Конечные бенефициарные владельцы юрлица: как их определить и подать сведения в ЕГР
В чем актуальность статьи? Вскоре юрлицам придется подать (обновить) сведения о своих конечных бенефициарах в ЕГР. Поэтому предлагаем ознакомиться с проектом Минфина о структуре собственности, а также узнать, какие лица признаются конечными бенефициарами согласно разным нормам действующего законодательства.
Что может сделать бухгалтер? В настоящий момент самое время уведомить владельцев и руководство предприятия об ответственности за непредставление или представление госрегистратору недостоверных сведений о конечных бенефициарах юрлица и начать собирать необходимые документы для актуализации этих данных.
Кто должен подать информацию о своих конечных бенефициарах?
С 28 апреля 2020 года в Украине действует Закон от 06.12.19 г. № 361-IХ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361). Данным законом предусмотрены новые правила информирования о конечных бенефициарных владельцах юрлиц (далее – КБВ).
! Конечный бенефициарный владелец – любое физлицо, которое осуществляет решающее влияние (контроль) на деятельность клиента и/или на физлицо, от имени которого проводится финансовая операция (п. 30 ч. 1 ст. 1 Закона № 361).
Согласно новым правилам, юрлица, зарегистрированные до даты вступления в силу Закона № 361 (т. е. до 28.04.20 г.), должны подать госрегистратору (п. 4 разд. Х Закона № 361):
- информацию о своих КБВ – в объеме, определенном Законом № 361;
- структуру собственности (это официальный документ, форму и порядок составления которого должен утвердить Минфин).
В какой срок следует подать такую информацию?
Такая информация должна быть подана в течение трех месяцев после вступления в силу нормативно-правового акта Минфина, которым будут утверждены форма и содержание структуры собственности. Пока еще данный акт не принят, но проект уже на обсуждении. То есть ожидаем со дня на день.
Подробно о том, когда вообще юрлица должны подавать госрегистратору информацию о КБВ, вы можете прочитать в «Сведения о бенефициарах и структура собственности: когда подавать».
Актуализация данных – зачем?
Безусловно, требования Закона № 361 нужно выполнять. Но информация о КБВ юрлица уже содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). Зачем ее актуализировать, если ничего не изменилось, да еще и добавлять схему структуры собственности?
Действительно, информация о КБВ юрлица, в том числе о КБВ его учредителей (юрлиц), должна быть внесена в ЕГР. Этого требует ч. 3 ст. 6 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).
Причем программное обеспечение ЕГР должно обеспечивать поиск взаимосвязей между юридическими лицами и их учредителями (участниками), КБВ (контролерами), в том числе КБВ (контролерами) учредителя, руководителями юридических лиц, а также визуализацию всех прямых и косвенных связей (п. 6 ч. 3 ст. 7 Закона № 755).
В чем же проблема?
Проблема в том, что эти сведения содержатся в ЕГР в открытом доступе, однако они не являются верифицированными и во многих случаях, к сожалению, не являются актуальными.
Почему так произошло?
Напомним: сведения о КБВ вносятся в ЕГР на основании заявлений о государственной регистрации и документов, которые подаются для проведения регистрационных действий. Но госрегистратор не проверяет, является ли КБВ именно указанное в заявлении лицо. Почему? Потому что, согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 755, одним из девяти принципов, на которых базируется государственная регистрация, является заявительный принцип. То есть что юрлицо заявит о себе, то и попадет в ЕГР.
Этот принцип позволяет недобросовестным заявителям подавать в ЕГР заведомо недостоверную (неточную) информацию о КБВ юрлица, которая затем используется госорганами и третьими лицами как достоверная.
Заметим, что сведения из ЕГР также интегрируются в Глобальный реестр бенефициарных владельцев в рамках международного проекта «Пилотная программа OpenOwnership».
Таким образом, отсутствие механизма проверки информации о КБВ в ЕГР делает непрозрачной структуру корпоративной собственности и снижает уровень доверия к ней. А это, в свою очередь, приводит к недобросовестному ведению хозяйственной деятельности, избежанию надлежащего налогообложения, отмыванию доходов, полученных незаконным путем, получению преференций нечестными компаниями, создает неблагоприятный инвестиционный климат и т. п.
