Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Переработка сельхозпродукции: юридическая часть

22.08.2022 716 0 1


В консультации мы рассмотрим, как агропредприятию начать деятельность по переработке сельхозпродукции (собственной, приобретенной, давальческой). На практике чаще всего речь идет о переработке семян подсолнечника на масло, зерна на муку, крупы, комбикорма и т. д. В частности, мы расскажем, какие действия нужно выполнить сельхозпредприятию и какие разрешительные документы получить, чтобы заняться переработкой сельхозпродукции.


Добавляем новый КВЭД

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) содержатся сведения о видах деятельности, осуществляемых юрлицом. То есть, если не добавить новый вид деятельности, получается, что информация в ЕГР о юрлице будет неполной.

В то же время, ни один нормативный документ не обязует субъекта хозяйствования (далее – СХ) осуществлять только те виды деятельности, сведения о которых указаны самим СХ в ЕГР.

Так, в ст. 3 Гражданского кодекса (далее – ГК) закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. И в ч. 1 ст. 19 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) сказано, что СХ имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, которая не противоречит законодательству. Кроме того, в ст. 44 ХК закреплены принципы ведения предпринимательской деятельности, и один из этих принципов – свободный выбор видов предпринимательской деятельности.

Вывод: отсутствие в ЕГР сведений о видах деятельности, которыми занимается предприятие, не является нарушением законодательства. Однако в таком случае на практике предприятие рискует столкнуться с рядом проблем. Например, при отсутствии в ЕГР КВЭД могут возникнуть проблемы с блокировкой налоговых накладных и расчетов корректировки, возможна утрата статуса плательщика единого налога и т. д. Поэтому, чтобы избежать всех этих неприятностей, мы рекомендуем добавить в ЕГР для нового вида деятельности соответствующий КВЭД.

Процедура добавления КВЭД (КВЭДов) в ЕГР не сложная, но состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их.

Этап 1. Принятие решения собственниками предприятия о новых видах деятельности

Решение следует оформить соответствующим документом. Если речь идет об ООО, то таким документом будет протокол общего собрания участников общества. Если новый вид деятельности нужно добавить ФХ, то оформляется решение общего собрания членов ФХ, если уставом предусмотрено принятие решения всеми участниками на общем собрании, либо распоряжение председателя ФХ, если председатель уполномочен принимать все решения единолично.

В протоколе (распоряжении) необходимо зафиксировать, какие именно новые виды деятельности будет осуществлять предприятие.

Помните: формулировки видов деятельности должны соответствовать формулировкам КВЭД (Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденная приказом Госпотребстандарта от 11.10.2010 № № 457). Укажите в решении собственников не только виды деятельности, но и коды КВЭД.

Например, если агропредприятие будет заниматься переработкой: семян подсолнечника на масло – необходимо указать код 10.41 (производство масла и животных жиров); зерна на муку – указываем код 10.61 (производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности).

Этап 2. Утверждение новой редакции устава предприятия

Данный этап нужен тем предприятиям, которые хотят обновить свой устав в связи с введением новых видов деятельности. Отменим, что вносить в устав виды деятельности, которыми занимается предприятие, не обязательно. Если собственники предприятия утверждают устав в новой редакции, то этот момент также нужно отразить в решении собственников (протоколе общего собрания участников ООО, ФХ, распоряжении председателя ФХ).

Этап 3. Подача документов для регистрации изменений в ЕГР

Госрегистратору подается пакет документов, а именно (ч .4 ст. 17 Закона № 755):

  • заявление о госрегистрации изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГР (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения уполномоченного органа управления юрлица (например, протокол общего собрания участников ООО, ФХ). Действительность подписей лиц, принимавших участие в голосовании, должна быть нотариально удостоверена;
  • учредительный документ юрлица в новой редакции – в случае внесения в него изменений;
  • структура собственности – согласно Положению, утвержденному приказом Минфина от 19.03.2021 № 163;
  • нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность физлица, которое является конечным бенефициарным собственником юрлица (для физлиц-нерезидентов, а также для физлиц-резидентов, если документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра);
  • документ, подтверждающий уплату административного сбора. Размер админсбора, определенный в соответствии со ст. 36 Закона № 755, в данном случае составляет 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января года, в котором подаются документы, округленного до ближайших 10 грн. В 2022 году сбор составляет 740 грн (2 481 грн х 0,3).

Этап 4. Внесение изменений в Реестр плательщиков единого налога

Данный этап нужен только единщикам. Для этого нужно подать в налоговый орган по месту своего учета заявление по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308, с отметкой «Внесення змін».

Регистрация мощностей операторов рынка

Операторы рынка, осуществляющие деятельность с целью, не требующей получения эксплуатационного разрешения, обязаны зарегистрировать каждую отдельную мощность, используемую на любой стадии производства и/или обращения пищевых продуктов, далее – мощность (ч. 4 ст. 20 и ст. 25 Закона от 23.12.1997 № 771/97-ВР «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов», далее – Закон № 771).

Согласно ст. 1 Закона № 771 оператор рынка пищевых продуктов – это предприятие, которое осуществляет деятельность в целях или без цели получения прибыли и в управлении которого находятся мощности, на которых осуществляется первичное производство, производство, реализация или оборот пищевых продуктов или других объектов санитарных мероприятий, и отвечает за выполнение требований законодательства о безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов. К операторам рынка относятся также физические лица, если они ведут деятельность в целях или без цели получения прибыли и занимаются производством или оборотом пищевых продуктов или других объектов санитарных мероприятий.

К пищевым продуктам согласно ст. 1 Закона № 771 приравнивается вещество или продукт (непереработанный, частично переработанный или переработанный), предназначенный для потребления человеком.

