Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Увеличение уставного капитала ООО до госрегистрации соответствующих изменений: есть ли риск

13.05.2021 1502 0 3

Многие предприятия для пополнения оборотных средств прибегают к увеличению уставного капитала. Есть ли для ООО риск, если денежные средства для увеличения уставного капитала участники внесут до государственной регистрации соответствующих изменений? Такой вопрос часто задают бухгалтеры предприятий, на которых проводятся указанные операции. Расмотрим его, проанализировав судебную практику и разъяснения контролеров.


Увеличение уставного капитала ООО

Сразу заметим: алгоритм увеличения уставного капитала (далее – УК) ООО, предусмотренный ст. 18 Закона от 06.02.18 г. № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон об ООО), построен так, что фактическое внесение денежных средств (передача имущества) происходит до госрегистрации изменений, которая является финальным аккордом в данной процедуре. Поэтому, если ООО действовало согласно указанной норме Закона об ООО, пополнение УК до госрегистрации изменений, касающихся его размера, не должно приводить к негативным последствиям для него.

Подробно о процедуре увеличения УК – в материалах:

Прошлые риски увеличения УК до регистрации его изменений

Во времена действия Закона от 19.09.91 г. № 1576-ХІІ «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 1576) и старого налогового законодательства наибольшей опасностью для ООО было наразиться на вердикт налоговиков в занижении налога на прибыль и, как следствие, – на доначисление обязательств по этому налогу, а также применение штрафных (финансовых) санкций за занижение объекта налогообложения. Ведь внесение дополнительного вклада в УК без госрегистрации изменений в устав налоговые органы считали безвозвратной финансовой помощью, которая подлежит налогообложению налогом на прибыль обществом на общих основаниях. Это таило риск не только для плательщиков налога на прибыль, но и для плательщиков единого налога. Ведь до 01.01.15 г. налоговики хотели видеть такие взносы в доходе.

Это подтверждает судебная практика, в частности постановление Верховного Суда от 12.02.19 г. по делу № 2а-2188/10/0270, постановление Верховного Суда Украины от 21.02.12 г. по делу № 21-942во10, постановление Высшего административного суда Украины от 19.09.12 г. № К/9991/22645/12, определение Винницкого апелляционного админсуда от 12.02.13 г. по делу № 2а/2470/933/11 11.

Учитывая действующие тогда статьи 4, 16, 51 Закона № 1576, ст. 87 Хозяйственного кодекса, суды делали вывод, что закон обязует ООО зарегистрировать решение об изменении размера УК, которое с этого момента вступает в юридическую силу и является основанием для отражения в бухучете соответствующих хозопераций, связанных с этим, а не факта увеличения УК. Поэтому до момента госрегистрации изменений в устав суды не соглашались с тем, что средства, полученные ООО от участника как дополнительные взносы, являются прямой инвестицией в эмитированные обществом корпоративные права1, поскольку такие права не могут возникнуть до вступления в силу изменений.

Правда, даже в те времена налоговики иногда делали правильные выводы: «операции по увеличению капитала за счет взносов участников предприятия не отражаются в доходах предприятия» (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 20.11.15 г.№ 17814/10/26-15-15-03-11).

Есть ли риски сейчас?

Закон об ООО, вступивший в силу 17.06.18 г., кардинально изменил порядок увеличения УК ООО (ОДО). Если кратко, то порядок таков.

Общее собрание принимает решение об увеличении УК за счет дополнительных вкладов участников и/или третьих лиц. Этим решением, среди прочего, устанавливают общую сумму увеличения УК общества, коэффициент соотношения суммы увеличения к размеру доли каждого участника в УК, запланированный размер последнего, а также срок внесения дополнительных вкладов участниками общества, которые намерены реализовать свое преимущественное право на увеличение УК пропорционально своей доле в УК. Кроме того, решение может предусматривать срок внесения дополнительных вкладов третьими лицами и теми участниками, которые не реализуют упомянутое преимущественное право или отказались от реализации такого права (в пределах разницы между суммой увеличения УК и суммой внесенных участниками дополнительных вкладов).

В первом случае срок не должен превышать одного года со дня принятия решения о привлечении дополнительных вкладов, а во втором он может составлять не более шести месяцев по истечении срока внесения дополнительных вкладов участниками, которые намерены реализовать свое преимущественное право. Уставом или единогласным решением общего собрания, в котором участвовали все участники общества, могут устанавливаться иные сроки внесения дополнительных вкладов (ч. 1–7 ст. 18 Закона об ООО).

