Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новшества мобилизации и военно-транспортной обязанности для субъектов хозяйствования: обзор Закона № 3633

Что изменилось? В апреле этого года Верховная Рада приняла закон, который изменяет мобилизационные правила, а также правила воинского учета. Это событие вызвало у субъектов хозяйствования (далее – СХ) немало вопросов и опасений, о чем свидетельствуют ваши звонки на консультационную линию.

О чем статья? Мы рассмотрим, в чем именно заключаются изменения, которые так или иначе коснутся деятельности СХ, дадим ответы на ваши вопросы и развеем некоторые мифы, возникшие вокруг нового закона.


Каким законом предусмотрены изменения и когда они вступают в силу?

Изменения, о которых пойдет речь в статье, предусмотрены Законом от 11.04.2024 № 3633-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения воинской службы, мобилизации и воинского учета» (далее – Закон № 3633).

С какой даты действуют изменения, предусмотренные Законом № 3633?

Закон № 3633 был опубликован в газете «Голос України» от 17.04.2024 № 16 и вступает в силу через месяц со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 18.05.2024. Однако отдельные его положения, касающиеся военно-транспортной обязанности, вступят в силу через 8 месяцев со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 18.12.2024.

В какие именно законодательные акты внесены изменения Законом № 3633?

Закон № 3633 вносит изменения в большое количество законодательных актов, но в рамках этой статьи нас будут интересовать прежде всего изменения, внесенные в два закона, а именно:

Сразу скажем, что многие новшества, предусмотренные Законом № 3633, начнут работать только после принятия соответствующими госорганами подзаконных актов или внесения изменений в уже действующие.

В частности, Кабмину поручено (п. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 3633) начиная с даты опубликования закона:

  • в месячный срок – пересмотреть порядок бронирования и принять необходимые нормативно-правовые акты, касающиеся критериев, на основании которых предприятия, учреждения и организации могут быть отнесены к критически важным для обеспечения функционирования экономики, а также для обеспечения потребностей ВСУ, а работники таких предприятий могут быть забронированы;
  • в двухмесячный срок – обеспечить создание и функционирование электронного кабинета призывника, военнообязанного или резервиста;
  • в трехмесячный срок – привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 3363, а также обеспечить приведение в соответствие с этим законом нормативно-правовых актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти.

Поэтому в ближайшее время следует ожидать появления документов, которыми будут внесены изменения в постановления КМУ и другие нормативные акты. О принятии таких документов мы немедленно вас проинформируем, следите за нашими публикациями.

А сейчас рассмотрим, что именно изменится для СХ в связи с обновлением Закона № 3543 и Закона № 2232.

Воинский учет на предприятии

Воинский учет на предприятиях ведется по правилам, установленным ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 и Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее – Порядок № 1487).

После вступления в силу Закона № 3633 содержание ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 не изменится, в ней по-прежнему будет сказано, что персональный учет призывников, военнообязанных и резервистов предусматривает учет сведений относительно таких лиц по месту их работы или обучения и возлагается на руководителей центральных и местных органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчиненности и формы собственности.

А вот положения Порядка № 1487, скорее всего, будут подкорректированы в ближайшее время.

На заметку! Подробнее о действующих в настоящее время правилах ведения воинского учета на предприятиях можно прочитать в «Воинский учет по-новому: что нужно знать работодателю».

Должны ли будут вести воинский учет физлица-предприниматели после вступления в силу Закона № 3633?

Нет, для работодателей-физлиц в этом вопросе ничего не меняется. Как видим, норма ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 предусматривает обязанность ведения персонального воинского учета только для юридических лиц. Аналогичная норма есть и в п. 1 Порядка № 1487.

Кто из военнообязанных лиц должен будет уточнить свои персональные данные и в какой срок?

Согласно пп. 1 п. 2 разд. II Закона № 3633, в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона № 3633 (т. е. до 18.07.2024) граждане Украины, состоящие на воинском учете, обязаны уточнить свои данные, а именно:

  • адрес проживания;
  • номера средств связи;
  • адреса электронной почты (при наличии электронной почты);
  • другие персональные данные.

Обязательно ли для уточнения данных нужно будет лично явиться в территориальный центр комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК)?

Нет, не обязательно. Вышеназванная норма Закона № 3633 предусматривает, что уточнить свои данные можно будет следующими способами:

  • в случае пребывания на территории Украины – путем прибытия самостоятельно в ТЦК по месту находжения на воинском учете или по своему месту жительства, либо в центр предоставления административных услуг, либо через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста, далее – э-кабинет (при наличии);
  • в случае пребывания за границей – путем уведомления на официальный электронный адрес или на официальный номер телефона, указанные на официальном сайте ТЦК по месту нахождения на воинском учете, или через э-кабинет (при наличии).

Заметим, что пока нет технической возможности уточнить свои данные через э-кабинет, но полагаем, что в ближайшее время она появится.

Обязан ли работодатель принимать какое-то участие в процедуре уточнения данных своих работников, состоящих на воинском учете?

Нет, такой обязанности для работодателя законом не предусмотрено. Поэтому работники, состоящие на воинском учете, должны самостоятельно уточнить свои данные в ТЦК.

Но работодатель может по собственной инициативе уведомить работников о необходимости уточнить данные до 18.07.2024. Ведь, согласно п. 34 Порядка № 1487, одной из обязанностей работодателя является проведение разъяснительной работы среди призывников, военнообязанных и резервистов относительно выполнения ими правил воинского учета.

Кроме того, работодатель может предупредить своих работников, подлежащих воинскому учету, о том, что военно-учетный документ в период проведения мобилизации они должны иметь при себе (ч. 6 ст. 22 Закона № 3543 в редакции, которая будет действовать с 18.05.2024).

Кто имеет право проверить наличие военно-учетного документа?

Проверить наличие у гражданина военно-учетного документа вправе:

  • уполномоченный представитель ТЦК;
  • полицейский;
  • представитель Государственной пограничной службы в приграничной полосе, контролируемом приграничном районе и на пунктах пропуска через государственную границу Украины.

Изменятся ли требования к воинскому учету женщин после вступления в силу Закона № 3363?

Нет, не изменятся. Никаких новшеств на этот счет в законодательство не внесено, все осталось по-прежнему.

Так, в ч. 11 ст. 1 Закона № 2232 сейчас предусмотрено, что:

  • в обязательном порядке воинскому учету подлежат женщины, пригодные к прохождению воинской службы по состоянию здоровья и возрасту, которые имеют медицинскую или фармацевтическую специальность;
  • женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, указанной в перечне, утвержденном Минобороны (приказ Минобороны от 11.10.2021 № 313), и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, берутся на военный учет военнообязанных по их желанию.

Обратите внимание! Статья 1 Закона № 2232 после вступления в силу изменений, предусмотренных Законом № 3633, будет изложена в новой редакции. Однако в ч. 11 этой статьи будет закреплено аналогичное положение относительно воинского учета женщин.

Также напомним, что в отношении военнообязанных женщин работодатель должен соблюдать правила, установленные, в частности, п. 51 Порядка № 1487.

Так, если военнообязанная женщина имеет военно-учетный документ, то работодатель осуществляет в отношении такой работницы все обязательные действия персонального воинского учета, предусмотренные Порядком № 1487.

Однако если женщина, имеющая медицинскую или фармацевтическую специальность, на воинском учете в ТЦК не состояла и, соответственно, не имеет военно-учетного документа, тогда работодатель принимает ее на работу как невоеннообязанную до конца 2026 года. Но работодатель обязан уведомить об этом факте ТЦК.

Изменения правил военно-транспортной обязанности

Военно-транспортная обязанность предусмотрена ст. 6 Закона № 3543, а также Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 (далее – Положение № 1921).

Статья 6 Закона № 3543 с 18.05.2024 будет изложена в новой редакции, поэтому Положение № 1921 также подлежит пересмотру.

Какие правила будут действовать с 18.05.2024 в отношении военно-транспортной обязанности?

Рассмотрим основные правила из обновленных норм Закона № 3543.

Военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворить потребности ВСУ, других воинских формирований на особый период в транспортных средствах (в т. ч. водных) и технике (далее – ТС). Распространяется эта обязанность, в частности, на предприятия, учреждения и организации, которые обеспечивают эксплуатацию ТС, а также на граждан – владельцев ТС (ч. 1 ст. 6 Закона № 3543).

Обратите внимание! И раньше, согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 3543, военно-транспортная обязанность распространялась не только на юрлиц, но и на граждан – владельцев ТС.

Выполнение военно-транспортной обязанности в период мобилизации осуществляется в соответствии с Мобилизационным планом Украины путем безвозмездного привлечения ТС предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для обеспечения нужд ВСУ, других военных формирований на условиях их возврата собственникам после объявления демобилизации (ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 в редакции, которая вступит в силу с 18.05.2024).

Интересный нюанс! Как видим, в ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 речь уже идет о безвозмездном привлечении ТС только предприятий, учреждений, организаций. В то же время в ч. 8 этой статьи указано, что не подлежит передаче ВСУ, другим военным формированиям ТС, принадлежащее на праве собственности гражданину, в случае отсутствия у него права собственности на другие ТС. То есть эта норма подразумевает, что у граждан тоже могут изыматься ТС, если это не единственное ТС физлица.

Отсюда следует, что нормы в отношении выполнения военно-транспортной обязанности гражданами в законе выписаны нечетко. Поэтому, как именно на практике будут изыматься ТС у граждан, станет понятнее после принятия соответствующего постановления КМУ (внесения изменений в уже действующее Положение № 1921 или же утверждения нового положения).

В каком порядке должно происходить изъятие ТС для нужд ВСУ?

Устанавливать для юрлиц всех форм собственности объемы ТС по типам и маркам, которые планируется привлечь во время мобилизации, будут местные госадминистрации по представлению ТЦК (в соответствии с Мобилизационным планом).

А прием-передача ТС, привлеченных во время мобилизации, и их возврат после объявления демобилизации будет осуществляться с оформлением актов приема-передачи, в которых должны указываться сведения о собственниках, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости ТС и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать ТС.

Возврат ТС собственнику будет производится в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации. А если в ходе использования ТС было повреждено, то собственнику должен быть компенсирован ущерб в порядке, определенном КМУ (такие правила в настоящее время закреплены в п. 36–43 Положения № 1921).

Из каких источников ТЦК будут получать информацию о ТС, которые можно изъять для военных нужд?

В соответствии с порядком, утвержденным КМУ, сведения о зарегистрированных ТС, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ, будут поступать в ТЦК от МВД, а о зарегистрированных водных средствах – от Мининфраструктуры и Государственной службы морского и внутреннего водного транспорта и судоходства (ч. 4, 5 ст. 6 Закона № 3543 в редакции, которая вступит в силу с 18.05.2024). Однако заметим, что эти нормы закона вступят в силу только с 18.12.2024.

Также информировать ТЦК о зарегистрированных тракторах, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных машинах, сельскохозяйственной технике, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ, будет Госпродпотребслужба (порядок такого информирования определяет сама Госпродпотребслужба).

Кроме того, хотим напомнить, что информировать ТЦК о своих ТС обязаны сами предприятия (п. 15 Положения № 1921). Об обязанности подавать такую информацию в ТЦК мы писали в «До 20 декабря подаем в ТЦК информацию о транспорте!».

Важное ограничение! Если ТС состоит на учете в ТЦК, то собственник может распоряжаться этим ТС с учетом установленных ограничений.

Так, в ч. 7 ст. 6 Закона № 3543 будет предусмотрено, что с момента объявления общей мобилизации запрещается совершать определенные действия с ТС, которые предназначены для доукомплектования ВСУ и других военных формирований в особый период и состоят на учете в ТЦК, а именно нельзя будет:

  • отправлять такие ТС за пределы территории Украины и в другие области;
  • передавать право собственности на них юрлицам или гражданам, сдавать в аренду (лизинг);
  • предоставлять их как предмет залога для выполнения обязательств по договорам о предоставлении кредита и гарантии перед банковским учреждением;
  • совершать другие действия, исключающие передачу таких ТС ВСУ и другим военным формированиям.

Отправка таких ТС во время общей мобилизации в смежные области разрешается только после уведомления ТЦК о местонахождении ТС на срок не более одного месяца.

Изменения в порядке бронирования работников

В связи со вступлением в силу Закона № 3633 изменится порядок бронирования работодателем своих работников: ст. 25 Закона № 3543, которая регулирует эти вопросы, будет изложена в новой редакции.

Имейте в виду! Напомним, что сейчас бронирование работников предприятиями производится на основании Порядка бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения, утвержденного постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Порядок № 76). Этот порядок тоже будет изменен в ближайшее время.

В соответствии с обновленной версией ст. 25 Закона № 3543 бронированию будут подлежать лица, которые работают или служат:

1) в органах государственной власти, других госорганах, органах местного самоуправления на должностях:

  • государственной службы категории «А», председателей областных, районных, районных в городе (в случае создания) советов, сельских, поселковых, городских голов – все военнообязанные;
  • государственной службы категорий «Б», «В», в органах местного самоуправления – не более 50 % от количества военнообязанных этих категорий в указанных органах;

2) в органах государственной власти, других госорганах, Нацполиции, НАБУ, Государственном бюро расследований, органах прокуратуры, Бюро экономической безопасности Украины, ГСЧС, Государственной уголовно-исполнительной службе, Службе судебной охраны, в судах, учреждениях системы правосудия и органах досудебного расследования, а также на штатных должностях патронатных служб государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

3) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае если это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов);

4) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые критически важны для обеспечения потребностей ВСУ, других военных формирований или функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, в том числе конечные бенефициарные собственники таких предприятий, которые не являются их работниками. Критерии и порядок определения предприятий, учреждений и организаций, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важны для обеспечения потребностей ВСУ, других военных формирований в особый период, устанавливаются КМУ.

На заметку! Если у вас коммерческое предприятие, вам следует обратить внимание на подпункты 3 и 4 этого перечня.

Ответственность и меры воздействия

В связи с принятием Закона № 3633 у многих СХ возникает вопрос:

Увеличились ли штрафы за нарушение порядка ведения воинского учета?

Пока размер штрафов не изменился (Законом № 3633 это не предусмотрено), однако в ближайшее время следует ожидать таких изменений.

Дело в том, что увеличение размера штрафов предусмотрено законопроектом от 25.12.2023 № 10379, далее – законопроект № 10379. Этот законопроект 10.04.2024 был принят Верховной Радой за основу, предусмотрено рассмотрение его во втором чтении.

Авторы законопроекта № 10379 предлагают внести изменения, в частности, в ст. 2101 КУоАП, которой предусматрена ответственность за нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Так, в настоящее время в этом законопроекте указаны следующие размеры штрафов:

  • для граждан – от 1 500 до 2 000 НМДГ (от 25 500 до 34 000 грн);
  • для должностных лиц – от 2 000 до 5 000 НМДГ (от 34 000 до 85 000 грн).

А за нарушения, допущенные в особый период (военное положение относится к такому периоду), штрафы предложено налагать в таких размерах:

  • для граждан – от 2 000 до 3 000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн);
  • для должностных лиц – от 9 000 до 12 000 НМДГ (от 153 000 до 204 000 грн).

Как видите, размеры штрафов впечатляющие. Однако не исключаем, что при принятии этого законопроекта в окончательном варианте размер штрафов может быть изменен.

Для сравнения: в настоящее время ст. 2101 КУоАП предусматривает применение штрафов во время особого периода в гораздо более скромных размерах. А именно:

  • для граждан – в размере от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн);
  • для должностных лиц – от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн).

Важный нюанс! Законопроект № 10379 предусматривает изменение сроков давности для применения штрафов на основании ст. 210 и 2101 КУоАП, которые установлены ст. 38 КУоАП. Так, предполагается, что эти штрафы можно будет применять в течение 3 лет с момента совершения либо с момента обнаружения правонарушения.

Для сравнения: в настоящее время для применения штрафов за нарушения законодательства об обороне и мобилизационной подготовке действует срок давности 2 месяца. То есть вероятность применения на практике таких штрафов значительно возрастет, поскольку для этого будет больше времени.

Какие меры воздействия кроме штрафов могут применяться к нарушителям мобилизационного законодательства?

К гражданам, которые нарушают законодательство о мобилизации, могут быть применены следующие меры воздействия.

1. Ограничение права управлять ТС. Порядок оформления такого ограничения будет закреплен в ст. 27 Закона № 3543. Инициировать такое ограничение будут ТЦК в случае, если гражданин не является туда по надлежащим образом оформленному вызову. Ограничение права управлять ТС будет производится в судебном порядке: ТЦК будут наделены полномочиями подавать в суд такие исковые заявления.

Имейте в виду! Для СХ, которые имеют в штате водителей, этот момент имеет особую актуальность, поэтому стоит предупредить своих работников о таких рисках.

2. Ограничения на совершение консульских действий. Для граждан Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет совершение консульских действий в иностранных дипломатических учреждениях Украины в условиях военного положения будет производится по их заявлениям только после обновления персональных данных в сроки, определенные Законом № 3633 (до 18.07.2024). Это положение будет закреплено в ч. 5 ст. 20 Закона от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее – Закон № 389).

3. Ограничения на оформление паспорта. В условиях военного положения оформление паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за границу размещенным за пределами Украины обособленным подразделением (филиалом, представительством) государственного предприятия, принадлежащего к сфере управления Государственной миграционной службы, гражданам Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет будет осуществляться при наличии у указанных лиц военно-учетных документов. Это правило будет предусмотрено ч. 6 ст. 20 Закона № 389.

Комментарии к материалу
Содержание
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
24.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
24.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Лучшие материалы