Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет повторного ремонта арендованных основных средств

Предприятие применяет разницы по налогу на прибыль. Выполнило капитальный ремонт арендованного помещения (оперативная аренда) и отнесло его в бухучете на счет 117 как объект «прочих необоротных материальных активов», а в налоговом учете — в группу 9 «прочие основные средства» (как разъясняют налоговики). Сейчас опять проводит очередной ремонт – улучшение этого помещения. Как учитывать повторное улучшение (капремонт, который собираемся капитализировать) — относить его на увеличение первоначальной стоимости уже существующего объекта на субсчете 117 (созданного еще при первом улучшении этого арендованного помещения) или создавать новый объект основных средств для этих очередных улучшений? Ведь это повлияет и на минимально допустимый срок полезного использования этого объекта.


НП(С)БУ– подсказки

Сразу заметим, что прямого ответа на данный вопрос профильное НП(С) БУ 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181, не дает. И все же цепочку из логических умозаключений построить можно. Поэтому пройдемся вместе по нормам стандартов. Согласно п. 8 НП(С)БУ 14:

«Объект операционной аренды отражается арендатором на забалансовом счете бухгалтерского учета по стоимости, указанной в договоре об аренде. Расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, которые первоначально ожидались от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов».

То есть арендатор, впервые улучшая помещение, которое он получил в операционную аренду, отразил траты в прочих необоротных материальных активах – капитализировал на субсчете 117 как отдельный объект. Далее этот объект уже учитывается как основное средство (далее – ОС), то есть по правилам НП(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92. Ведь согласно п. 5 этого стандарта «Прочие необоротные материальные активы» – это отдельная группа ОС (пп. 5.2.7 НП(С) БУ 7). Поэтому руководствуемся именно НП(С)БУ 7, выбирая срок полезного использования таких объектов и метод амортизации. Мало того, даже первичные документы составляем как на ОС.

К чему мы ведем? В НП(С)БУ 7 прописаны также правила ремонтов и улучшений ОС (конечно, речь идет о «своих» ОС, то есть тех, которые на балансе, а объект на субсчете 117 у нас на балансе). В частности, согласно п. 14 НП(С)БУ 7 «Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Остаточная стоимость основных средств уменьшается в связи с частичной ликвидацией объекта основных средств». А согласно п. 15 «Расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии (проведение технического осмотра, надзора, обслуживания, ремонта и т. п.) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов».

Решение о характере работ принимает руководство (п. 12 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). То есть при улучшении (модернизации, модификации, достройке, дооборудовании) своего объекта прочих необоротных материальных активов согласно п. 14 увеличиваем его первоначальную стоимость. Но не все так просто. Ведь можно быть буквоедом и сказать, что только если предыдущие улучшения в очередной раз улучшаются, будет увеличение их первоначальной стоимости. Например, установили отопительную систему в арендованном помещении (неотделимую, которая не будет компенсироваться арендодателем) для экономии топлива, отразили ее на субсчете 117 и амортизируем. А затем еще улучшили эту систему, установили через год котел с дополнительной экономией топлива. То есть действительно улучшили объект первых улучшений. А теперь для сравнения другой пример.

Допустим, в арендованном помещении провели капитальный ремонт крыши и отразили в учете на субсчете 117, а через год установили новый котел для отопления (экономия горючего). Имеет ли этот котел какое-то отношение к предыдущим улучшениям (новой крыши)? Нет, кроме того, что это касается того же арендованного объекта. Но мы же рассматриваем само улучшение того, что числится у нас как объект основных средств, – а там у нас улучшение «Капремонт крыши». Поэтому здесь логика подсказывает, что очередное улучшение будет новым объектом прочих необоротных материальных активов согласно п. 8 НП(С)БУ 14.

Позиция налоговиков

Каждое новое улучшение арендованного объекта основных средств (капремонт, который капитализируете) – это отдельный объект прочих необоротных материальных активов.

Поэтому в налоговом учете тех предприятий, которые используют разницы из разд. ІІІ Налогового кодекса, создается новый объект группы 9 «прочие основные средства».

Дословно из ИНК ГНС от 02.09.19 г. № 9/6/99–00–07–02–02–15/ІПК:

«расходы на улучшение (ремонт) арендованных основных средств, увеличивающие будущие экономические выгоды, которые сначала ожидались от их использования, в налоговом учете отражаются как отдельный объект группы 9 «прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет.

Стоимость повторного улучшения арендованных основных средств для целей расчета налоговой амортизации зачисляется как новый объект группы 9 «прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет, определенной в пп. 138.3.3 ст. 138 НКУ».

Аналогичный подход прозвучал и в ИНК ГНС от 16.09.19 г. № 247/6/99–00–07–02–02–15/ІПК.

Вывод

Очередное (каждое следующее) улучшение одного и того же арендованного ОС – это новый объект прочих необоротных материальных активов. То есть на субсчете 117 появляется очередное ОС. Такой же подход и у налоговиков.

Только если улучшаете не просто арендованный объект, а именно те улучшения, которые были ранее на нем проведены (если улучшаете именно то, что уже создали на субсчете 117), можно говорить об увеличении первоначальной стоимости такого объекта.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
08.10.2025
Приобретение солнечной электростанции за счет банковского кредита: учет процентов и комиссии
Кредит был взят в банке для приобретения основного средства. Поясним, как отразить в учете предприятия проценты по кредиту, а также сумму банковской комиссии, уплаченной при получении кредита. Ситуация. Предприятие получило в украинском банке кредит сроком на 24 месяца для приобретения солнечной эле...
30.09.2025
Торговля без склада: куда относить расходы на транспортировку?
Посоветуем, как разграничить транспортно-заготовительные расходы и расходы на сбыт при торговле без склада. Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, формируют первоначальную стоимость товаров, а транспортные расходы для доставки товаров покупателю – это расходы на сбыт. А чем...
29.09.2025
Передача имущества по договору ссуды: учет у сторон
Возникают ли налоговые последствия при передаче имущества по договору ссуды, заключенному между плательщиками единого налога? Считается ли стоимость такого имущества доходом для получателя и начисляются ли налоговые обязательства по НДС у ссудодателя? Читайте об этом в статье. Ситуация. Предприятие ...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Новое
21.10.2025
Не подписана расходная накладная, но есть ТТН почтового оператора: достаточно ли?
Предприятие желает организовать розничную продажу от юридического лица. У него будет неподписанная накладная и ТТН Новой почты. Достаточно ли прикрепленной ТТН, если подписанную накладную никто из физлиц не будет возвращать? Ситуация из практики. Предприятие желает организовать розничную продаж...
20.10.2025
Ноутбук для работы гиг-специалиста: выбираем приемлемый вариант
В статье рассмотрены три варианта использования ноутбука для работы гиг-специалиста, а также налоговые последствия каждого из этих вариантов. Ситуация Резидент Дія Сіті (плательщик налога на прибыль на общих основаниях, плательщик НДС) рассматривает возможные варианты использования гиг-специалистом...
16.10.2025
Задолженность перед контрагентами из Беларуси: как исчислять сроки исковой давности?
Узнайте, как исчислить срок давности по задолженности, возникшей до 2022 года, если ваш контрагент находится в Беларуси. Ситуация. У нашего предприятия есть задолженность, возникшая до 2022 года, перед предприятием, которое находится в Беларуси. Эта задолженность не будет погашена, поэтому сейчас хо...
Лучшие материалы