Не считаются пищевыми продуктами (ст. 1 Закона № 771), в частности, корма, лекарственные средства, табак и табачные изделия.

Какие операторы рынка пищевых продуктов должны зарегистрировать мощности по производству пищевых продуктов?

Государственной регистрации подлежат мощности по производству и/или обращению пищевых продуктов, на которые не требуется получения эксплуатационного разрешения.

Эксплуатационное разрешение обязательно получают только операторы рынка, осуществляющие деятельность, связанную с производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения (ч. 1 ст. 23 Закона № 771).

Зарегистрировать мощности по производству пищевых продуктов должны операторы рынка, которые занимаются (ч. 2 ст. 23 Закона № 771):

  • розничной торговлей пищевых продуктов (супермаркеты, магазины, киоски);
  • производством пищевых продуктов, ингредиентами которых являются продукты растительного происхождения (например, грибы, ягоды, овощи, фрукты и прочие пищевые продукты растительного происхождения, производство растительного масла, хлебных изделий и т.д.) и/или переработанные продукты животного происхождения;
  • эксплуатацией учреждений общественного питания (рестораны, кафе, столовые, бары, пиццерии, закусочные, кулинария, киоски или прочие заведения, обеспечивающие питанием любых лиц);
  • первичным производством (сбор урожая, дойка, разведение животных до момента убоя, охота на животных, рыболовство и сбор урожая диких растений).

Резюмируем: агропредприятиям, которые будут заниматься переработкой сельхозпродукции растительного происхождения (производство растительного масла, муки и т. д) необходимо зарегистрировать мощности по производству пищевых продуктов.

Кроме того, агропредприятия, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, обязаны выполнять требования по безопасности и качеству пищевых продуктов. Такие требования закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

  • Закон от 18.05.2017 № 2042-VIII «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных» (далее – Закон № 2042);
  • Закон от 06.12.2018 № 2693-VIII «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов».

Что будет, если оператор рынка не зарегистрирует мощности?

Если этого не сделать, то на оператора рынка могут наложить штрафные санкции согласно ст. 65 Закона № 2042 в размере 20 МЗП (6 500 грн х 20 = 130 000 грн в этом году) для юрлиц и 11 МЗП (71 500 грн) для физлиц-предпринимателей за производство и/или оборот пищевых продуктов/кормов с использованием незарегистрированной мощности, если ее нужно было зарегистрировать.

В каком порядке осуществляется регистрация мощностей операторов рынка?

Под определение «мощность» согласно ст. 1 Закона № 771 подпадают постройки или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, включая транспортные средства, а также территория, используемые в производстве и/или обращении объектов санитарных мер.

Процедура госрегистрации мощности регламентируется ст. 25 Закона № 771 и Порядком проведения государственной регистрации мощностей, ведения государственного реестра мощностей операторов рынка и предоставления информации из него заинтересованным субъектам, утвержденного приказом Минагрополитики и продовольствия от 10.02.2016 № 39 (далее – Порядок № 39).

Не позднее чем за 10 календарных дней (далее – к. д.) до начала работы мощности оператор рынка обязан подать (отправить) в территориальный орган Госпродпотребслужбы (главные управления Госпотребпотребслужбы в областях, г. Киеве) заявление о государственной регистрации мощности согласно Приложению к Порядку № 39 (далее – заявление).

Подать заявление оператор рынка может в бумажном виде либо в электронной форме через онлайн-сервис «Дія».

Решение о государственной регистрации мощности или отказе в такой регистрации принимается в течение 10 к. д. после получения соответствующего заявления оператора рынка. Копия решения о государственной регистрации мощности или об отказе в такой регистрации предоставляется (отправляется) оператору рынка в течение 3 рабочих дней (далее – р. д.) со дня его принятия.

Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности по переработке сельскохозяйственной продукции?

Нет, такая деятельность не подлежит лицензированию. Исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, содержится в ст. 7 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», и такого вида деятельности, как переработка сельскохозяйственной продукции, в нем нет.

Подаем форму № 20-ОПП

Если агропредприятие приобрело в собственность или арендовало цех, где будет заниматься переработкой сельхозпродукции (например, маслобойный цех), то в таком случае необходимо подавать форму № 20-ОПП.

Согласно п. 8.5. Порядка, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588), налогоплательщик обязан подать форму № 20-ОПП в случае:

  • регистрации, открытия или создания объекта налогообложения (п. 8.3. Порядка № 1588). Причем информировать необходимо обо всех объектах – собственных, арендованных или переданных в аренду (абзац второй п. 8.4 Порядка № 1588);
  • изменения сведений об объектах налогообложения (изменение типа, наименования, местонахождения, вида права или состояния объекта) (п. 8.5 Порядка № 1588). Например, когда вы брали в аренду имущество, вы подавали форму № 20-ОПП. Теперь договор аренды закончился, вы возвращаете арендованное имущество собственнику. В этом случае вы также должны подать в налоговый орган форму № 20-ОПП.

В гр. 2 формы № 20-ОПП следует проставить числовой код 1 – первичная подача информации.

Информация подается обо всех объектах, которые являются собственными, арендованными или переданными в аренду (п. 8.4 Порядка № 1588). Сделать это нужно в течение 10 р. д. после регистрации, создания или открытия объекта налогообложения либо при изменениях в ранее поданных сведениях об объекте (п. 8.4, 8.5 Порядка № 1588).

В тоже время, пп.69.9 подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса предусмотрено, что для налогоплательщиков и контролирующих органов до окончания военного положения приостанавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Это правило касается и сроков представления формы № 20-ОПП об объектах налогообложения (п. 63.3. НК).

Это значит, что налогоплательщик может подать форму № 20-ОПП об объектах налогообложения тогда, когда у него появится такая возможность.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы