Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Продажа товаров со скидкой

Акценты этой статьи:

· как оформить документально предоставление скидок на товар;

· как продавцу отразить в бухгалтерском и налоговом учете доходы и налоговые обязательства по НДС при продаже товаров со скидкой (если скидка предоставляется в момент продажи товара).

Условия предоставления и размер скидки

Нормативная база:

· Закон о рекламе (Закон от 03.07.96 г. № 270/96-ВР, далее – Закон № 270);

· Закон о защите прав потребителей (Закон от 12.05.91 г. № 1023-XII, далее – Закон № 1023).

Скидка – это временное уменьшение цены товара для его покупателей (ст. 1 Закона № 270).

Как правильно информировать покупателей о скидках?

Нужно заранее публично объявить о готовящихся скидках (например, разместить объявление на сайте компании). В объявлении следует написать, на какой товар, с какой даты, на какой период и в каком размере будут предоставляться скидки. При этом вы должны указать цену товара без скидки и цену со скидкой, чтобы потребитель мог убедиться, что цены в самом деле снижены (п. 6 ст. 15 Закона № 1023).

Кроме того, информация о скидках может размещаться на витринах магазинов, на билбордах и т. д.

Как правило, в розничной торговле о цене товара покупателей информируют через ценники: зачеркивают старую цену и пишут новую. Часто на ценники прикрепляют красные ярлычки, чтобы было сразу видно, где товар со скидкой.

Когда применяется понятие «скидка»?

Ответ на этот вопрос находим в п. 4 ст. 15 Закона № 1023. Употреблять термин «скидка» (например, на ценнике, в витрине магазина, рекламной листовке и т. п.) субъектам хозяйствования (далее – СХ) разрешается, если выполняются сразу три условия:

· скидки применяются к товарам, которые непосредственно реализует СХ;

· скидки применяются в течение определенного периода (например, с 1-го по 31 декабря);

· новая цена товара меньше цены, по которой этот товар продавался до установления скидки.

В чем интерес продавца, который предоставляет скидки покупателям?

Основная задача скидок – получить заданный экономический эффект (например, «перетрясти» товарные запасы, пополнить оборотные средства, увеличить объемы продаж и т. п.). Поэтому размер скидки должен быть экономически обоснован. Рассмотрим подробнее.

1. Оптимизация товарных запасов. Как правило, в этом случае речь идет о залежалых товарах. Основная цель предоставления скидки – обновить товарный ассортимент и избавиться от остатков, которые не продаются. То есть вам нужно определить, какой размер скидки даст максимальный эффект – увеличит объемы продаж. Для этих целей можно, например:

· снизить наценку на товары. Допустим, установить ее в размере, который будет покрывать только расходы предприятия (т. е. без получения прибыли);

· продать товары по цене их приобретения;

· продать товары за часть их первоначальной стоимости (например, за полцены).

2. Пополнение оборотных средств. В этом случае предприятие заинтересовано побыстрее сбыть неходовой товар, чтобы получить приток денежных средств. Размер скидки устанавливается
с учетом этих целей.

3. Увеличение прибыли определенного периода за счет увеличения количества продаж товаров. В этом случае основная задача – увеличить прибыль. То есть размер скидки нужно рассчитать так, чтобы выполнить это условие. Следует проанализировать прогнозные данные: насколько возрастет число продаж при разных размерах скидки. При этом не забудьте учесть размер торговой наценки и сумму расходов на рекламную акцию (например, на печать и распространение флаеров, плакатов с информацией о скидках).

Документальное оформление

Каких-либо определенных требований к документальному оформлению рекламных акций НК не предусмотрено. Главное – помнить: документальное оформление должно быть таким, чтобы при проверке у органа ГФС не возникло сомнений в связи рекламной акции по предоставлению скидок покупателям с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

В частности, рекомендуем оформить следующие документы:

1. Приказ руководителя по предприятию.

В приказе вы должны четко указать:

· цель предоставления скидок (например, реализация товара, который пользуется слабым спросом или морально устарел, продвижение товаров торговой марки «А») и т. п. То есть из формулировки должно быть понятно, что с помощью скидок предприятие стремится увеличить объем продаж, а значит, и свой доход;

· суть мероприятия и условия участия в нем (например, скидки предоставляются при покупке двух единиц товара либо при покупке товара на определенную сумму и т. п.);

· перечень товаров, на которые будут предоставляться скидки;

· период проведения акции (конкретно даты);

· список лиц, ответственных за проведение акции.

2. Смета расходов на проведение рекламной акции.

3. Отчет ответственных за проведение акции. В отчете должны быть указаны фактически понесенные расходы (подтвержденные первичными документами).

Бухгалтерский учет

Доход от реализации товаров отражается в размере справедливой стоимости полученных активов (п. 21 П(С)БУ 15). Это значит, что по кредиту субсчета 702 доход от реализации акционных товаров отражается с учетом скидок. А себестоимость реализованных товаров списывается по дебету субсчета 902.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Доход от реализации товаров в бухгалтерском и налоговом учете отражается на дату перехода права собственности на такие товары. Как правило, при розничных продажах товар становится собственностью покупателя при оплате. То есть товар продали и сразу оплату получили – на эту дату отражайте доход – исходя из фактической цены продажи, независимо от размера скидки и категории покупателей и расходы в размере себестоимости реализованных товаров. С 01 января 2015 года в Налоговом кодексе (далее - НК) не предусмотрены корректировки для данного вида операций.

НДС. Налоговые обязательства возникают у продавца по общим правилам, то есть на дату первого события (оплата товара или его отгрузка (п. 187.1 НК). В случае розничных продаж два этих события, как правило, происходят одновременно. С 1 января 2015 года база налогообложения при поставках товаров будет определяться исходя из цены приобретения таких товаров (п. 188.1 НК). При оформлении налоговой накладной размер скидки отдельно не указывается. То есть стоимость товара проставляйте в графе 7 уже с учетом скидки.

Пример

Предприятие розничной торговли предоставляет скидки всем покупателям в период с 15-го по 29 декабря 2014 года на отдельные виды декоративной косметики. Размер скидки составляет 20 % от продажной цены товара. Первоначальная стоимость товара – 66 500 грн., размер торговой наценки – 55 %. За период действия скидки был реализован весь товар.

Бухгалтерский учет операций покажем в таблице.

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

 

Передан товар в розницу

Накладная
типовой формы № М-11*

282

 

281

 

66 500,00

 

2

 

Начислена торговая наценка

Бухгалтерская
справка

282

 

285

 

36 575,00**

 

3

 

Отражен доход от реализации товаров с учетом скидки

Z-отчет РРО

301

 

702

 

103 075,00

 

4

 

Отражены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

17 179,17

5

 

Списана сумма торговой наценки
на реализованные товары

Бухгалтерская справка

285

282

36 575,00***

 

6

Списана себестоимость реализованных товаров

902

282

66 500,00

7

Отражен финансовый результат:

– доход от реализации товаров

 

702

 

791

 

85 895,83

– себестоимость реализованных товаров

 

791

 

902

 

66 500,00

* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193.

** 66 500 грн. х 55 %.

*** В сумме наценки списывается и скидка реализованного товара.

1. Предоставление скидок покупателям следует оформить документально таким образом, чтобы подтвердить рекламный характер такой акции и ее связь с хозяйственной деятельностью предприятия.

2. В налоговом учете доход и обязательства по НДС отражайте исходя из фактической цены продажи акционных товаров (т. е. с учетом скидки).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
01.09.2025
Апгрейд компьютерной программы
В статье рассмотрены нюансы отражения в бухучете и налогообложение апгрейда (обновления) компьютерной программы. Любой пользователь программного обеспечения регулярно сталкивается с его обновлением (антивирусные программы, бухгалтерские учетные программы и т. п.). Ведь меняется законодательство, обн...
25.08.2025
Компьютерная программа как нематериальный актив
В статье рассмотрено, при каких условиях компьютерную программу следует признать нематериальным активом и как вести бухгалтерский и налоговый учет компьютерной программы, являющейся нематериальным активом. Без компьютерных программ трудно представить работу любого предприятия. Антивирусы, бухучетны...
18.08.2025
Что нужно знать бухгалтеру о компьютерной программе
В статье рассмотрено, что такое компьютерная программа и какие могут быть варианты отражения компьютерных программ в бухучете в зависимости от условий их приобретения. Поговорим о компьютерной программе именно под бухучетным углом зрения. Выясним: чем является компьютерная программа с точки зрен...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
15.09.2025
Офис в квартире директора: нужно ли оформлять договор аренды или ссуды?
В статье расскажем, необходимо ли заключать договор аренды или ссуды, если предприятие зарегистрировало свое местонахождение по домашнему адресу одного из учредителей. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Иногда по тем или иным причинам учредители (участники, члены) юридического лица ...
15.09.2025
Как организовать бизнес на дому
Можно ли вести бизнес на дому? В статье разберемся, какие виды деятельности разрешено проводить по месту жительства субъекта хозяйствования. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Сегодня у многих предпринимателей местом проведения деятельности является место их регистрации. Также офис юр...
12.09.2025
Долг умершего физлица: когда можно списать и каковы налоговые последствия
В статье ответим на вопрос, нужно ли списывать долг умершего физлица, начисляется ли НДФЛ и военный сбор в таком случае и какова судебная практика по этому вопросу. Ситуация из практики. Предприятие предоставило возвратную финансовую помощь физлицу. Задолженность по ней – 200 тыс. грн. Однако ...
Лучшие материалы