Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Новые требования к ТТН: что изменилось

28.10.2021 2082 0 3

Первичные документы: составление, риски, образцы для работы

Первичные документы: требования, составление, хранение

Новые требования к ТТН и повышение ответственности за нарушения

ТТН – новые требования с 01.10.2021: как не заработать повышенный штраф


Законом от 03.06.2021 № 1534-IX внесены изменения в Закон от 05.04.2001 № 2344-ІІІ (далее - Закон № 2344), которые касаются порядка применения ТТН и правил ее оформления. Они вступили в силу с 01.10.2021. Поэтому с этой даты ТТН должна соответствовать новым требованиям. Проанализируем, как эти изменения воплотить на практике.


Составление ТТН – обязанность грузоотправителя

Еще до рассматриваемых нами изменений согласно п. 11.3 Правил, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363 (далее - Правила № 363), ТТН на перевозку грузов автотранспортом должен был выписывать заказчик (грузоотправитель). В настоящий момент эта обязанность закреплена за грузоотправителем на уровне закона.

А именно: ст. 1 Закона № 2344 дополнена термином, который определяет такую обязанность: грузоотправитель – физлицо, физлицо-предприниматель или юрлицо, которое предоставляет перевозчику груз для перевозки и вносит соответствующие сведения в ТТН или другой определенный законодательством документ на груз.

Поэтому предприниматель, юрлицо или физлицо в случае передачи перевозчику груза должны составить ТТН.

ТТН на перевозку груза для собственных потребностей

Порядок составления ТТН во внутренних перевозках регулируется Законом № 2344, Правилами № 363 и Перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 25.02.2009 № 207 (далее – Перечень № 207).

До изменений (до 1 октября этого года) из норм Перечня № 207 следовал вывод, что для перевозки груза для собственных потребностей ТТН не нужна. Он базировался на том, что ТТН не указана среди документов, которые понадобятся водителю юрлица или физлица-предпринимателя, которые осуществляют грузовые перевозки для собственных потребностей (п. 2 Перечня № 207, письмо Мининфраструктуры от 03.09.2013 № 10092/25/10-13).

Что же изменилось?

В Закон № 2344 внесено определение ТТН (ранее оно было только в Правилах № 363).

ТТН – единый для всех участников транспортного процесса (кроме физлиц, которые перевозят груз за собственные средства и для собственных потребностей) документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, составляется в бумажной и/или электронной форме и содержит обязательные реквизиты, предусмотренные данным Зако-ном и Правилами № 363 (ст. 1 Закона № 2344).

Кстати, определение ТТН практически в такой же редакции с 2019 года содержится в Правилах № 363. Для сравнения: ТТН – единый для всех участников транспортного процесса документ, который предназначен для учета ТМЦ на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные данными Правилами.

Впрочем, в Законе № 2344 речь идет о ТТН как едином для всех участников транспортного процесса на пути перемещения груза, за исключением физлиц, которые осуществляют перевозку груза за собственные средства и для собственных потребностей, то есть обычных физлиц.

Поэтому из определения ТТН вытекает, что накладную обязательно применяют физлица-предприниматели и юрлица, даже когда автотранспортом перевозится груз для их собственных потребностей! Это на сегодня уже не согласуется с п. 2 Перечня № 207, который не предусматривает наличие ТТН при перевозке грузов физлицом-предпринимателем и юрлицом для собственных потребностей. Но, ввиду того что закон имеет более высокую юридическую силу, субъекты хозяйствования вынуждены ориентироваться именно на требования обновленного Закона № 2344.

Обратите внимание! Не применять ТТН при перевозке грузов могут только обычные физлица, которые осуществляют перевозку за собственные средства и для собственных потребностей.

ТТН как первичный документ бухучета

В ст. 1 Закона № 2344 в первый раз на уровне закона определено, что ТТН может использоваться в бухгалтерском учете как первичный документ для списания и оприходования ТМЦ. Правда, и раньше об этом шла речь, однако лишь на уровне приказа Минтранса (Правила № 363). Но Минтранс не устанавливает правила бухучета.

Кроме того, согласно п. 3.6 Методрекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2, ТТН как была, так и является основой для оприходования ТМЦ.

Однако налоговики предупреждали быть осторожными в оптимизации количества первичных документов. Так, в свое время в ИНК ГНС от 25.06.2021 № 2533/ІПК/99-00-21-02-02-06 на вопрос: «Достаточно ли ООО как покупателю для оприходования товаров, приобретенных у контрагентов-поставщиков, оформления и подписания только ТТН, то есть без отдельного составления расходных накладных и им подобных?» они отвечали следующим образом: в зависимости от направления получения или выдачи ТМЦ, материальных активов юрлицо должно оформлять первичные учетные документы (ТТН, накладные на отпуск ТМЦ, акты приемки материалов и т. п.). При этом одни первичные документы не могут заменять другие, которые отличаются по сути и форме, если это не предусмотрено Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 № 88. Для окончательного решения вопроса оптимизации первички налоговики рекомендовали обращаться в Минфин.

Поэтому на сегодня однозначно можно сделать вывод: если предприятие признало ТТН первичным документом для оформления операции по реализации/приобретению ТМЦ, расходные накладные уже можно не составлять.

Важная деталь: из определения, приведенного в ст. 1 Закона № 2344, следует, что ТТН может использоваться для целей бухучета, если содержит все реквизиты, предусмотренные данным Законом. Хотя обязательные реквизиты первичных документов устанавливает ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (далее - Закон № 996), но их перечень однозначно меньше, чем тот, который устанавливает Закон № 2344 для ТТН.

Если какого-то из реквизитов не будет или будут несущественные ошибки, которые не препятствуют идентифицировать операцию, дату составления и стороны, осуществившие операцию, документ для учетных целей считается действующим.

Обратимся к ч. 2 ст. 9 Закона № 996: «Несущественные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.».

То есть если в ТТН не будет указано удостоверение водителя, для целей бухучета ТТН не будет считаться дефектной, ведь этот недостаток не мешает отразить операцию в учете.

Другой извечный вопрос: если ТТН нет?

Можно ли на основании акта предоставленных услуг по перевозке и расходной накладной показать расходы и оприходовать товары, если ТТН отсутствует?

В этом плане ничего не изменилось. В бухучете отразить услуги по перевозке можно на основании акта предоставленных услуг. Главное, чтобы сами услуги фактически были предоставлены. Расходная накладная или другой документ подойдет для оприходования товаров.

Обратите внимание! В случаях, если наличие ТТН является обязательным, контролеры настаивают на бестоварности операции, выстраивая цепочку «нет ТТН – не было перевозки – услуги по перевозке не предоставлялись – товар не покупался». Поэтому под риск попадают расходы на перевозку (ведь выходит, что без ТТН ее не было) и расходы по приобретенным товарам (если не доставлялись, то и не покупались).

По убеждению налоговиков, именно ТТН подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров и является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров (Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 17.04.2019 № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

В суде удается отстоять реальность операции, если на основании других документов (инвентаризационные документы, документы на отпуск этих товаров в производство или их продажу с надлежащим оформлением первичных документов) продемонстрировать их дальнейшую жизнь. Например:

  • «Товарно-транспортная накладная не является документом, подтверждающим факт приобретения или продажи товарно-материальных ценностей, наличие или отсутствие товарно-транспортных накладных и недостатки в их оформлении не являются основанием для выводов о бестоварности хозяйственной операции, если из других данных усматривается фактическое движение активов или изменения в обязательствах налогоплательщика» (постановления Верховного Суда от 11.12.2018 по делу № 807/143/16, от 11.09.2018 по делу № 804/4787/16);
  • «Доводы налогового органа относительно недостатков товарно-транспортных накладных как обстоятельства, которое свидетельствует о нереальности хозяйственных операций, являются безосновательными, поскольку товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом, то есть товарно-транспортная накладная является доказательством, которое подтверждает факт предоставления/получения транспортных услуг, а не реальность хозяйственной операции в целом» (постановление Верховного Суда от 13.11.2018 по делу № 822/6312/15);
  • «Товарно-транспортные накладные или путевые листы не являются исключительными первичными бухгалтерскими документами, которые подтверждают факт реальности осуществления хозяйственной операции по договору и при отсутствии которых плательщик лишается права на формирование налогового кредита, а также отнесение к составу доходов и расходов сумм по договорам в случае наличия других первичных бухгалтерских документов, оформленных в соответствии с положениями действующего законодательства, а именно: договоров, расходных накладных, налоговых накладных, регистров бухгалтерских документов, платежных поручений, сведений о движении активов, товара и других документов» (постановление Кассационного административного суда Верховного Суда от 30.08.2019 по делу № 804/17176/14 (№ К/9901/7254/18).

Поэтому после внесения изменений роль ТТН для целей бухучета фактически не изменилась. Однако, вероятнее всего, налоговики еще более придирчиво будут изучать реквизиты ТТН и ее наличие. Не исключаем, что без какого-то реквизита (например, того же удостоверения водителя или габарита транспортного средства) ТТН не будут признавать, а следовательно, и будут ставить под сомнение реальность операции.

Поэтому в статье «Реквизиты ТТН: как выполнить новые требования закона?» рассмотрим, какие именно реквизиты должна содержать ТТН, потому что в них также произошли изменения.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы