Контроль за оборотом горючего при помощи счетчиков: как это должно работать?
В чем суть изменений: с 1 июля 2019 поэтапно запускается новая система контроля за фактическим оборотом и остатками горючего на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров.
Ответы на вопросы
Для чего нужен количественный контроль?
В новой СЭАРГ и СЭ теперь учитывается горючее не только на этапах его отгрузки с переходом права собственности или распоряжения, но и на других этапах его фактического движения. Поэтому новыми участниками системы стали, в частности, крупные промышленные потребители, которые хранят горючее для собственных нужд в значительных объемах.
Кроме того, вводится количественный контроль этих операций при помощи средств измерения, данные с которых должны передаваться в систему. Тогда система будет сверять отпуск и остатки и выявлять неучтенные объемы. Для этого в резервуарах устанавливаются уровнемеры и расходомеры-счетчики в местах отпуска горючего наливом. А ГФС создает и ведет соответствующий реестр.
Какая информация содержится в реестре, кто и в каком порядке его наполняет?
Порядок ведения Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров – счетчиков уровня топлива в резервуаре, передачи учетных данных с них электронными средствами связи в контролирующий орган утвержден постановлением КМУ от 22.11.17 г. № 891, с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 19.06.19 г. № 545, действует с 01.07.19 г. (далее – Реестр, Порядок № 891).
Реестр – это электронная база данных, которая содержит налоговую информацию о распорядителях акцизных складов, об имеющихся у них акцизных складах, об установленных на акцизных складах резервуарах, расходомерах и уровнемерах, об их серийных (идентификационных) номерах, а также информацию о фактических остатках горючего на начало и конец отчетных суток и о фактическом объеме оборота горючего в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТВЭД, акцизных складов и распорядителей акцизных складов.
Наполняют Реестр информацией распорядители акцизных складов. Они подают средствами электронной связи две формы:
- справку о распорядителе акцизного склада горючего, акцизных складах горючего, расположенных на них резервуарах горючего, расходомерах и уровнемерах (далее – Справка 1);
- справку о сведенных за сутки итоговых учетных данных по объемам оборота (получение/отпуск) и об остатках горючего на акцизном складе (далее – Справка 2).
Формы справок утверждены приказом Минфина от 27.11.18 г. № 944, с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 18.06.19 г. № 248, действует с 02.07.19 г.
Справка 1 направляется отдельно по каждому акцизному складу горючего разово – до начала введения в действие Реестра и потом в случае изменения указанной в ней информации. При этом информация об уровнемерах и расходомерах вносится в Реестр после наступления сроков их установления (п. 6 Порядка № 891).
Справка 2 формируется после проведения последней операции по обороту горючего в отчетные сутки, но не позднее 23.59 этих суток и до начала осуществления операций в следующие сутки, и направляется в контролирующий орган не позднее 23.59 дня, следующего за отчетными сутками. Она формируется и направляется в контролирующий орган ежедневно, кроме дней, в которые акцизный склад не работает.
На каждом акцизном складе по каждому коду товарной подкатегории согласно УКТВЭД формируются такие показатели (п. 6 Порядка № 891):
- остатки горючего на начало и конец отчетных суток – на основании показаний уровнемеров, установленных на резервуарах;
- суточный объем реализованного горючего – на основании показаний расходомеров, установленных в каждом месте отпуска горючего путем налива;
- суточный объем полученного горючего (определяется так: объем остатков горючего на конец отчетных суток минус объем остатков горючего на начало отчетных суток плюс суточный объем реализованного горючего с добавлением объема потерь горючего, указанного в зарегистрированных акцизных накладных, и за вычетом дополнительного объема горючего, указанного в заявках на пополнение объема остатка горючего, зарегистрированных в СЭАРГ и СЭ).
При этом фактические показания расходомеров и уровнемеров по объемам остатков горючего и суточного объема реализованного топлива пересчитываются в литры, приведенные к температуре 15 °C (кроме показаний топливораздаточных и/или маслораздаточные колонок, которые выполняют функции расходомеров).
Исключение! Распорядители акцизных складов, на которых осуществляется переработка нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью извлечения целевых компонентов (сырья), что предусматривает полный технологический цикл их переработки в готовую подакцизную продукцию (горючее), не подают сведения об уровнемерах, остатках горючего и объеме полученного горючего. Они подают только данные о суточном фактическом объеме реализованного топлива в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТВЭД в литрах, приведенных к температуре 15° C (пп. 5 п. 5, абзац 10 п. 6 Порядка № 891). |
Допустим, горючее реализуется конечному потребителю за наличные и расчеты проводятся через РРО либо через банковское учреждение или платежное устройство (деньги поступают непосредственно на текущий счет распорядителя акцизного склада), по талонам или ведомостям. Тогда сводные учетные данные для формирования Справки 2 в части объема отпуска (отгрузки) горючего за сутки могут составляться на основании показателей фискальных отчетов, формируемых РРО и передаваемых в контролирующий орган по проводным или беспроводным каналам связи (в случае, когда в таких фискальных отчетах содержится информация об отпуске топлива по каждому коду товарной подкатегории согласно УКТВЭД).
Все ли данные справок заполняются вручную?
Нет, не все. Путем ручного ввода заполняются все данные, кроме данных об остатках горючего и объемах его реализации, которые вносятся в электронные документы автоматически – путем передачи показаний расходомеров и уровнемеров, указанных в п. 12, 27 подразд. 5 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК) для обязательного оборудования ими акцизных складов (п. 7 Порядка № 891). Данные об остатках и объемах реализации вносятся ответственным лицом распорядителя акцизного склада только во время выхода счетчиков из строя, проведения их поверки или калибровки, а также с 1 июня 2019 года – до предельных сроков, предусмотренных НК для оборудования акцизных складов расходомерами и уровнемерами.
С ситуацией, когда счетчики временно отсутствуют, все понятно. Ведь во время выхода счетчиков из строя, их поверки или калибровки определение остатков горючего и объемов оборота горючего осуществляется в мерах полной вместимости, имеющих положительный результат поверки, проведенной в соответствии с законодательством, и/или с помощью рулетки и метроштока или переносного (портативного) уровнемера-анализатора, которые имеют положительный результат поверки, проведенной в соответствии с законодательством. Применять такой способ измерения можно не более 20 календарных дней подряд (а для акцизных складов, которые являются местами розничной торговли горючим, на которые получены лицензии – не более 15 календарных дней подряд) и не более четырех раз в течение календарного года (абзац девятый п. 6 Порядка № 891).
А вот по поводу периода с 1 июня и до предельных сроков установки счетчиков – возникает вопрос, неужели данные нужно заполнять и до того, как возникнет обязанность по установке счетчиков?
Получается, что так. Об этом говорит п. 21 подразд. 5 разд. ХХ НК, для которого нормой разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона от 23.11.18 г. № 2628-VIII предусмотрена особая дата вступления в силу – 1 июня 2019 года.
Когда нужно оборудовать счетчиками акцизные склады?
Обязанность по установлению счетчиков и их регистрации в Реестре возникает (п. 12, 27 подразд. 5 разд. ХХ НК):
- для акцизного склада, где расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20 000 м3 – с 1 июля 2019 года;
- для акцизного склада, где расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1 000 м3, но не превышает 20 000 м3 – с 1 октября 2019 года;
- для акцизного склада, где находятся резервуары, общая вместимость которых не превышает 1 000 м3 – с 1 января 2020 года.
- для предприятий, на которых осуществляется переработка нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью извлечения целевых компонентов (сырья), что предусматривает полный технологический цикл их переработки в готовую подакцизную продукцию (горючее) – с 1 января 2020 года.
Не делайте лишнего! Не предусмотрено оборудовать счетчиками передвижные акцизные склады (п. 230.1.5 НК). |
Чем рискуют плательщики, которые не смогут выполнить все вышеуказанные требования?
За необорудование расходомерами и уровнемерами акцизных складов и отсутствие регистрации в Реестре установлены штрафы в размере:
- 20 тыс. грн – за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с акцизного склада;
- 50 тыс. грн – за каждое повторное нарушение в течение года (п. 1281.1 НК).
А за нарушение требований об отправке электронных документов в ГФС установлен штраф в размере 1 тыс. грн за каждый непереданный электронный документ (п. 1281.3, п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НК). Этот штраф применяется с 1 января 2020 года.
Комментарии к материалу