То есть участники вносят дополнительные вклады в УК в течение указанного срока (сроков). На данном этапе Закон об ООО не обязует общество осуществлять госрегистрацию решения об изменении УК. А ст. 16 Закона № 1576, которая этого требует, утратила силу в отношении ООО (ОДО). В свое время в письме Минюста от 07.06.18 г. № 6623/8.4.3/32-18 отмечалось, что с принятием решения об увеличении УК за счет дополнительных вкладов (до принятия решения об определении размера УК и размеров долей участников) происходит планирование увеличения УК, которое не влечет за собой госрегистрации изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГР.

Более того, ч. 9 ст. 18 Закона об ООО обязует общее собрание участников в течение одного месяца с даты истечения срока внесения дополнительных вкладов принять решение об:

  • утверждении результатов внесения дополнительных вкладов участниками общества и/или третьими лицами;
  • утверждении размеров долей участников и их номинальной стоимости с учетом фактически внесенных ими дополнительных вкладов;
  • утверждении увеличенного размера УК общества.

Так вот, для госрегистрации изменения размера УК ч. 5 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-ІV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) обязует подать госрегистратору решение общего собрания (решение единственного участника) ООО об определении размера УК и размеров долей участников. То есть решение, упомянутое в ч. 9 ст. 18 Закона об ООО.

Стоит подчеркнуть, что этот шаг делается по истечении срока внесения дополнительных вкладов, а значит, после их фактического внесения в УК, а не до этого момента.

Соответственно, может сложиться вполне нормальная с точки зрения Закона об ООО ситуация, когда участники внесли дополнительные вклады в УК, но предельный срок их внесения, определенный решением общего собрания (уставом), еще не истек. Или же он истек, но длится месячный срок, отведенный общим собранием участников для принятия финального решения, протокол с которым будет подаваться госрегистратору.

Поэтому, если в ООО будет проводиться налоговая проверка во время продления одного из этих «промежуточных» сроков и контролеры обратят внимание на указанную операцию, следует объяснить им, что решение общего собрания об определении размера УК и размеров долей участников будет принято в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 18 Закона об ООО и подано госрегистратору для госрегистрации изменений размера УК.

Если такое решение на тот момент уже принято, то, хотя законом не определен срок, в течение которого оно должно быть подано госрегистратору2, с этим не следует медлить. Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 755 если документы и сведения, которые подлежат внесению в ЕГР, внесены в него, то они считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом. Это значит, что если для участников решение общего собрания об определении размера УК и размеров их долей вступает в силу с момента его принятия, то в отношениях с третьими лицами, в частности с налоговыми органами, такое решение будет иметь значение с момента его госрегистрации.

Вместе с тем, вероятна ситуация, когда увеличение УК произошло после вступления в силу Закона об ООО (17.06.18 г.), но до окончания годового переходного периода (17.06.19 г.), отведенного для приведения уставов ООО (ОДО) в соответствие с данным Законом. Напомним, что в течение этого переходного периода общества могли осуществлять свою деятельность на основании положений устава, который действовал на момент вступления в силу Закона об ООО, при условии что положения устава соответствовали действующему на тот момент законодательству, в частности Закону о хозтовариществах. А по вопросам, не урегулированным уставом, применялись нормы Закона об ООО. Соответствующая правовая позиция была озвучена в многочисленных судебных решениях Верховного Суда (например, в постановлениях от 30.07.19 г. в деле № 911/1394/18, от 14.08.19 г. в деле № 914/1631/18, от 11.09.19 г. по делу № 922/3010/18).

Так вот, если, допустим, в переходный период ООО не обновило свой учредительный документ в соответствии с положениями Закона об ООО и увеличило УК, руководствуясь уставом в редакции, которая на то время соответствовала Закону о хозобществах, то, учитывая примеры из судебной практики, приведенные в начале материала, в рамках данной процедуры предварительно (до фактического внесения средств) должна была состояться госрегистрация изменений в размере УК.

Вопрос в том, можно ли было реализовать этот сценарий, ведь с начала действия указанного выше переходного периода за изменения в устав уже отвечала ч. 4 ст. 17 Закона № 755, а за изменения в размере УК ООО – ч. 5 ст. 17 последнего. То есть по новым правилам для увеличения УК достаточно госрегистрации изменений о его размере, тогда как по старым это изменение обязательно было сопряжено с соответствующими изменениями в устав ООО. Ведь, в отличие от ч. 5 ст. 11 Закона об ООО, ст. 4, 51 Закона № 1576 обязывали общество отражать в уставе сведения о размере своего УК.

Получается, что согласно действующим в переходный период ч. 4, 5 ст. 17 Закона № 755, для обновления в ЕГР сведений о размере УК нужно было подать документы, предусмотренные ч. 5 ст. 17 Закона № 755, среди которых – решение об определении размера УК и размеров долей участников. Между тем, это решение, как мы выяснили ранее, является финальным в современной процедуре увеличения УК, и оно принимается после фактического внесения участниками средств в УК.

Таким образом, поскольку в переходный период в сфере госрегистрации уже действовали нормы, заточенные под реализацию современной процедуры увеличения УК ООО, можно прийти к выводу, что ООО не могло зарегистрировать решение об изменении размера УК по старым правилам. Соответственно, и безосновательны сомнения в том, что принятию решения об определении размера УК предшествует внесение средств в УК.

Еще одна принципиальная деталь – изменилось налоговое законодательство. Ведь споры, которые завершались победой налоговых органов, доначислявших ООО обязательства по налогу на прибыль, касались норм Закона о прибыли. А нынешний, гипотетический спор продолжался бы вокруг применения НК, положения которого уже давно содержат иной подход к определению объекта обложения налогом на прибыль, нежели упомянутый Закон.

Так вот, согласно пп. 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которую определяют путем корректировки (увеличения или уменьшения) финрезультата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финотчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие согласно положениям НК.

У получателя взносов в УК разниц по этой операции нет (письмо ГУ ГФС в Винницкой области от 12.01.17 г. № 37/10/02-32-12-03).

А вот у инвестора есть гипотетический риск: одна из разниц связана с безвозвратной финпомощью (конечно, если предприятие разницы из разд. ІІІ использует). В частности, плательщик налога на прибыль увеличивает финрезультат до налогообложения на сумму перечисленной безвозвратной финпомощи3 (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) лицам, которые не являются налогоплательщиками (кроме физических лиц), и налогоплательщикам, которые облагаются налогом по ставке 0% в соответствии с п. 44 подразд. 4 разд. XX НК (пп. 140.5.10 НК).

Иными словами, предприятие увеличивает финрезультат до налогообложения, если получатель безвозвратной финпомощи – ООО-единщик или ООО, применяющее нулевую ставку налога на прибыль, так как отвечает требованиям п. 44 подразд. 4 разд. XX НК.

Если же получатель безвозвратной финпомощи является плательщиком налога на прибыль, то предприятие, которое ее предоставляет, не обязано проводить корректировку финрезультата на эту разницу.

Если перевести это на рассматриваемую нами ситуацию, то налоговики могли бы «записать» в предоставители безвозвратной финпомощи участника, который внес деньги в УК своего ООО до госрегистрации изменений в устав (при условии, что это общество – единщик или плательщик налога на прибыль по нулевой ставке).

То есть, если бы такое случилось до вступления в силу Закона об ООО, занижением налога на прибыль рисковало бы именно юрлицо-участник, которое является плательщиком налога на прибыль, а не ООО, в УК которого сделан дополнительный вклад.

Допускаем, что такой риск сохранится и тогда, когда деньги внесены в УК ООО, но после того, как прошел месяц с даты окончания срока внесения дополнительных вкладов, решение об определении размера УК и размеров долей участников не утверждено и не зарегистрировано.

Поэтому в современной процедуре увеличения УК ООО фактическое внесение дополнительного вклада предшествует госрегистрации соответствующих изменений о размере УК, и поэтому переданные средства нельзя расценивать как предоставление безвозвратной финпомощи.

В таком случае важно, чтобы своевременно было принято окончательное решение, предусмотренное ч. 9 ст. 18 Закона об ООО, а также зарегистрировано увеличение УК, чтобы исключить даже намек на иную природу полученных средств. Особенно это актуально для плательщиков единого налога – получателей взносов, так как у них взносы в УК не увеличивают доход, облагаемый единым налогом (п. 292.11 НК). А вот если бы была безвозвратная финпомощь, то ее бы включали в налогооблагаемые доходы.

Обобщим: взнос в уставный капитал ООО до регистрации изменений его размера у госрегистратора – не рискованная ситуация, а нормальная процедура, поскольку сначала делается взнос, а затем – регистрация (согласно обновленному Закону об ООО и Закону № 755). То есть безвозвратной финпомощью такие взносы не считаются. Главное – чтобы протокол (решение) был оформлен должным образом.

Для устранения каких-либо рисков нужно, чтобы госрегистрация изменений в размере УК состоялась в месячный срок после окончания срока для внесения в него дополнительных вкладов.

________

1 В понимании действующего тогда абз. 2 пп. 1.28.2 Закона от 28.12.94 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (утратил силу).
2 Напомним, что ст. 7 Закона № 1576, которая для этого устанавливает трехдневный срок, также утратила силу в отношении ООО 
3 Безвозвратной финансовой помощью из целью налогообложения признается, в частности, сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров (абз. 3 пп. 14.1.257 НК).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы