Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли оформить электронную подпись в ГНС по доверенности?

Практическая ситуация

Директор нашего предприятия сейчас находится за границей, но продолжает выполнять свои функции, в том числе с использованием квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП). В этом месяце истекает срок действия электронного ключа для КЭП, оформленного в налоговой. Может ли представитель директора возобновить электронный ключ по доверенности?

Нет, по доверенности возобновить ключ нельзя, но в данном случае предприятию вообще не придется предпринимать какие-либо шаги: новый сертификат открытого ключа будет сформирован автоматически.

Поясним подробнее. Как вы знаете, вопросы оформления КЭП регламентируются Законом от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155).

Напомним, что КЭП – это усовершенствованная электронная подпись, которая создается с использованием средства квалифицированной электронной подписи и базируется на квалифицированном сертификате открытого ключа (п. 23 ч. 1 ст. 1 Закона № 2155). А квалифицированный сертификат открытого ключа выдается квалифицированным предоставителем электронных доверительных услуг (далее – ЭДУ), удостоверяющим центром или центральным удостоверяющим органом (п. 25 ч. 1 ст. 1 Закона № 2155).

Электронный ключ (а вернее, сертификат этого ключа), о котором идет речь в вопросе читателя, был оформлен для предприятия Квалифицированным предоставителем электронных доверительных услуг Информационно-справочного департамента ГНС (далее – ИСД ГНС, сайт этого органа можно найти по ссылке).

Исходя из требований Закона № 2155 (ч. 1 ст. 22) не допускается формирование и выдача квалифицированного сертификата открытого ключа без идентификации лица, идентификационные данные которого будут содержаться в квалифицированном сертификате открытого ключа.

А идентификация физлица, обратившегося за получением услуги формирования квалифицированного сертификата открытого ключа, осуществляется в соответствии с законодательством о Едином государственном демографическом реестре и о документах, которые удостоверяют личность, подтверждают гражданство Украины или специальный статус личности, при условии его личного присутствия по паспорту гражданина Украины или по другим документам, которые делают невозможным возникновение каких-либо сомнений относительно личности (ч. 2 ст. 22 Закона № 2155).

Как видите, для оформления квалифицированного сертификата открытого ключа требуется личное присутствие физлица и законом не предусмотрена возможность оформления сертификата другим лицом по доверенности.

Исключение (когда не нужно личное присутствие физлица) сделано только для случаев идентификации физлица по идентификационным данным, которые уже содержатся в квалифицированном сертификате открытого ключа, ранее сформированном предоставителем ЭДУ (ч. 3 ст. 22 Закона № 2155). То есть если раньше это физлицо уже присутствовало лично у предоставителя ЭДУ. Это как раз наш случай – ведь при первичном оформлении сертификата директор присутствовал лично.

Кроме того, в связи с введением военного положения правительством были предприняты определенные меры для обеспечения бесперебойного функционирования системы предоставления ЭДУ. В частности, было принято постановление КМУ от 17.03.2022 № 300 «Некоторые вопросы обеспечения бесперебойного функционирования системы предоставления электронных доверительных услуг» (далее – Постановление № 300). Используя нормы этого постановления, находим выход из возникшей у предприятия ситуации.

Так, п. 2 Постановления № 300 установлено, что на период военного положения и в течение месяца со дня его прекращения или отмены формирование новых сертификатов ранее заверенных открытых ключей для пользователей электронных доверительных услуг может осуществляться квалифицированными поставщиками электронных доверительных услуг автоматически – без личного присутствия таких пользователей.

Также ИСД ГНС на своем сайте проинформировал налогоплательщиков, что в настоящее время формирование новых сертификатов открытых ключей осуществляется автоматически за один день до окончания срока действия старых сертификатов, сроком на один год, при этом личный ключ пользователя не изменяется (подробнее см. новость от 23.03.2022).

Вот почему в нашей ситуации предприятию не нужно предпринимать никаких действий: новый сертификат открытого ключа будет сформирован автоматически, а значит, директор сможет пользоваться своей КЭП еще в течение года.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
31.07.2025
Мораторий на безосновательные проверки - 2025: что изменилось?
В статье рассмотрено, что именно и когда изменится в вопросах проведения проверок в связи с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины от 21.07.2025, утвержденным Указом Президента. Указом Президента от 21.07.2025 № 538/2025 (далее – Указ № 538) было введено в действие решение...
28.07.2025
Договор об оказании маркетинговых услуг: правовые аспекты
В статье рассмотрим, какие законодательные правила должны соблюдаться при заключении договора об оказании маркетинговых услуг, какие условия должны быть в него включены, а также приведем образец договора. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Оди...
25.07.2025
Судебный сбор: в каком размере уплачивать в 2025 году?
В статье рассмотрено, какими нормами законодательства регламентируется уплата судебного сбора, а также в каком размере уплачивается этот сбор в 2025 году с учетом последних законодательных изменений.  Судебный сбор уплачивается при подаче в суд исковых заявлений, жалоб, а также в других случаях...
Лучшие материалы