Из статьи вы узнаете:
Для наличных расчетов в сфере хозяйственной деятельности установлено ограничение по сумме (п. 6 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148, далее – Положение № 148). Так, субъекты хозяйствования (далее – СХ) имеют право осуществлять расчеты наличными на протяжении одного дня с одним покупателем по одному или нескольким платежным документам в размере:
То есть здесь предельная сумма для расчетов наличными с одним контрагентом за день – 10 000 грн и 50 000 грн соответственно.
При этом количество контрагентов (СХ и физлиц), с которыми СХ производит наличные расчеты в течение одного дня, может быть любым, здесь ограничений нет.
Когда предприятие торгует за наличные дорогостоящими товарами, например окнами, то за день можно легко превысить этот предельный размер. Рассмотрим ситуации, когда вам надо быть начеку, чтобы не нарушить требование п. 6 Положения № 148.
Ситуация 1
Один покупатель приобретает у вас несколько товаров на общую сумму свыше 50 000 грн. Если принять от него всю сумму наличными, это будет прямым нарушением нормы об ограничении суммы наличных расчетов. Чтобы этого не случилось, предложите покупателю оплатить часть товара платежной карточкой.
На заметку! Когда покупателя нельзя идентифицировать, вы можете разбить сумму покупки на несколько чеков. Если сумма в каждом чеке не превысит «лимит», нарушения не будет, и так вы не создадите неудобства для покупателя. |
Ситуация 2
Покупатель (физлицо) приобрел товар на сумму 30 000 грн, но товар ему не подошел, и он его возвращает в тот же день. В момент продажи товара нарушения не было. Но если покупатель вернет товар в этот же день, то сумма наличных расчетов с ним составит уже 60 000 грн (30 000 грн + 30 000 грн)! Чтобы не нарушить требование Положения № 148, предложите покупателю оформить возврат на следующий день.
На заметку! Продавец должен вернуть деньги покупателю в день возврата товара. Но если такой возможности нет, деньги должны быть возвращены в течение 7 дней с момента возврата товара (ч. 7 ст. 8, ч. 3 ст. 9 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей». |
За превышение предельной суммы наличных расчетов предусмотрен административный штраф, применяемый на основании ст. 16315 КУоАП в размере:
Административный штраф налагается на должностных лиц предприятия, которые ответственны за порядок ведения наличных расчетов на данном предприятии (чаще всего это директор и главный бухгалтер), а также на предпринимателя, если он допустил нарушение.
Применять штраф уполномочены органы ГНС на основании ст. 2342 КУоАП. Правила применения административной ответственности органами ГНС установлены Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 02.07.16 г. № 566 (далее – Инструкция № 566). Сначала составляется протокол об административном нарушении, а затем на основании этого протокола орган ГНС выносит постановление о привлечении к административной ответственности (разделы ІІ и ІІІ Инструкции № 566).
От имени органа ГНС рассматривать дела об админправонарушениях и выносить постановления о применении админответственности уполномочены руководитель (или его заместитель) (п. 1 разд. ІІІ Инструкции № 566).
Да, сроки давности для применения админштрафа есть, и предусмотрены они ст. 38 КУоАП. Так, штраф может быть наложен не позднее чем спустя 2 месяца со дня совершения правонарушения (а при длящихся правонарушениях – с момента обнаружения правонарушения).
Как видите, важно определить, является ли нарушение длящимся: от этого зависит, с какой даты следует отсчитывать 2-месячный срок давности для применения штрафа. Но в законодательстве, в частности в КУоАП, этот момент не прописан, поэтому на практике зачастую вызывает споры. Определяя, к какой категории относится правонарушение – длящемуся или разовому, приходится руководствоваться различными разъяснениями, например:
Минюст в письме от 01.12.03 г. № 22-34-1465 поясняет, что длящиеся правонарушения характеризуются тем, что такие действия или бездействие лица продолжаются непрерывно. В результате закон непрерывно нарушается в течение какого-то времени. И все это время виновный в нарушении не исполняет возложенные на него обязанности;
ГНС разъясняет (ОИР, категория 132.03), что длящиеся правонарушения можно выявить только в ходе проверки (например, отсутствие бухгалтерского учета объектов налогообложения, ведение бухучета с нарушением требований НП(С)БУ, отсутствие учета доходов и расходов у предпринимателя, обязанного согласно законодательству вести такой учет). А вот к разовым правонарушениям ГНС относит, например, несвоевременную подачу декларации или другой обязательной отчетности, несвоевременную уплату налогов. Также ГНС указывает, что необходимо учитывать суть правонарушения.
К сожалению, в своем разъяснении ГНС не упоминает о нарушении, которое мы рассматриваем (превышение предельной суммы наличных расчетов) ни в категории длящихся, ни в категории разовых. Однако на практике налоговые органы зачастую считают такое нарушение длящимся. Соответственно, могут применить штраф на основании ст. 16315 КУоАП в течение двух месяцев с момента обнаружения этого нарушения (обычно это момент составления акта проверки, в котором зафиксирован факт нарушения). Поэтому применение таких штрафов становится предметом судебных споров.
А судебная практика по данному вопросу чаще всего подтверждает, что подобные нарушения являются разовыми. То есть 2-месячный срок следует исчислять с даты совершения правонарушения – см., например:
Суды отмечают, что подобные нарушения не имеют длящегося характера и завершаются в момент осуществления расчетов.
На заметку! Сейчас суды, вынося решения по подобным делам, опираются на позицию Верховного Суда по данному вопросу (см. постановление Верховного Суда от 24.01.19 г., ЕГРСР, рег. № 79410333). |
Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что превышение предельной суммы наличных расчетов является разовым правонарушением. А значит, оштрафовать нарушителя налоговые органы вправе только в течение 2 месяцев с момента его совершения (т. е. с даты осуществления расчетов).
В нашей ситуации срок для привлечения к административной ответственности на основании ст. 16315 КУоАП давно прошел. Если же предприятие все-таки оштрафовали за такое нарушение без соблюдения срока давности, установленного ст. 38 КУоАП, рекомендуем обжаловать такое решение органа ГНС в суде, используя аргументы и позицию Верховного Суда.
У предприятия есть два варианта обжалования (ст. 288 КУоАП, п. 1 разд. IV Инструкции № 566):
Срок для обжалования – 10 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа (ст. 289 КУоАП).
Важный нюанс! Жалобу или административный иск подает должностное лицо, на которое наложен админштраф (директор, главный бухгалтер), а не предприятие, на котором совершено правонарушение. |
Более подробно об обжаловании постановлений о применении админштрафов читайте в «Как обжаловать админштраф, примененный по результатам проверки».
Штраф в данном случае должен быть один. Здесь необходимо ориентироваться на правила, приведенные в ст. 36 КУоАП, а именно:
Аналогичные правила закреплены и в Инструкции № 566 (п. 2 разд. ІІ). Исходя из этих правил на все три правонарушения должен быт составлен один протокол и применен один штраф. Ведь эти три нарушения за один месяц выявлены в ходе одной проверки одним органом ГНС.
Что касается повышенного размера штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 16315 КУоАП за повторное нарушения, то такой штраф может применяться только в том случае, если в течение года данное лицо уже привлекалось к ответственности за такое же правонарушение. Если же все три нарушения обнаружены в ходе одной проверки, то и штраф должен применяться на основании ч. 1 ст. 16315 КУоАП (т. е. в размере от 100 до 200 НДМГ).
Отметим, что вероятнее всего в рассмотренном случае будет применен штраф в максимальном размере, допускаемом данной нормой (т. е. 200 НМДГ), так как правонарушений несколько.
Соавтор
Елена Кантерман