Так, по результатам исследований, проведенных общественной организацией «Центр противодействия коррупции», в ЕГР выявлен значительный процент недостоверной информации о КБВ. По данным Отчета, подготовленного и обнародованного Госмониторингом, по состоянию на 25.06.19 г. необходимость раскрытия информации о КБВ была у 1 672 576 юрлиц, зарегистрированных в ЕГР. Из них раскрыли информацию о КБВ – 21,6 %, не выполнили это требование – 27,2 %, остальные подали формальную информацию, относительно которой имеются сомнения...
Например, 47 000 юролиц отметили, что КБВ у них отсутствует или его невозможно установить, 165 406 юрлиц указали в качестве КБВ своего руководителя. Каждое пятое юрлицо в Украине имеет материнскую компанию, которая прекращена. Имеют место многочисленные случаи раскрытия номинальных бенефициаров без какой-либо предварительной бизнес-истории.
Не единичными являются также случаи выявления так называемой круговой структуры собственности:
- 2 040 юрлиц непосредственно являются совладельцами самих себя;
- более 1 700 юрлиц «владеют» собой;
- для сокрытия своих КБВ юрлица вводят в структуру собственности «постороннее» лицо с долей собственности от 0,01 % до 20 %.
Чем поможет Закон № 361?
Закон № 361 призван усовершенствовать механизм верификации КБВ юрлиц, указанных в ЕГР. В этих целях обязанность устанавливать КБВ юрлица отнесена к элементам финансового мониторинга для большинства финансовых учреждений и представителей регулируемых профессий (нотариусов, аудиторов, бухгалтеров, юристов, адвокатов, риелторов, налоговых консультантов и т. п.).
Также Закон № 361 обязует заявителя подавать структуру собственности юридического лица, поддерживать информацию о КБВ и структуре собственности в актуальном состоянии, регулярно их обновлять и уведомлять госрегистратора об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения, подавать госрегистратору документы, подтверждающие эти изменения, или уведомлять об отсутствии таких изменений.
Кстати, и сами термины «конечный бенефициарный владелец» и «структура собственности» установлены данным Законом (ст. 1 Закона № 755).
Кто не подает информацию о своих КБВ?
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 755, сведения о КБВ подают и в дальнейшем обновляют все юридические лица, кроме:
- политических партий, структурных образований политических партий;
- профессиональных союзов, их объединений, организаций профсоюзов, предусмотренных уставом профсоюзов и их объединений;
- творческих союзов, местных ячеек творческих союзов;
- организаций работодателей, их объединений;
- адвокатских объединений;
- торгово-промышленных палат;
- объединений совладельцев многоквартирных домов;
- религиозных организаций;
- государственных органов, органов местного самоуправления, их ассоциаций;
- государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций.
Какую информацию о КБВ содержит ЕГР?
Основная информация относительно каждого юрлица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Украины, в частности информация о его КБВ, хранится в ЕГР. Доступ к ЕГР предоставляется неограниченный круглосуточно. Информацию могут найти все, кто в ней нуждается, включая контролирующие органы.
Таким образом, предприятиям, в частности учредителям, уместно знать, что именно о них известно государству и находится в открытом доступе.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 755, ЕГР содержит следующие сведения о КБВ юрлица (в т. ч. о КБВ его учредителя, если учредителем является юрлицо):
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- дата рождения;
- страна гражданства;
- серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца;
- место проживания;
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), а также полное наименование и идентификационный код (для резидента) учредителя юрлица, в котором это лицо является КБВ;
- характер и мера (уровень, степень, доля) бенефициарного владения (выгоды, интереса, влияния).
А что делать, если у юрлица нет КБВ?
В таком случае следует указать обоснованную причину отсутствия у юрлица КБВ и внести эту информацию в ЕГР. То есть все равно придется уведомить об этом факте госрегистратора и подать структуру собственности – судя по тому, что данный документ «дает возможность установить всех КБВ или отсутствие КБВ» (см. определение ниже).
Какие документы следует подать для подтверждения сведений о КБВ?
Приказом Минюста от 19.05.20 г. № 1716/5 утверждены новые формы регистрационных заявлений. В частности, это Заявление относительно подтверждения сведений о конечном бенефициарном владельце по форме 6, где на странице 2 указываются сведения о КБВ юрлица, а на странице 3 – сведения о КБВ учредителя юрлица (если учредитель – также юрлицо).
Ознакомиться с основными правилами оформления заявлений, образцами заполнения форм, а также загрузить формы заявлений можно в рубрике «Формы заявлений в сфере государственной регистрации», которая размещена на главной странице веб-сайта Минюста.
Кроме того, вместе со сведениями о КБВ в 2021 году нужно подать структуру собственности.
! Структура собственности – документально подтвержденная система взаимоотношений физических и юридических лиц, трастов, других подобных правовых образований, которая дает возможность установить всех КБВ, в том числе отношения контроля между ними, или отсутствие КБВ (п. 58 ч. 1 ст. 1 Закона № 361).
Структура собственности является официальным документом, форму и порядок представления которого должен разработать Минфин. Но в настоящее время это пока еще проект, текст которого с 01.02.21 г. размещен на официальном сайте Минфина в разделе «Проекты регуляторных актов для обсуждения»
Когда проект будет принят?
По общим правилам срок, в течение которого принимаются замечания и предложения к проекту, не может быть меньше месяца и больше трех месяцев со дня обнародования проекта (ст. 9 Закона от 11.09.03 г. № 1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»). Этот срок уже истек.
Таким образом, можем допустить, что нормативный акт где-то «на подходе». И в настоящий момент уже можно изучать его содержание, пусть и в виде проекта, чтобы заблаговременно предупредить собственников и руководителей предприятия и начать подготовку документов.
! Напомним: с даты вступления в силу данного нормативного акта у вас будет 3 месяца на подготовку сведений о бенефициарах для представления их госрегистратору.
Что представляет собой структура собственности?
Согласно проекту Минфина, структура собственности юрлица имеет вид схемы. Образцы ее составления будут обнародованы на сайте Минфина.
Также в проекте указано, что структура собственности может быть создана в электронном виде (программными средствами) в произвольной форме, пригодной для восприятия ее содержания, с наложением квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) руководителя или представителя юрлица (с оригиналом или нотариальной копией документа, подтверждающего полномочия подписанта). Заметим: как это будет реализовано на практике, пока еще не знает никто.
Какую информацию следует отразить на схеме?
На схематическом изображении структуры собственности указываются:
- все лица, которые прямо или косвенно владеют юрлицом самостоятельно или совместно с другими лицами (все участники юрлица и каждого юрлица в каждой цепи владения корпоративными правами юрлица);
- все лица, которые независимо от формального владения имеют возможность значительно влиять на руководство или деятельность юрлица;
- размер участия (процент корпоративных прав), который принадлежит каждому физическому лицу и/или юрлицу, каждому трасту и/или другому подобному правовому образованию в другом юрлице, трасте или другом подобном правовом образовании.
По каждому физлицу указываются его фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, паспортные данные, по нерезидентам – все страны гражданства. Также относительно каждого КБВ приводится описание осуществления решающего влияния на деятельность юрлица (прямого и/или косвенного), при этом:
- в случае осуществления прямого решающего влияния – указывается процент доли в уставном (складочном) капитале юрлица или процент права голоса в юрлице;
- в случае осуществления косвенного решающего влияния – указывается характер бенефициарного владения (выгоды, интереса, влияния).
Кроме того, и это очень важно, к схематическому изображению нужно будет добавить копии официальных документов, которые подтверждают возможность осуществления решающего влияния на управление или деятельность юрлица (в т. ч. через цепь контроля/владения).
Как видите, информация о КБВ достаточно содержательна. И здесь мы подходим к главному вопросу – как на практике определить реальных КБВ юрлица?
Как определить, кто является КБВ юрлица?
Напомним еще раз: КБВ – это любое физлицо, которое осуществляет решающее влияние (контроль) на деятельность клиента и/или на физлицо, от имени которого проводится финансовая операция (п. 30 ч. 1 ст. 1 Закона № 361).
Статус КБВ имеют:
- для юрлиц – любое физлицо, которое осуществляет решающее влияние на деятельность юрлица (в т. ч. через цепь контроля/владения);
- для трастов, созданных в соответствии с законодательством страны их создания, – учредитель, доверительный владелец, защитник (при наличии), выгодополучатель (выгодоприобретатель) или группа выгодополучателей (выгодоприбретателей), а также любое другое физлицо, которое осуществляет решающее влияние на деятельность траста (в т. ч. через цепь контроля/владения);
- для других подобных правовых образований – лицо, которое имеет статус, эквивалентный или аналогичный лицам, указанным для трастов.
Как определить, каким именно является решающее влияние со стороны КБВ – прямым или косвенным?
Признаком осуществления прямого решающего влияния на деятельность юрлица является непосредственное владение физлицом долей в размере не менее 25 % уставного (складочного) капитала или прав голоса юрлица.
