что в случае изменения сведений, указанных в выданной СХ лицензии, такой субъект должен в месячный срок со дня внесения изменений обратиться в налоговый орган, выдавший лицензию с соответствующим заявлением.

Имейте в виду! За несоблюдение срока уведомления органа лицензирования об изменении сведений, указанных в заявлении на получение лицензии, должностным лицам предприятия грозит административный штраф на основании ст. 164 КУоАП в размере от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн).

Обслуживающие банки

В законодательстве не определено, каким образом и в какие сроки юрлицу нужно уведомлять обслуживающий банк о смене адреса. На практике эти моменты обычно зафиксированы в договоре с банком. Поэтому в случае смены адреса стоит заглянуть в договор и выполнить все предписания на этот счет, установленные условиями договора.

Контрагенты

Местонахождение предприятия – один из обязательных реквизитов хоздоговора. Поэтому о смене адреса необходимо уведомить каждого из ваших контрагентов. Сделайте это в срок, установленный конкретным договором.

Также договором может быть предусмотрено, что в связи со сменой адреса в договор нужно внести изменения путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору.

Если в договоре нет таких указаний, все равно не поленитесь уведомить контрагентов о смене адреса. Ведь наверняка какие-то документы вам отправляют на ваш почтовый адрес, указанный в договоре. Поэтому в ваших интересах своевременно проинформировать контрагентов о смене местонахождения с указанием нового почтового адреса.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
18.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
Новое
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Лучшие материалы