Корректируем нормы списания ГСМ в холодное время года
20.11.2015 40824 0 4
Из этой статьи вы узнаете: какие корректирующие коэффициенты можно применить для расчета нормативного расхода ГСМ в холодное время года.
Что можно сделать на практике:
- назначить ответственного, который будет вести наблюдение за фактическими климатическими условиями во время работы автотранспорта (с помощью измерений, проведенных работниками предприятия, и/или на основании метеосводок) и фиксировать их в специальной документации;
- разработать формы такой документации;
- установить корректирующие коэффициенты для работы в холодное время года и порядок их применения.
Общие положения
Если предприятие использует автомобильный транспорт, то для планирования потребностей в горюче-смазочных материалах (далее – ГСМ), а также для контроля за расходом таких материалов следует применять нормы, предусмотренные действующим законодательством. То есть расход ГСМ следует нормировать.
Под нормированием понимается установление допустимой меры потребления топлива в определенных условиях эксплуатации автомобиля.
Базовые линейные нормы и нормативы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (модификации) автомобиля утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Приказ № 43, Нормы № 43) и в приложениях к Нормам № 43.
Такие нормы и нормативы применяются для работы автомобиля в условиях, которые являются стандартными для его использования. Если же климатические, дорожные и прочие условия эксплуатации автомобиля отличаются от стандартных, тогда для расчета нормативного расхода ГСМ дополнительно применяются корректирующие коэффициенты, которые повышают либо понижают базовые значения норм расхода топлива.
Например, для легковых автомобилей и автобусов, согласно п. 4.1 Норм № 43, нормативный расход топлива рассчитывается по формуле
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K∑),
где Qн – нормативный расход топлива, л (м3);
Hs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);
S – пробег автомобиля, км;
K∑ – суммарный корректирующий коэффициент, %.
Понятно, что без применения корректирующих коэффициентов не обойтись при расчете нормативного расхода топлива в холодное время года, в сложных погодных условиях. Ведь такие условия эксплуатации автомобиля отличаются от стандартных в худшую сторону, что приводит к большему расходу топлива.
Рассмотрим, какие именно повышающие корректирующие коэффициенты можно применять в холодное время года. Они приведены в разд. 3 Норм № 43. Отметим, что применение таких «зимних» коэффициентов позволяет увеличить расчетный нормативный расход топлива.
Коэффициент работы в холодное время года (пп. 3.1.1 Норм № 43)
Коэффициент «на холод» применяется в зависимости от фактической температуры окружающей среды и составляет:
- от 0 °C до –5 °C включительно – до 2 %;
- ниже –5 °C и до –10 °C включительно – до 4 %;
- ниже –10 °C и до –15 °C включительно – до 6 %;
- ниже –15 °C и до –20 °C включительно – до 8 %;
- ниже –20 °C и до –25 °C включительно – до 10 %;
- ниже –25 °C – до 12 %.
Кроме того, в таких же размерах и в диапазоне таких же температурных условий дополнительно применяется повышающий коэффициент на разогрев двигателя (пп. 3.1.1.2). Он устанавливается на пробег первых 2 км (или на пробег длиной менее 2 км) при условии, что перед началом такого пробега двигатель автомобиля был отключен не менее одного часа.
Конкретный порядок учета климатических условий для расчета нормативных расходов топлива устанавливается приказом руководителя предприятия.
Температура воздуха, которая учитывается для целей применения коэффициента, определяется как среднее значение температуры окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации. В свою очередь, отчетный период устанавливается согласно приказу руководителя – либо для всего автотранспортного парка предприятия, либо индивидуально для каждого транспортного средства. Могут также выделяться отдельные периоды (время) эксплуатации и пробег, который им соответствует. В таком случае на такие периоды (часть маршрута) может быть установлен индивидуальный повышающий коэффициент. Например, на пробег в ночное время в холодное время года, когда температура значительно ниже среднесуточной.
Значение температуры может определяться по данным:
- Украинского гидрометеорологического центра Госметеослужбы;
- других достоверных официальных источников;
- документально оформленных собственных измерений. В таком случае руководитель предприятия назначает ответственного, который ведет специальный журнал учета температурного режима в произвольной форме. Примерную форму такого журнала см. на с. 40 этого номера. Температура окружающей среды измеряется термометром, который установлен на автомобиле либо находится у водителя.
Для применения коэффициента может приниматься значение среднесуточной температуры или средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер) либо комбинация таких значений, которая приходится на время эксплуатации техники. Например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. д. Среднее значение может быть также установлено на основании температурных значений на начало и конец движения автотранспорта согласно записям в путевых листах или документах, их заменяющих, либо в других отчетных документах.
При нестабильных погодных условиях со значительными колебаниями температуры Госадминистрация автотранспорта рекомендует ежедневно устанавливать корректирующий коэффициент в зависимости от фактической температуры воздуха (письмо от 10.03.09 г. № 1022-09/07/19-09).
Не хотите регулярно определять коэффициент в зависимости от изменений температуры? Тогда есть альтернативный вариант – установить фиксированное значение коэффициента на какой-либо период для отдельных автомобилей или для всего автопарка предприятия. Это можно сделать при условии, что разница между температурой окружающей среды во время эксплуатации техники в таком периоде и минимальной температурой, которая соответствует началу применения фиксированного значения коэффициента (см. температурную шкалу, приведенную выше) не превышает 5 °C.
Обратите внимание: величину коэффициента работы в холодное время года рекомендуется устанавливать в зависимости от количества поездок на короткие расстояния (меньше 5 км) в общем пробеге автомобиля. Чем больше количество таких поездок – тем выше значение коэффициента (в пределах установленного регламента). Если же средняя длительность одной поездки в общем пробеге автомобиля превышает 10 км, тогда рекомендуется применять минимально возможное значение коэффициента (пп. 3.1.1.1 Норм № 43).
Коэффициент работы в сложных дорожных условиях (пп. 3.1.8 Норм № 43)
Величина коэффициента «на сложность» может составлять до 35 %.
В холодное время года этот коэффициент применяется не более 30 дней в году (суммарно) при эксплуатации автомобиля в сверхтяжелых дорожных условиях на дорогах общего пользования в период сезонного бездорожья, снежных заносов, сильного снегопада и гололеда и других стихийных бедствий.
Причем коэффициент применяется отдельно для конкретной части маршрута с соответствующими условиями движения. При этом наличие сверхсложных дорожных условий должно быть обязательно задокументировано ответственными лицами в путевых листах либо в других отчетных документах.
Обратите внимание: этот коэффициент не может применяться одновременно с коэффициентами, которые применяются при работе автомобиля:
- в карьерах, на пересеченной местности в сложных и сверхсложных дорожных условиях (пп. 3.1.7);
- во время работ, которые требуют пониженных скоростей, в том числе в случае временного осложнения движения, вызванного проведением дорожных ремонтных работ (пп. 3.1.6).
Коэффициент «комфорта» (пп. 3.1.13 Норм № 43)
В холодное время года для поддержания приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечения надлежащей обзорности используют автомобильный кондиционер либо установку «климат-контроль». Поэтому в случае обогрева салона, в том числе стекла автомобиля, при расчете нормативного расхода топлива применяют повышающий коэффициент в зависимости от фактической температуры воздуха:
- ниже + 5 °C и до –5 °C включительно – до 0,5 %;
- ниже –5 °C и до –15 °C включительно – до 1 %;
- ниже –15 °C и до –25 °C включительно – до 1,5 %;
- ниже –25 °C – до 2 %.