Признаками осуществления косвенного решающего влияния на деятельность юрлица является по крайней мере владение физлицом долей в размере не менее 25 % уставного (складочного) капитала или прав голоса юрлица через связанных физ-/юрлиц, трасты или другие подобные правовые образования или осуществление решающего влияния путем реализации:
- права контроля, владения, пользования или распоряжения всеми активами или их частью;
- права получения доходов от деятельности юрлица, траста или другого подобного правового образования;
- права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также осуществление сделок, которые дают возможность определять основные условия хозяйственной деятельности юрлица или деятельности траста или другого подобного правового образования, принимать обязательные к выполнению решения, которые имеют решающее влияние на деятельность юрлица, траста или другого подобного правового образования, независимо от формального владения.
Внимание! При этом КБВ не может быть лицо, которое имеет формальное право на 25 % или более уставного капитала или прав голоса в юридическом лице, но является коммерческим агентом, номинальным владельцем или номинальным держателем либо только посредником относительно такого права.
Давайте рассмотрим на примерах, как юрлицу определить своих КБВ.
Пример 1
Учредителями ООО «А» являются: ООО «Л» (50 %), ООО «М» (10 %), физлицо Шевченко (40 %). В свою очередь, учредителем ООО «Л» является ООО «Н», а учредителями ООО «Н» являются физлица Селезень и Нестеренко (по 50 %). В этой ситуации на деятельность ООО «А» прямое влияние осуществляет физлицо Шевченко (40 %), поэтому оно является его КБВ. Косвенное влияние имеют физлица Селезень, Нестеренко (по 25 % в ООО «А»), потому они также являются КБВ ООО «А».
Пример 2
Учредителями ООО «А» являются: ООО «Л» (20 %), ООО «М» (20 %), физлица Шевченко (15 %), Селезень (24 %), Нестеренко (21 %). Как видим, в ООО «А» нет КБВ, потому что размер доли любого участника менее 25 %, а значит, никто из участников или других физлиц не имеет косвенного решающего влияния на это юрлицо.
Здесь нужно сказать, что определить КБВ невозможно без определения связанных лиц предприятия с позиции бухгалтерского и налогового законодательства. Поэтому в обоих случаях можно применить единый подход.
Как установить связанных лиц с позиции НП(С)БУ?
С позиций бухучета к связанным сторонам относятся (п. 3 НП(С)БУ 23):
- предприятия, которые находятся под контролем или существенным влиянием других лиц;
- предприятия и физлица (включая близких членов их семьи), которые прямо или косвенно контролируют предприятие или существенно влияют на его деятельность.
Связанными сторонами являются юридические и физические лица, отношения между которыми позволяют одной стороне контролировать другую или существенно влиять на принятие ею финансовых и оперативных решений (п. 4 НП(С)БУ 23).
Обратите внимание! Перечень связанных сторон определяется предприятием, исходя из сути отношений, возможно даже вопреки юридической форме, в которую они воплощены (т. е. имеем превалирование сути над формой).
В определении, является ли лицо связанным с предприятием и/или имеет статус КБВ, ключевым является понятие контроля над юрлицом. Под контролем понимается решающее влияние на финансовую, хозяйственную и коммерческую политику предприятия или предпринимательства в целях получения выгод от его деятельности (п. 4 НП(С)БУ 19). В свою очередь, решающее (существенное) влияние (п. 3 НП(С)БУ 12 – это полномочия участвовать в принятии решений по финансовой, хозяйственной и коммерческой политике объекта инвестирования без осуществления контроля над этой политикой).
Свидетельством существенного влияния, в частности, могут быть:
- владение 20 или более процентами акций (уставного капитала) предприятия;
- представительство в совете директоров или аналогичном руководящем органе предприятия;
- участие в принятии решений;
- взаимообмен управленческим персоналом;
- обеспечение предприятия необходимой технико-экономической информацией.
Как видим, решающее (существенное) влияние, контроль – это в определенной мере оценочные критерии. Единственный «твердый» показатель, определенный в цифровом виде, это владение корпоративными правами.
Заметим, что похожие критерии существенного влияния установлены § 6 МСБУ 28, согласно которому формальное (оформленное юридически) существенное влияние – это владение прямо или косвенно 20 и более процентами прав голоса в объекте инвестирования, пока не будет четко доказано обратное. И наоборот, если инвестор владеет прямо или косвенно менее 20 % прав голоса в объекте инвестирования, тогда предполагается, что он не имеет существенного влияния, пока наличие такого влияния не будет четко доказано.
Как видим, эти критерии отличаются от установленных Законом № 361, где речь идет о владении по крайней мере 25 % корпоративных прав юрлица.
С позиции бухгалтерского законодательства связанными юрлицами считаются, например (п. 3.2 НП(С)БУ 23):
- холдинг и его дочерние предприятия;
- совместное предприятие и контрольные участники совместной деятельности;
- предприятие-инвестор и его ассоциированные предприятия.
Предприятия, подконтрольные одному и тому же лицу, также являются связанными между собой сторонами.
Во взаимоотношениях «юрлицо – физлицо» связанными сторонами являются:
- предприятие и физлицо, которое осуществляет контроль над предприятием или имеет существенное влияние на его деятельность (например, учредитель, акционер);
- предприятие и его руководитель, а также лица, которые относятся к ведущему управленческому персоналу;
- предприятие и близкие члены семьи вышеперечисленных физлиц (это муж (жена) и родственники, которые являются таковыми согласно законодательству и тоже могут влиять на принятие решений предприятием).
Фактическое влияние на операции может оказывать лицо, которое имеет на предприятии соответствующие властные полномочия, которые дают ему возможность руководить наиболее значимыми видами деятельности через сформированные им органы управления (п. 4 НП(С)БУ 2).
Таким образом, любые лица, которые имеют решающее влияние на предприятие, могут быть признаны лицами, связанными с ним, а в терминах Закона № 361 – могут быть признаны КБВ. Вот только критерии признания несколько разные.
Напомним еще раз, что предприятие самостоятельно определяет перечень связанных сторон исходя из сути отношений, а не только из их юридической формы (превалирование содержания над формой) (ст. 4 Закона № 996; п. 2.23 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 27.06.13 г. № 635, далее – Методрекомендации № 635).
Внимание! Подходы к классификации связанных сторон предприятие должно отразить в приказе об учетной политике (п. 2.1 Методрекомендаций № 635). Информацию о связанных лицах нужно раскрыть в примечаниях к финансовой отчетности.
Как установить связанных лиц с позиции налогового законодательства?
Интересно, что Налоговый кодекс (далее – НК) тоже имеет определение связанных лиц, но для целей налогообложения. Согласно пп. 14.1.159 НК, к связанным лицам относятся юридические и/или физические лица и/или образования без статуса юрлица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют, с учетом, в частности, следующих критериев:
- одно юрлицо прямо и/или косвенно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юрлица в размере 25 и более процентов (до 23.05.20 г. – 20 и более процентов: изменения были внесены Законом от 16.01.20 г. № 466-IX, далее – Закон № 466);
- одно и то же юридическое или физическое лицо прямо и/или косвенно владеет корпоративными правами в каждом таком юрлице в размере 25 и более процентов (до 23.05.20 г. – 20 и более процентов: изменения были внесены Законом № 466). Например, два юрлица будут связанными, если есть физлицо, которое владеет корпоративными правами в размере 25 % в каждом таком юрлице.
Как видим, налоговые критерии относительно размера корпоративных прав для определения связанных лиц совпадают с критериями, установленными Законом № 361 для определения КБВ. Поэтому советуем, чтобы не запутаться, придерживаться единого подхода относительно определения связанных лиц и/или КБВ как для целей бухучета, так и для целей раскрытия информации о КБВ.
Есть ли ответственность за неподачу сведений о КБВ?
Что будет, если не подавать госрегистратору информацию о КБВ юрлица?
Ответ на этот вопрос находим в п. 51 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 21.12.16 г. № 990. В таком случае Минюст заказным письмом уведомляет об этом факте руководителя юрлица с требованием обратиться в месячный срок в Минюст для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 16611 КУоАП.
Административный штраф в размере от 1 000 до 3 000 НМДГ (от 17 000 до 51 000 грн) налагается на руководителей юрлиц или же на лиц, уполномоченных действовать от имени юрлица (исполнительный орган).
Кстати, составлять административные протоколы, на основании которых налагается штраф за неподачу сведений о бенефициарах, уполномочен Минюст (ст. 255 КУоАП). А вот налагать этот штраф могут только суды (ст. 221 КУоАП).
Еще раз напоминаем! На практике бухгалтеру следует уведомить руководство о требованиях законодательства относительно определения КБВ и раскрытия информации о них, чтобы заблаговременно собрать все документы и уложиться в три месяца. Отсчет трех месяцев начнется с даты утверждения структуры собственности юрлица. А этот момент, по мнению автора, уже не за горами.
Комментарии к материалу