Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет повторного ремонта арендованных основных средств

Предприятие применяет разницы по налогу на прибыль. Выполнило капитальный ремонт арендованного помещения (оперативная аренда) и отнесло его в бухучете на счет 117 как объект «прочих необоротных материальных активов», а в налоговом учете — в группу 9 «прочие основные средства» (как разъясняют налоговики). Сейчас опять проводит очередной ремонт – улучшение этого помещения. Как учитывать повторное улучшение (капремонт, который собираемся капитализировать) — относить его на увеличение первоначальной стоимости уже существующего объекта на субсчете 117 (созданного еще при первом улучшении этого арендованного помещения) или создавать новый объект основных средств для этих очередных улучшений? Ведь это повлияет и на минимально допустимый срок полезного использования этого объекта.


НП(С)БУ– подсказки

Сразу заметим, что прямого ответа на данный вопрос профильное НП(С) БУ 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181, не дает. И все же цепочку из логических умозаключений построить можно. Поэтому пройдемся вместе по нормам стандартов. Согласно п. 8 НП(С)БУ 14:

«Объект операционной аренды отражается арендатором на забалансовом счете бухгалтерского учета по стоимости, указанной в договоре об аренде. Расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, которые первоначально ожидались от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов».

То есть арендатор, впервые улучшая помещение, которое он получил в операционную аренду, отразил траты в прочих необоротных материальных активах – капитализировал на субсчете 117 как отдельный объект. Далее этот объект уже учитывается как основное средство (далее – ОС), то есть по правилам НП(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92. Ведь согласно п. 5 этого стандарта «Прочие необоротные материальные активы» – это отдельная группа ОС (пп. 5.2.7 НП(С) БУ 7). Поэтому руководствуемся именно НП(С)БУ 7, выбирая срок полезного использования таких объектов и метод амортизации. Мало того, даже первичные документы составляем как на ОС.

К чему мы ведем? В НП(С)БУ 7 прописаны также правила ремонтов и улучшений ОС (конечно, речь идет о «своих» ОС, то есть тех, которые на балансе, а объект на субсчете 117 у нас на балансе). В частности, согласно п. 14 НП(С)БУ 7 «Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Остаточная стоимость основных средств уменьшается в связи с частичной ликвидацией объекта основных средств». А согласно п. 15 «Расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии (проведение технического осмотра, надзора, обслуживания, ремонта и т. п.) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов».

Решение о характере работ принимает руководство (п. 12 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). То есть при улучшении (модернизации, модификации, достройке, дооборудовании) своего объекта прочих необоротных материальных активов согласно п. 14 увеличиваем его первоначальную стоимость. Но не все так просто. Ведь можно быть буквоедом и сказать, что только если предыдущие улучшения в очередной раз улучшаются, будет увеличение их первоначальной стоимости. Например, установили отопительную систему в арендованном помещении (неотделимую, которая не будет компенсироваться арендодателем) для экономии топлива, отразили ее на субсчете 117 и амортизируем. А затем еще улучшили эту систему, установили через год котел с дополнительной экономией топлива. То есть действительно улучшили объект первых улучшений. А теперь для сравнения другой пример.

Допустим, в арендованном помещении провели капитальный ремонт крыши и отразили в учете на субсчете 117, а через год установили новый котел для отопления (экономия горючего). Имеет ли этот котел какое-то отношение к предыдущим улучшениям (новой крыши)? Нет, кроме того, что это касается того же арендованного объекта. Но мы же рассматриваем само улучшение того, что числится у нас как объект основных средств, – а там у нас улучшение «Капремонт крыши». Поэтому здесь логика подсказывает, что очередное улучшение будет новым объектом прочих необоротных материальных активов согласно п. 8 НП(С)БУ 14.

Позиция налоговиков

Каждое новое улучшение арендованного объекта основных средств (капремонт, который капитализируете) – это отдельный объект прочих необоротных материальных активов.

Поэтому в налоговом учете тех предприятий, которые используют разницы из разд. ІІІ Налогового кодекса, создается новый объект группы 9 «прочие основные средства».

Дословно из ИНК ГНС от 02.09.19 г. № 9/6/99–00–07–02–02–15/ІПК:

«расходы на улучшение (ремонт) арендованных основных средств, увеличивающие будущие экономические выгоды, которые сначала ожидались от их использования, в налоговом учете отражаются как отдельный объект группы 9 «прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет.

Стоимость повторного улучшения арендованных основных средств для целей расчета налоговой амортизации зачисляется как новый объект группы 9 «прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет, определенной в пп. 138.3.3 ст. 138 НКУ».

Аналогичный подход прозвучал и в ИНК ГНС от 16.09.19 г. № 247/6/99–00–07–02–02–15/ІПК.

Вывод

Очередное (каждое следующее) улучшение одного и того же арендованного ОС – это новый объект прочих необоротных материальных активов. То есть на субсчете 117 появляется очередное ОС. Такой же подход и у налоговиков.

Только если улучшаете не просто арендованный объект, а именно те улучшения, которые были ранее на нем проведены (если улучшаете именно то, что уже создали на субсчете 117), можно говорить об увеличении первоначальной стоимости такого объекта.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
15.12.2025
Корпоративный праздник: учет и налогообложение
Корпоративный праздник – это не только развлечение, но и инструмент для мотивации работников и укрепления корпоративных связей. Однако для бухгалтера это еще и источник потенциальных налоговых рисков. Поэтому нужно взвесить возможные варианты его проведения, правильно оформить и отразить расхо...
18.11.2025
Аренда оборудования с выкупом: учет
Предприятие передало в аренду с выкупом оборудование. Как отражать в учете такую операцию – как оперативную аренду или как финансовый лизинг? И каковы будут налоговые последствия в зависимости от формулировок в договоре аренды? Читайте об этом в статье. У предприятия, предоставляющего оборудов...
14.11.2025
Имущественные вклады в дополнительный капитал: учет у общества
С 27.08.2025 общества с ограниченной ответственностью имеют право формировать дополнительный капитал, получая денежные и имущественные вклады (взносы). В статье рассмотрен порядок отражения в учете ООО имущественных вкладов, приведены образцы первичных документов. 27.08.2025 в Закон от 06.02.2018 № ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
16.12.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за октябрь 2025 года
О том, как можно сэкономить на налогообложении комплекса нежилых зданий, о критериях определения бенефициарности собственника дохода при начислении налога на репатриацию, об уменьшении срока обращения в суд с требованиями о возмещении НДС и других интересных моментах – читайте в иногда неожида...
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
Лучшие материалы