Заметим, что некоторые автомобили могут быть оборудованы автономными (независимыми) обогревателями. Для таких обогревателей нормативный расход топлива рассчитывается отдельно в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (при его нормальной мощности) в зависимости от фактической температуры окружающей среды в холодное время года (п. 1.8 Норм № 43). Базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями приведены в приложении Г к Нормам № 43.
Допустим, автономный обогреватель используется обоснованно, но для него базовые нормы расхода топлива в приложении Г не установлены. В таком случае пользуются временной нормой, установленной ГосавтотрансНИИпроектом, либо применяется коэффициент «комфорта» в зависимости от фактической температуры воздуха:
- ниже +15 °C и до +5 °C включительно – до 2 %;
- ниже + 5 °C и до –5 °C включительно – до 4 %;
- ниже –5 °C и до –15 °C включительно – до 6 %;
- ниже –15 °C и до –25 °C включительно – до 8 %;
- ниже –25 °C – до 10 %.
Обратите внимание! Для всех автомобилей, кроме автобусов, значение коэффициента «комфорта» корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения его базового значения на условный коэффициент использования мощности двигателя Ким.
Ким = 2 000 : Vр,
где Vр – рабочий объем двигателя, см3.
Коэффициент «простоя» в холодное время года (пп. 3.4.3, 3.4.4 Норм № 43)
В холодное время года допускается применение дополнительной 5%-ной надбавки от базовой линейной нормы на один час простоя автомобиля. При этом такая надбавка может быть откорректирована дополнительно путем добавления коэффициента «комфорта» в зависимости от фактической температуры воздуха (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя).
Применяется коэффициент «простоя» в случае:
- обоснованных вынужденных простоев автомобиля с включенным двигателем в холодное время года для обогрева салона с помощью кондиционера либо установки «климат-контроль» (пп. 3.4.3);
- вынужденных длительных простоев автомобиля в транспортных заторах с включенным двигателем (пп. 3.4.4).
Общие правила применения корректирующих коэффициентов
1. Корректирующие коэффициенты применяются только к базовому значению норм расхода топлива, установленных Приказом № 43, либо к временным значениям таких норм, определенным ГосавтотрансНИИпроектом. Если же предприятие до получения временных норм определяет расход топлива на основании самостоятельно установленных норм, то в этом случае повышающие коэффициенты применять нельзя. Это не предусмотрено Приказом № 43.
2. Предприятиям разрешено самостоятельно устанавливать конкретные величины коэффициентов в заданных пределах и срок их действия (пп. 3.5.8 Норм № 43). Применять нормы дополнительного потребления топлива наряду с его нормативными расходами разрешается при условии, что такое применение будет надлежащим образом обосновано и задокументировано записями ответственных лиц в отчетных документах – в порядке, который утвержден приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
3. Максимальные значения повышающих корректирующих коэффициентов отвечают предельно допустимым нормам расхода топлива для сверхсложных условий эксплуатации транспортных средств и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их эксплуатации (пп. 3.5.2 Норм № 43).
4. Рекомендуется по возможности устанавливать индивидуальные значения корректирующих коэффициентов (в пределах регламента) для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния, условий эксплуатации и т. п. в соответствии с фактическими потребностями (пп. 3.5.3 Норм № 43). При этом следует помнить, что превышение водителями установленных скоростных ограничений приводит к значительному повышению потребления топлива.
5. В целях экономного использования ГСМ, уменьшения техногенного воздействия транспортных средств на окружающую среду и человека, повышения безопасности при перевозках рекомендуется обоснованно применять минимально возможные значения повышающих корректирующих коэффициентов (пп. 3.5.3 Норм № 43).
6. Все значения корректирующих коэффициентов, приведенные в Приказе № 43 с предлогом «до», следует понимать как «включительно» (пп. 3.5.1 Норм № 43).
7. При расчете корректирующего коэффициента его значение округляется до трех значимых цифр после запятой (пп. 3.5.1 Норм № 43).
8. Предприятие может применить одновременно сразу несколько корректирующих коэффициентов с учетом положений Приказа № 43. В этом случае рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, который равен сумме корректирующих коэффициентов:
K∑ = K1 + K2 + ... + Кn.
Пример
Предприятие, которое находится в г. Киеве, занимается продажей и доставкой питьевой воды населению и организациям города. Доставка воды осуществляется грузопассажирским автомобилем Renault Kangoo. В ноябре пробег автомобиля составил 2 300 км, фактический расход дизтоплива (по чекам) – 160 л. Остаток топлива в баке автомобиля на момент расчета расхода топлива – 1 л (определено путем слива бензина в измерительную емкость), то есть бак практически пустой.
В период с 27 по 28 ноября на всех городских дорогах была сильная гололедица, а значение среднедневной температуры составило –5 °C. Пробег автомобиля за эти два дня (согласно путевым листам) составил 180 км.
Приказом по предприятию для расчета нормативного расхода топлива установлены повышающие коэффициенты: 15 % – для работы в городских условиях (пп. 3.1.4 Норм № 43) и 1,8 % – для работы при температурном режиме от 0 °C до –5 °C включительно (пп. 3.1.1.1 Норм № 43). Отдельным приказом на 27–28 ноября был установлен корректирующий коэффициент работы в сложных дорожных условиях в размере 30 % (пп. 3.1.8 Норм № 43).
Рассчитаем в таблице нормативный расход дизельного топлива для нашего автомобиля за ноябрь с учетом корректировок на зимнее время. Поскольку два дня в ноябре автомобиль работал в особых погодных условиях, то за эти дни сделаем отдельный расчет.
Расчет нормативного расхода топлива за ноябрь
№ |
Показатель |
Период |
||
01.11.15 г. – 26.11.15 г., |
27.11.15 г. |
01.11.15 г. – |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Пробег автомобиля (S, км) |
2 120 |
180 |
2 200 |
2 |
Базовая линейная норма (Hs, л/100 км) (таблица А.10.1 Норм № 43) |
6,0 |
||
3 |
Повышающие коэффициенты: – работа в городских условиях (г. Киев) (К1) |
|
||
– работа в холодное время года (К2) |
– |
1,8 % |
– |
|
– работа в сложных дорожных условиях (К3) |
– |
30 % |
– |
|
– суммарный повышающий коэффициент (Kå = K1 + K2 + К3) |
15% |
46,8 % |
– |
|
4 |
Нормативный расход топлива (Qн, л): Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х Kå) |
146,28 |
15,85 |
162,13 |
* Применение этого корректирующего коэффициента не зависит от времени года. |
Отметим, что если бы предприятие не применило «зимние» корректирующие коэффициенты, то нормативный расход топлива составил бы 151,8 л [0,01 х 6,0 х 2 200 х (1 + 0,01 х 15)], то есть был бы меньше фактического.
В данном случае, как видно из таблицы-расчета, в ноябре нормативный расход топлива (162,13 л) оказался больше фактического (160 л). То есть предприятие благополучно «вписалось» в норму.
А что делать, если бы не вписалось? Тогда, для того чтобы не фиксировать перерасход топлива, можно было бы для расчета нормативного расхода топлива попробовать применить еще коэффициент на разогрев двигателя, коэффициенты «комфорта» и «простоя» (на основании отдельных приказов руководителя).
ВЫВОДЫ
В холодное время года фактический расход топлива повышается. Поэтому для расчета нормативного расхода топлива в этом периоде могут применяться корректирующие коэффициенты, а именно:
- коэффициент работы в холодное время года;
- коэффициент работы в сложных дорожных условиях;
- коэффициент «комфорта»;
- коэффициент «простоя».
Применение таких «зимних» коэффициентов позволяет повысить величину нормативного расхода топлива. В то же время если на автомобиль не установлены базовые линейные либо временные нормы расхода топлива, то применять корректирующие коэффициенты нельзя.
Комментарии к материалу