Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новшества мобилизации и военно-транспортной обязанности для субъектов хозяйствования: обзор Закона № 3633

25.04.2024 600 0 3

Что изменилось? В апреле этого года Верховная Рада приняла закон, который изменяет мобилизационные правила, а также правила воинского учета. Это событие вызвало у субъектов хозяйствования (далее – СХ) немало вопросов и опасений, о чем свидетельствуют ваши звонки на консультационную линию.

О чем статья? Мы рассмотрим, в чем именно заключаются изменения, которые так или иначе коснутся деятельности СХ, дадим ответы на ваши вопросы и развеем некоторые мифы, возникшие вокруг нового закона.


Каким законом предусмотрены изменения и когда они вступают в силу?

Изменения, о которых пойдет речь в статье, предусмотрены Законом от 11.04.2024 № 3633-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения воинской службы, мобилизации и воинского учета» (далее – Закон № 3633).

С какой даты действуют изменения, предусмотренные Законом № 3633?

Закон № 3633 был опубликован в газете «Голос України» от 17.04.2024 № 16 и вступает в силу через месяц со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 18.05.2024. Однако отдельные его положения, касающиеся военно-транспортной обязанности, вступят в силу через 8 месяцев со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 18.12.2024.

В какие именно законодательные акты внесены изменения Законом № 3633?

Закон № 3633 вносит изменения в большое количество законодательных актов, но в рамках этой статьи нас будут интересовать прежде всего изменения, внесенные в два закона, а именно:

Сразу скажем, что многие новшества, предусмотренные Законом № 3633, начнут работать только после принятия соответствующими госорганами подзаконных актов или внесения изменений в уже действующие.

В частности, Кабмину поручено (п. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 3633) начиная с даты опубликования закона:

  • в месячный срок – пересмотреть порядок бронирования и принять необходимые нормативно-правовые акты, касающиеся критериев, на основании которых предприятия, учреждения и организации могут быть отнесены к критически важным для обеспечения функционирования экономики, а также для обеспечения потребностей ВСУ, а работники таких предприятий могут быть забронированы;
  • в двухмесячный срок – обеспечить создание и функционирование электронного кабинета призывника, военнообязанного или резервиста;
  • в трехмесячный срок – привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 3363, а также обеспечить приведение в соответствие с этим законом нормативно-правовых актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти.

Поэтому в ближайшее время следует ожидать появления документов, которыми будут внесены изменения в постановления КМУ и другие нормативные акты. О принятии таких документов мы немедленно вас проинформируем, следите за нашими публикациями.

А сейчас рассмотрим, что именно изменится для СХ в связи с обновлением Закона № 3543 и Закона № 2232.

Воинский учет на предприятии

Воинский учет на предприятиях ведется по правилам, установленным ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 и Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее – Порядок № 1487).

После вступления в силу Закона № 3633 содержание ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 не изменится, в ней по-прежнему будет сказано, что персональный учет призывников, военнообязанных и резервистов предусматривает учет сведений относительно таких лиц по месту их работы или обучения и возлагается на руководителей центральных и местных органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчиненности и формы собственности.

А вот положения Порядка № 1487, скорее всего, будут подкорректированы в ближайшее время.

На заметку! Подробнее о действующих в настоящее время правилах ведения воинского учета на предприятиях можно прочитать в «Воинский учет по-новому: что нужно знать работодателю».

Должны ли будут вести воинский учет физлица-предприниматели после вступления в силу Закона № 3633?

Нет, для работодателей-физлиц в этом вопросе ничего не меняется. Как видим, норма ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 предусматривает обязанность ведения персонального воинского учета только для юридических лиц. Аналогичная норма есть и в п. 1 Порядка № 1487.

Кто из военнообязанных лиц должен будет уточнить свои персональные данные и в какой срок?

Согласно пп. 1 п. 2 разд. II Закона № 3633, в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона № 3633 (т. е. до 18.07.2024) граждане Украины, состоящие на воинском учете, обязаны уточнить свои данные, а именно:

  • адрес проживания;
  • номера средств связи;
  • адреса электронной почты (при наличии электронной почты);
  • другие персональные данные.

Обязательно ли для уточнения данных нужно будет лично явиться в территориальный центр комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК)?

Нет, не обязательно. Вышеназванная норма Закона № 3633 предусматривает, что уточнить свои данные можно будет следующими способами:

  • в случае пребывания на территории Украины – путем прибытия самостоятельно в ТЦК по месту находжения на воинском учете или по своему месту жительства, либо в центр предоставления административных услуг, либо через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста, далее – э-кабинет (при наличии);
  • в случае пребывания за границей – путем уведомления на официальный электронный адрес или на официальный номер телефона, указанные на официальном сайте ТЦК по месту нахождения на воинском учете, или через э-кабинет (при наличии).

Заметим, что пока нет технической возможности уточнить свои данные через э-кабинет, но полагаем, что в ближайшее время она появится.

Обязан ли работодатель принимать какое-то участие в процедуре уточнения данных своих работников, состоящих на воинском учете?

Нет, такой обязанности для работодателя законом не предусмотрено. Поэтому работники, состоящие на воинском учете, должны самостоятельно уточнить свои данные в ТЦК.

Но работодатель может по собственной инициативе уведомить работников о необходимости уточнить данные до 18.07.2024. Ведь, согласно п. 34 Порядка № 1487, одной из обязанностей работодателя является проведение разъяснительной работы среди призывников, военнообязанных и резервистов относительно выполнения ими правил воинского учета.

Кроме того, работодатель может предупредить своих работников, подлежащих воинскому учету, о том, что военно-учетный документ в период проведения мобилизации они должны иметь при себе (ч. 6 ст. 22 Закона № 3543 в редакции, которая будет действовать с 18.05.2024).

Кто имеет право проверить наличие военно-учетного документа?

Проверить наличие у гражданина военно-учетного документа вправе:

  • уполномоченный представитель ТЦК;
  • полицейский;
  • представитель Государственной пограничной службы в приграничной полосе, контролируемом приграничном районе и на пунктах пропуска через государственную границу Украины.

Изменятся ли требования к воинскому учету женщин после вступления в силу Закона № 3363?

Нет, не изменятся. Никаких новшеств на этот счет в законодательство не внесено, все осталось по-прежнему.

Так, в ч. 11 ст. 1 Закона № 2232 сейчас предусмотрено, что:

  • в обязательном порядке воинскому учету подлежат женщины, пригодные к прохождению воинской службы по состоянию здоровья и возрасту, которые имеют медицинскую или фармацевтическую специальность;
  • женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, указанной в перечне, утвержденном Минобороны (приказ Минобороны от 11.10.2021 № 313), и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, берутся на военный учет военнообязанных по их желанию.

Обратите внимание! Статья 1 Закона № 2232 после вступления в силу изменений, предусмотренных Законом № 3633, будет изложена в новой редакции. Однако в ч. 11 этой статьи будет закреплено аналогичное положение относительно воинского учета женщин.

Также напомним, что в отношении военнообязанных женщин работодатель должен соблюдать правила, установленные, в частности, п. 51 Порядка № 1487.

Так, если военнообязанная женщина имеет военно-учетный документ, то работодатель осуществляет в отношении такой работницы все обязательные действия персонального воинского учета, предусмотренные Порядком № 1487.

Однако если женщина, имеющая медицинскую или фармацевтическую специальность, на воинском учете в ТЦК не состояла и, соответственно, не имеет военно-учетного документа, тогда работодатель принимает ее на работу как невоеннообязанную до конца 2026 года. Но работодатель обязан уведомить об этом факте ТЦК.

Изменения правил военно-транспортной обязанности

Военно-транспортная обязанность предусмотрена ст. 6 Закона № 3543, а также Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 (далее – Положение № 1921).

Статья 6 Закона № 3543 с 18.05.2024 будет изложена в новой редакции, поэтому Положение № 1921 также подлежит пересмотру.

Какие правила будут действовать с 18.05.2024 в отношении военно-транспортной обязанности?

Рассмотрим основные правила из обновленных норм Закона № 3543.

Военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворить потребности ВСУ, других воинских формирований на особый период в транспортных средствах (в т. ч. водных) и технике (далее – ТС). Распространяется эта обязанность, в частности, на предприятия, учреждения и организации, которые обеспечивают эксплуатацию ТС, а также на граждан – владельцев ТС (ч. 1 ст. 6 Закона № 3543).

Обратите внимание! И раньше, согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 3543, военно-транспортная обязанность распространялась не только на юрлиц, но и на граждан – владельцев ТС.

Выполнение военно-транспортной обязанности в период мобилизации осуществляется в соответствии с Мобилизационным планом Украины путем безвозмездного привлечения ТС предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для обеспечения нужд ВСУ, других военных формирований на условиях их возврата собственникам после объявления демобилизации (ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 в редакции, которая вступит в силу с 18.05.2024).

Интересный нюанс! Как видим, в ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 речь уже идет о безвозмездном привлечении ТС только предприятий, учреждений, организаций. В то же время в ч. 8 этой статьи указано, что не подлежит передаче ВСУ, другим военным формированиям ТС, принадлежащее на праве собственности гражданину, в случае отсутствия у него права собственности на другие ТС. То есть эта норма подразумевает, что у граждан тоже могут изыматься ТС, если это не единственное ТС физлица.

Отсюда следует, что нормы в отношении выполнения военно-транспортной обязанности гражданами в законе выписаны нечетко. Поэтому, как именно на практике будут изыматься ТС у граждан, станет понятнее после принятия соответствующего постановления КМУ (внесения изменений в уже действующее Положение № 1921 или же утверждения нового положения).

В каком порядке должно происходить изъятие ТС для нужд ВСУ?

Устанавливать для юрлиц всех форм собственности объемы ТС по типам и маркам, которые планируется привлечь во время мобилизации, будут местные госадминистрации по представлению ТЦК (в соответствии с Мобилизационным планом).

А прием-передача ТС, привлеченных во время мобилизации, и их возврат после объявления демобилизации будет осуществляться с оформлением актов приема-передачи, в которых должны указываться сведения о собственниках, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости ТС и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать ТС.

Возврат ТС собственнику будет производится в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации. А если в ходе использования ТС было повреждено, то собственнику должен быть компенсирован ущерб в порядке, определенном КМУ (такие правила в настоящее время закреплены в п. 36–43 Положения № 1921).

Из каких источников ТЦК будут получать информацию о ТС, которые можно изъять для военных нужд?

В соответствии с порядком, утвержденным КМУ, сведения о зарегистрированных ТС, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ, будут поступать в ТЦК от МВД, а о зарегистрированных водных средствах – от Мининфраструктуры и Государственной службы морского и внутреннего водного транспорта и судоходства (ч. 4, 5 ст. 6 Закона № 3543 в редакции, которая вступит в силу с 18.05.2024). Однако заметим, что эти нормы закона вступят в силу только с 18.12.2024.

Также информировать ТЦК о зарегистрированных тракторах, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных машинах, сельскохозяйственной технике, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ, будет Госпродпотребслужба (порядок такого информирования определяет сама Госпродпотребслужба).

Кроме того, хотим напомнить, что информировать ТЦК о своих ТС обязаны сами предприятия (п. 15 Положения № 1921). Об обязанности подавать такую информацию в ТЦК мы писали в «До 20 декабря подаем в ТЦК информацию о транспорте!».

Важное ограничение! Если ТС состоит на учете в ТЦК, то собственник может распоряжаться этим ТС с учетом установленных ограничений.

Так, в ч. 7 ст. 6 Закона № 3543 будет предусмотрено, что с момента объявления общей мобилизации запрещается совершать определенные действия с ТС, которые предназначены для доукомплектования ВСУ и других военных формирований в особый период и состоят на учете в ТЦК, а именно нельзя будет:

  • отправлять такие ТС за пределы территории Украины и в другие области;
  • передавать право собственности на них юрлицам или гражданам, сдавать в аренду (лизинг);
  • предоставлять их как предмет залога для выполнения обязательств по договорам о предоставлении кредита и гарантии перед банковским учреждением;
  • совершать другие действия, исключающие передачу таких ТС ВСУ и другим военным формированиям.

Отправка таких ТС во время общей мобилизации в смежные области разрешается только после уведомления ТЦК о местонахождении ТС на срок не более одного месяца.

Изменения в порядке бронирования работников

В связи со вступлением в силу Закона № 3633 изменится порядок бронирования работодателем своих работников: ст. 25 Закона № 3543, которая регулирует эти вопросы, будет изложена в новой редакции.

Имейте в виду! Напомним, что сейчас бронирование работников предприятиями производится на основании Порядка бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения, утвержденного постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Порядок № 76). Этот порядок тоже будет изменен в ближайшее время.

В соответствии с обновленной версией ст. 25 Закона № 3543 бронированию будут подлежать лица, которые работают или служат:

1) в органах государственной власти, других госорганах, органах местного самоуправления на должностях:

  • государственной службы категории «А», председателей областных, районных, районных в городе (в случае создания) советов, сельских, поселковых, городских голов – все военнообязанные;
  • государственной службы категорий «Б», «В», в органах местного самоуправления – не более 50 % от количества военнообязанных этих категорий в указанных органах;

2) в органах государственной власти, других госорганах, Нацполиции, НАБУ, Государственном бюро расследований, органах прокуратуры, Бюро экономической безопасности Украины, ГСЧС, Государственной уголовно-исполнительной службе, Службе судебной охраны, в судах, учреждениях системы правосудия и органах досудебного расследования, а также на штатных должностях патронатных служб государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

3) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае если это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов);

4) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые критически важны для обеспечения потребностей ВСУ, других военных формирований или функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, в том числе конечные бенефициарные собственники таких предприятий, которые не являются их работниками. Критерии и порядок определения предприятий, учреждений и организаций, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важны для обеспечения потребностей ВСУ, других военных формирований в особый период, устанавливаются КМУ.

На заметку! Если у вас коммерческое предприятие, вам следует обратить внимание на подпункты 3 и 4 этого перечня.

Ответственность и меры воздействия

В связи с принятием Закона № 3633 у многих СХ возникает вопрос:

Увеличились ли штрафы за нарушение порядка ведения воинского учета?

Пока размер штрафов не изменился (Законом № 3633 это не предусмотрено), однако в ближайшее время следует ожидать таких изменений.

Дело в том, что увеличение размера штрафов предусмотрено законопроектом от 25.12.2023 № 10379, далее – законопроект № 10379. Этот законопроект 10.04.2024 был принят Верховной Радой за основу, предусмотрено рассмотрение его во втором чтении.

Авторы законопроекта № 10379 предлагают внести изменения, в частности, в ст. 2101 КУоАП, которой предусматрена ответственность за нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Так, в настоящее время в этом законопроекте указаны следующие размеры штрафов:

  • для граждан – от 1 500 до 2 000 НМДГ (от 25 500 до 34 000 грн);
  • для должностных лиц – от 2 000 до 5 000 НМДГ (от 34 000 до 85 000 грн).

А за нарушения, допущенные в особый период (военное положение относится к такому периоду), штрафы предложено налагать в таких размерах:

  • для граждан – от 2 000 до 3 000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн);
  • для должностных лиц – от 9 000 до 12 000 НМДГ (от 153 000 до 204 000 грн).

Как видите, размеры штрафов впечатляющие. Однако не исключаем, что при принятии этого законопроекта в окончательном варианте размер штрафов может быть изменен.

Для сравнения: в настоящее время ст. 2101 КУоАП предусматривает применение штрафов во время особого периода в гораздо более скромных размерах. А именно:

  • для граждан – в размере от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн);
  • для должностных лиц – от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн).

Важный нюанс! Законопроект № 10379 предусматривает изменение сроков давности для применения штрафов на основании ст. 210 и 2101 КУоАП, которые установлены ст. 38 КУоАП. Так, предполагается, что эти штрафы можно будет применять в течение 3 лет с момента совершения либо с момента обнаружения правонарушения.

Для сравнения: в настоящее время для применения штрафов за нарушения законодательства об обороне и мобилизационной подготовке действует срок давности 2 месяца. То есть вероятность применения на практике таких штрафов значительно возрастет, поскольку для этого будет больше времени.

Какие меры воздействия кроме штрафов могут применяться к нарушителям мобилизационного законодательства?

К гражданам, которые нарушают законодательство о мобилизации, могут быть применены следующие меры воздействия.

1. Ограничение права управлять ТС. Порядок оформления такого ограничения будет закреплен в ст. 27 Закона № 3543. Инициировать такое ограничение будут ТЦК в случае, если гражданин не является туда по надлежащим образом оформленному вызову. Ограничение права управлять ТС будет производится в судебном порядке: ТЦК будут наделены полномочиями подавать в суд такие исковые заявления.

Имейте в виду! Для СХ, которые имеют в штате водителей, этот момент имеет особую актуальность, поэтому стоит предупредить своих работников о таких рисках.

2. Ограничения на совершение консульских действий. Для граждан Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет совершение консульских действий в иностранных дипломатических учреждениях Украины в условиях военного положения будет производится по их заявлениям только после обновления персональных данных в сроки, определенные Законом № 3633 (до 18.07.2024). Это положение будет закреплено в ч. 5 ст. 20 Закона от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее – Закон № 389).

3. Ограничения на оформление паспорта. В условиях военного положения оформление паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за границу размещенным за пределами Украины обособленным подразделением (филиалом, представительством) государственного предприятия, принадлежащего к сфере управления Государственной миграционной службы, гражданам Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет будет осуществляться при наличии у указанных лиц военно-учетных документов. Это правило будет предусмотрено ч. 6 ст. 20 Закона № 389.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы