• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Самоликвидация предприятия: правовые аспекты

Нередко случается так, что собственнику (собственникам) необходимо закрыть предприятие. В законодательстве нет четко прописанной процедуры ликвидации по решению собственников, эта информация содержится разрозненно в разных нормативных документах. В консультации рассмотрим, что и как нужно делать в подобной ситуации.

Основу нормативной регламентации процедуры ликвидации предприятия по решению собственников составляют нормы Гражданского кодекса Украины от 16.01.03 г. № 435-IV (далее – ГК), в частности ст. 105, 110–112. По сути, данная процедура состоит из 10 основных этапов. Некоторые из них могут проводиться одновременно, а некоторые и вовсе не проводиться (например, если у юрлица нет филиалов и/или представительств, этап их закрытия исключается, и т. д.). Остановимся подробнее на каждом из этапов.

В первую очередь надо документально оформить принятое решение собственников о закрытии юрлица в зависимости от его организационно-правовой формы и от того, что прописано в учредительных документах данного предприятия. Так, в большинстве случаев такое решение оформляется в виде протокола общего собрания учредителей (собственников), например, в ООО.

При этом протокол должен содержать (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755):

  • порядок проведения и сроки ликвидации юрлица (с соблюдением требований ч. 5 ст. 105 ГК – не менее двух и не более шести месяцев со дня обнародования данного решения);
  • персональный состав ликвидационной комиссии (далее – комиссия) и Ф. И. О. ее председателя/ Ф. И. О. ликвидатора – если процедура будет проводиться ликвидатором;
  • Ф. И. О. членов комиссии, а также регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков – членов комиссии (в отдельных случаях – серию и номер паспорта гражданина Украины, если по религиозным убеждениям данное физлицо отказалось от принятия ИНН, что было оформлено в установленном порядке);
  • права и обязанности комиссии (можно изложить в отдельном документе, например, в положении о комиссии).

На сегодня требования к составу комиссии законодательно не установлены. Как правило, в нее входят учредители предприятия, директор и/или главный бухгалтер, могут быть также включены юрисконсульт, аудитор и т. д. Если ликвидируется предприятие, в уставном капитале которого есть государственная доля, в комиссии должен быть представитель госоргана, имущество которого входит в состав такого предприятия.

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы