В данном случае сервисный центр не должен требовать от предприятия такую справку, поскольку продавец автомобиля – физлицо.
Поясним подробнее.
Вопросы перерегистрации автомобилей в случае их купли-продажи регламентируются Порядком государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, иных приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденным постановлением КМУ от 07.09.1998 № 1388 (далее – Порядок № 1388).
Перечень документов, которые нужно подать для перерегистрации автомобиля на нового собственника, приведен в п. 8 Порядка № 1388. Заметим, что перечень достаточно обширный, в нем учтены различные ситуации, возникающие на практике. Тем не менее среди указанных в этом перечне документов мы не находим справки, о которой идет речь.
Но означает ли это, что требование сервисного центра МВД незаконно?
Нет, поскольку помимо Порядка № 1388 есть еще другие нормативные акты, в которых закреплено требование о подаче такой справки.
Обратимся к Закону от 21.10.1993 № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон № 3543). Статьей 6 этого Закона введена военно-транспортная обязанность предприятий, учреждений, организаций, которая распространяется, в частности, на органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие эксплуатацию ТС. Порядок выполнения военно-транспортной обязанности определяется КМУ.
А в ст. 21 Закона № 3543 указано, что в случае регистрации (перерегистрации) или снятия с учета ТС, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ и иных военных формирований в особый период, предприятия обязаны подавать в органы, осуществляющие регистрацию и учет ТС, документы с отметкой районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки о постановке таких ТС на воинский учет (снятии с воинского учета).
Порядок выполнения предприятиями этих требований конкретизирован в Положении о военно-транспортной обязанности, утвержденном постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 (далее – Положение № 1921). Так, в п. 11 этого Положения указано, что для госрегистрации и снятия с учета ТС (кроме ТС, собственниками которых являются граждане) среди прочих документов подается справка (ее форма определяется Минобороны) с отметкой руководителя терцентра о постановке ТС на воинский учет или снятии с такого учета.
Имейте в виду! Для перерегистрации автомобиля на нового собственника нужна справка с отметкой терцентра о снятии автомобиля с воинского учета и постановке на воинский учет в новом терцентре. Требование о подаче такой справки предусмотрено законодательством, но не распространяется на физлиц. |
Давайте разберемся, кого же касаются эти требования.
В п. 11 Положения № 1921 указано, что справку нужно представить для перерегистрации ТС, кроме случаев, когда собственником ТС является физлицо.
Это наш случай – предприятие покупает автомобиль у физлица. Поэтому требование сервисного центра представить справку о снятии автомобиля с воинского учета с отметкой терцентра не является правомерным. Еще раз подчеркнем: военно-транспортная обязанность не распространяется на физлиц.
А вот при покупке автомобиля у юрлица без такой справки не обойтись.
И помните: когда предприятие станет собственником этого автмобиля, оно будет обязано поставить автомобиль на воинский учет в терцентре.
К сожалению, ни Закон № 3543, ни Положение № 1921 ответа на этот вопрос не дают. А значит, требование о подаче такой справки может касаться любого автомобиля, принадлежащего предприятию.
Для того чтобы вам выдали такую справку, ТС должно находиться на воинском учете в терцентре. Это требование п. 15 Положения № 1921.
Так, руководители предприятий подают терцентрам ежегодно до 20 июня и до 20 декабря информацию о наличии ТС и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, которые работают на предприятии на таких ТС и технике.
На заметку! Такая информация подается по форме, приведенной в приложении 1 к Положению № 1921. |
Разъяснения Минобороны по данному вопросу можно найти в п. 3 письма от 24.05.2016 № 322/2/2836. В письме указано, что требование п. 15 Положения № 1921 распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности при наличии на учете у этих предприятий ТС и техники либо изменений в их качественном или количественном составе. То есть предприятия должны подавать такую информацию о своих ТС и в случае их покупки, и в случае их продажи.
Более того: в разъяснении Минобороны, приведенном в письме от 22.07.2015 № 322/2/6598, вообще указано, что информация о ТС и технике подается в установленные Положением № 1921 сроки независимо от изменений в учетных данных ТС и техники, а также граждан, которые на них работают.
Иными словами, не имеет значения, были у предприятия в отчетном периоде приобретения и продажи автомобилей, а также изменения в кадровом составе водителей или не было. Если у предприятия имеются на балансе ТС, информацию о них нужно подавать дважды в год.
Поэтому если предприятие, которое продает автомобиль, не подавало информацию об этом автомобиле в терцентр, ему придется сначала подать эту информацию, а потом уже оно сможет получить справку о снятии автомобиля с воинского учета.
На заметку! Информацию о том, какие документы потребуются для переоформления автомобиля на нового собственника, можно найти на сайте Сервисного центра МВД. |
Да, в этом случае должностных лиц предприятия (прежде всего – руководителя) могут привлечь к административной ответственности на основании ст. 2101 КУоАП.
Этой статьей установлена ответственность за нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. В нашем случае предприятие, не подавшее информацию о своих автомобилях, нарушает именно такое законодательство – Закон № 3543 и Положение № 1921.
Штраф, предусмотренный ст. 2101 КУоАП, составляет от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн). В случае повторного нарушения, допущенного в течение года или во время особого периода, штраф будет уже больше: от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн). Применять этот штраф уполномочены терцентры (ст. 235 КУоАП).
Имейте в виду! Тот факт, что за подобные нарушения применяется админштраф на основании ст. 2101 КУоАП, подтверждается судебной практикой. |
Например, можете ознакомиться: