Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Можно ли оформить электронную подпись в ГНС по доверенности?

21.10.2022 284 0 1

Практическая ситуация

Директор нашего предприятия сейчас находится за границей, но продолжает выполнять свои функции, в том числе с использованием квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП). В этом месяце истекает срок действия электронного ключа для КЭП, оформленного в налоговой. Может ли представитель директора возобновить электронный ключ по доверенности?

Нет, по доверенности возобновить ключ нельзя, но в данном случае предприятию вообще не придется предпринимать какие-либо шаги: новый сертификат открытого ключа будет сформирован автоматически.

Поясним подробнее. Как вы знаете, вопросы оформления КЭП регламентируются Законом от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155).

Напомним, что КЭП – это усовершенствованная электронная подпись, которая создается с использованием средства квалифицированной электронной подписи и базируется на квалифицированном сертификате открытого ключа (п. 23 ч. 1 ст. 1 Закона № 2155). А квалифицированный сертификат открытого ключа выдается квалифицированным предоставителем электронных доверительных услуг (далее – ЭДУ), удостоверяющим центром или центральным удостоверяющим органом (п. 25 ч. 1 ст. 1 Закона № 2155).

Электронный ключ (а вернее, сертификат этого ключа), о котором идет речь в вопросе читателя, был оформлен для предприятия Квалифицированным предоставителем электронных доверительных услуг Информационно-справочного департамента ГНС (далее – ИСД ГНС, сайт этого органа можно найти по ссылке).

Исходя из требований Закона № 2155 (ч. 1 ст. 22) не допускается формирование и выдача квалифицированного сертификата открытого ключа без идентификации лица, идентификационные данные которого будут содержаться в квалифицированном сертификате открытого ключа.

А идентификация физлица, обратившегося за получением услуги формирования квалифицированного сертификата открытого ключа, осуществляется в соответствии с законодательством о Едином государственном демографическом реестре и о документах, которые удостоверяют личность, подтверждают гражданство Украины или специальный статус личности, при условии его личного присутствия по паспорту гражданина Украины или по другим документам, которые делают невозможным возникновение каких-либо сомнений относительно личности (ч. 2 ст. 22 Закона № 2155).

Как видите, для оформления квалифицированного сертификата открытого ключа требуется личное присутствие физлица и законом не предусмотрена возможность оформления сертификата другим лицом по доверенности.

Исключение (когда не нужно личное присутствие физлица) сделано только для случаев идентификации физлица по идентификационным данным, которые уже содержатся в квалифицированном сертификате открытого ключа, ранее сформированном предоставителем ЭДУ (ч. 3 ст. 22 Закона № 2155). То есть если раньше это физлицо уже присутствовало лично у предоставителя ЭДУ. Это как раз наш случай – ведь при первичном оформлении сертификата директор присутствовал лично.

Кроме того, в связи с введением военного положения правительством были предприняты определенные меры для обеспечения бесперебойного функционирования системы предоставления ЭДУ. В частности, было принято постановление КМУ от 17.03.2022 № 300 «Некоторые вопросы обеспечения бесперебойного функционирования системы предоставления электронных доверительных услуг» (далее – Постановление № 300). Используя нормы этого постановления, находим выход из возникшей у предприятия ситуации.

Так, п. 2 Постановления № 300 установлено, что на период военного положения и в течение месяца со дня его прекращения или отмены формирование новых сертификатов ранее заверенных открытых ключей для пользователей электронных доверительных услуг может осуществляться квалифицированными поставщиками электронных доверительных услуг автоматически – без личного присутствия таких пользователей.

Также ИСД ГНС на своем сайте проинформировал налогоплательщиков, что в настоящее время формирование новых сертификатов открытых ключей осуществляется автоматически за один день до окончания срока действия старых сертификатов, сроком на один год, при этом личный ключ пользователя не изменяется (подробнее см. новость от 23.03.2022).

Вот почему в нашей ситуации предприятию не нужно предпринимать никаких действий: новый сертификат открытого ключа будет сформирован автоматически, а значит, директор сможет пользоваться своей КЭП еще в течение года.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы