Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как уплачивают розничный акциз с продажи табака с мая 2022 г.

22.06.2022

В апреле – мае несколькими законами изменен порядок уплаты розничного акциза с табака. Впрочем, даже текущие правила могут оказаться не финишной точкой – идея очередных новаций уже более месяца находится на рассмотрении парламента. Но есть ли смысл их вводить? И как платить розничный акциз с табака и жидкостей для электронных сигарет?


Розничный акциз с 01.05.2022

Согласно Закону от 21.04.2022 № 2218-IX «О внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» действие акцизных правил, которые должны были заработать аж с 01.01.2023, перенесено на 01.05.2022. Наряду с этим, с 01.05.2022 вступили в силу еще и нормы Закона от 30.11.2021 № 1914-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений» (далее – Закон № 1914).

Поэтому на сегодняшний день применяются следующие правила уплаты розничного акциза с табака:

  • с 1 мая 2022 г. производители и импортеры должны платить розничный акциз с реализации табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака, а также жидкостей, используемых в электронных сигаретах (пп. 212.1.17 Налогового кодекса, далее – НК, вступивший в силу 01.05.2022 согласно абзацу седьмому п. 1 разд. ІІ Закона № 1914);
  • до конца 2022 г. розничные торговцы должны платить розничный акциз с реализации табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака, но только с продукции, произведенной до 01.04.2022 и не реализованной в розницу до этой даты (п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НК).

Акцентируем внимание: розничных торговцев не вынуждают платить акциз с реализации жидкостей, используемых в электронных сигаретах. Даже если такая продукция произведена до 01.04.2022. Это подтверждают налоговики в свежем разъяснении (новость пресслужбы ГНС от 14.06.2022):

«СХ розничной торговли учитывают только стоимость реализованных табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, произведенных до 01 апреля 2022 года».

Впрочем, те же налоговики могут контролировать соблюдение торговцем МРЦ для жидкостей, произведенных с 01.01.2022, поэтому и советуют субъектам хозяйствования отдельно учитывать жидкости, изготовленные до и после этой даты.

А вот производители и импортеры уплачивают розничный акциз с табака, произведенного с 01.04.2022, а также с жидкостей, произведенных с 01.01.2022. Конечно, если такие жидкости реализуются после 01.05.2022.

Особенности «апрельского» табака

Что касается «апрельского» табака, реализованного в апреле 2022 г., то формально розничный акциз с этой продукции никто не платил. Правда, у парламентариев была (и есть) идея обязать розничных торговцев платить акциз с продукции, произведенной до 1 мая (см. пп. 3 п. 10 разд. I законопроекта № 7311). Но время идет, а проект все еще на рассмотрении. Да и намек налоговиков в адрес производителей платить розничный акциз с произведенной в апреле табачной продукции свидетельствует скорее в пользу того, что сами налоговики уже не верят в идею обязать розничных торговцев платить акциз с апрельской продукции:

«производители и импортеры учитывают стоимость реализованных табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, произведенных с 01 апреля 2022 года, и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, произведенных с 01 января 2022 года».

Для облегчения работы розничных торговцев чиновники также рекомендовали производителям, импортерам и оптовым торговцам «в первичных сопроводительных документах (товарно-транспортные накладные и др.) необходимо также указывать дату ее производства (или отметку о производстве табачных изделий до или после 01 апреля 2022 года) и максимальную розничную цену».

Максимальная розничная цена

Максимальные розничные цены (далее – МРЦ) – цены, установленные на подакцизные товары (продукцию с учетом всех видов налогов (сборов). Акцизный налог с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров не включается в МРЦ.

МРЦ на подакцизные товары (продукцию) устанавливаются для табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, производителями или импортерами товаров (продукции) путем декларирования таких цен в порядке, установленном НК.

