Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет повторного ремонта арендованных основных средств

Предприятие применяет разницы по налогу на прибыль. Выполнило капитальный ремонт арендованного помещения (оперативная аренда) и отнесло его в бухучете на счет 117 как объект «прочих необоротных материальных активов», а в налоговом учете — в группу 9 «прочие основные средства» (как разъясняют налоговики). Сейчас опять проводит очередной ремонт – улучшение этого помещения. Как учитывать повторное улучшение (капремонт, который собираемся капитализировать) — относить его на увеличение первоначальной стоимости уже существующего объекта на субсчете 117 (созданного еще при первом улучшении этого арендованного помещения) или создавать новый объект основных средств для этих очередных улучшений? Ведь это повлияет и на минимально допустимый срок полезного использования этого объекта.


НП(С)БУ– подсказки

Сразу заметим, что прямого ответа на данный вопрос профильное НП(С) БУ 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181, не дает. И все же цепочку из логических умозаключений построить можно. Поэтому пройдемся вместе по нормам стандартов. Согласно п. 8 НП(С)БУ 14:

«Объект операционной аренды отражается арендатором на забалансовом счете бухгалтерского учета по стоимости, указанной в договоре об аренде. Расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, которые первоначально ожидались от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов».

То есть арендатор, впервые улучшая помещение, которое он получил в операционную аренду, отразил траты в прочих необоротных материальных активах – капитализировал на субсчете 117 как отдельный объект. Далее этот объект уже учитывается как основное средство (далее – ОС), то есть по правилам НП(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92. Ведь согласно п. 5 этого стандарта «Прочие необоротные материальные активы» – это отдельная группа ОС (пп. 5.2.7 НП(С) БУ 7). Поэтому руководствуемся именно НП(С)БУ 7, выбирая срок полезного использования таких объектов и метод амортизации. Мало того, даже первичные документы составляем как на ОС.

К чему мы ведем? В НП(С)БУ 7 прописаны также правила ремонтов и улучшений ОС (конечно, речь идет о «своих» ОС, то есть тех, которые на балансе, а объект на субсчете 117 у нас на балансе). В частности, согласно п. 14 НП(С)БУ 7 «Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Остаточная стоимость основных средств уменьшается в связи с частичной ликвидацией объекта основных средств». А согласно п. 15 «Расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии (проведение технического осмотра, надзора, обслуживания, ремонта и т. п.) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов».

Решение о характере работ принимает руководство (п. 12 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). То есть при улучшении (модернизации, модификации, достройке, дооборудовании) своего объекта прочих необоротных материальных активов согласно п. 14 увеличиваем его первоначальную стоимость. Но не все так просто. Ведь можно быть буквоедом и сказать, что только если предыдущие улучшения в очередной раз улучшаются, будет увеличение их первоначальной стоимости. Например, установили отопительную систему в арендованном помещении (неотделимую, которая не будет компенсироваться арендодателем) для экономии топлива, отразили ее на субсчете 117 и амортизируем. А затем еще улучшили эту систему, установили через год котел с дополнительной экономией топлива. То есть действительно улучшили объект первых улучшений. А теперь для сравнения другой пример.

Допустим, в арендованном помещении провели капитальный ремонт крыши и отразили в учете на субсчете 117, а через год установили новый котел для отопления (экономия горючего). Имеет ли этот котел какое-то отношение к предыдущим улучшениям (новой крыши)? Нет, кроме того, что это касается того же арендованного объекта. Но мы же рассматриваем само улучшение того, что числится у нас как объект основных средств, – а там у нас улучшение «Капремонт крыши». Поэтому здесь логика подсказывает, что очередное улучшение будет новым объектом прочих необоротных материальных активов согласно п. 8 НП(С)БУ 14.

Позиция налоговиков

Каждое новое улучшение арендованного объекта основных средств (капремонт, который капитализируете) – это отдельный объект прочих необоротных материальных активов.

Поэтому в налоговом учете тех предприятий, которые используют разницы из разд. ІІІ Налогового кодекса, создается новый объект группы 9 «прочие основные средства».

Дословно из ИНК ГНС от 02.09.19 г. № 9/6/99–00–07–02–02–15/ІПК:

«расходы на улучшение (ремонт) арендованных основных средств, увеличивающие будущие экономические выгоды, которые сначала ожидались от их использования, в налоговом учете отражаются как отдельный объект группы 9 «прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет.

Стоимость повторного улучшения арендованных основных средств для целей расчета налоговой амортизации зачисляется как новый объект группы 9 «прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет, определенной в пп. 138.3.3 ст. 138 НКУ».

Аналогичный подход прозвучал и в ИНК ГНС от 16.09.19 г. № 247/6/99–00–07–02–02–15/ІПК.

Вывод

Очередное (каждое следующее) улучшение одного и того же арендованного ОС – это новый объект прочих необоротных материальных активов. То есть на субсчете 117 появляется очередное ОС. Такой же подход и у налоговиков.

Только если улучшаете не просто арендованный объект, а именно те улучшения, которые были ранее на нем проведены (если улучшаете именно то, что уже создали на субсчете 117), можно говорить об увеличении первоначальной стоимости такого объекта.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
20.06.2025
Ошибки в учете обеспечений
Расскажем, какие типовые ошибки допускаются в учете резервов и обеспечений, и предложим шаги их исправления на числовых примерах. Начисление обеспечений, как правило, связано с проведением достаточно сложных (громоздких) расчетов. И большинство из начисленных обеспечений снимают с налоговых расходов...
28.04.2025
Как вести учет отходов на предприятии
Законом от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» определены правовые, организационные и экономические основы деятельности по управлению отходами в Украине. В то же время этот документ обязывает СХ вести учет операций по управлению отходами. Ряд подзаконных нормативных а...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
03.07.2025
Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?
Из статьи вы узнаете, кто может не создавать резервы и обеспечения и что для этого нужно сделать. Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резерв...
03.07.2025
Кто из работодателей обязан обновить информацию в ЕГР не позднее 13.08.2025?
В связи со вступлением в силу нового закона некоторые работодатели не позднее 13.08.2025 обязаны обновить свои данные в ЕГР. Прочтите статью, чтобы узнать, касается ли вас это требование. В июне 2025 года вступил в силу закон, которым изменены отдельные правила, касающиеся трудовых отношений. В част...
26.06.2025
Резерв на оплату отпусков: есть ли разницы по налогу на прибыль?
Из статьи вы узнаете, есть ли разницы по налогу на прибыль по резерву на оплату отпусков и кого касается переходная разница по резерву, сформированному на 01.01.2015. Плательщики налога на прибыль, применяющие разницы (так называемые высокодоходники), бесспорно, слышали о разницах по резервам и обес...
Лучшие материалы