До 01.01.2022 МРЦ устанавливались только на табачные изделия, на которые была установлена адвалорная ставка акцизного налога, сигареты с фильтром, сигареты без фильтра (папиросы) и сигариллы, а с 01.01.2022 – на все виды табачных изделий, табак, промышленные заменители табака, жидкости, которые используются в электронных сигаретах. А именно:

  • сигареты без фильтра (код согласно УКТ ВЭД 2402 20 90 10);
  • сигареты с фильтром (код согласно УКТ ВЭД 2402 20 90 20);
  • сигариллы, включая сигариллы с отрезанными концами, с содержимым табака (код согласно УКТ ВЭД 2402 10 00 90);
  • сигары, включая сигары с отрезанными концами, с содержимым табака (код согласно УКТ ВЭД 2402 10 0010);
  • табакосодержащие изделия для электрического нагревания (ТВЭН) с помощью подогревателя с электронным управлением (код согласно УКТ ВЭД 2403 99 90 10) (далее – ТВЭН);
  • табак и заменители табака, другие, промышленного производства;
  • табак «гомогенизированный» или «восстановленный»;
  • табачные экстракты и эссенции (кроме табакосодержащих изделий для электрического нагревания (ТВЭН) с помощью подогревателя с электронным управлением) (код согласно УКТ ВЭД 2403 (кроме 2403 99 90 10));
  • жидкости, которые используются в электронных сигаретах (код согласно УКТ ВЭД 3824 99 96 20).

Установленные производителем или импортером МРЦ на подакцизные товары (продукцию) должны наноситься на потребительскую упаковку таких товаров вместе с датой их производства.

Продажа субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, на которые устанавливаются МРЦ, не может осуществляться по ценам, выше МРЦ, увеличенных на сумму акцизного налога с розничной торговли подакцизных товаров.

Поэтому розничному торговцу нужно, как уже упоминалось выше, придерживаться МРЦ. При любых условиях – самостоятельной уплате розничного акциза или его уплате производителем/импортером – розничная цена табачной продукции не должна превышать 105 % МРЦ. Такой подход поддерживают и налоговики: по их словам, реализация табачных изделий «не может осуществляться по ценам, выше максимальных розничных цен, увеличенных на суммы акцизного налога с розничной торговли подакцизных товаров, в том числе которые уплачиваются производителями и импортерами подакцизных товаров».

Как определять розничному торговцу цену продажи табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, в т. ч. полученных до 01.05.2022?

Продажа табачных изделий розничным торговцем осуществляется по ценам, не выше МРЦ, увеличенных на сумму акцизного налога с розничной торговли подакцизных товаров. Для произведенных до 01.01.2022 прочих табачных изделий (кроме сигарет с фильтром, сигарет без фильтра (папирос), сигарилл), табака, промышленных заменителей табака – по ценам, установленным розничным торговцем (с НДС и 5%-ным акцизным налогом) (пп. 214.1.4, пп. 214.1.5 НК).

Продажа жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, произведенных начиная с 01.01.2022, розничным торговцем осуществляется по ценам, не выше МРЦ, увеличенных на сумму акцизного налога, и по ценам, установленным розничным торговцем (с НДС), – произведенным до 01.01.2022.

Как округлять цены с копейками?

Для округления расчетов при продаже табачных изделий в розничной сети, на которые установлены МРЦ, следует применять такие правила:

  • сумма, которая заканчивается от 1 до 4 коп., округляется в сторону уменьшения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 коп.;
  • сумма, которая заканчивается от 5 до 9 коп., округляется в сторону увеличения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 коп.

Такие разъяснения предоставила ГНС в ОИР 114.04.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
14.07.2025
Виды деятельности: на что влияет КВЭД?
В статье рассмотрено, для каких целей используется КВЭД субъектами хозяйствования, на какие аспекты может повлиять выбор вида деятельности и как изменить информацию о видах деятельности в ЕГР. Информация о видах деятельности, которыми занимается субъект хозяйствования, содержится в Едином государств...
07.07.2025
Подтверждение инвалидности: новые правила, о которых надо знать работодателям
В июне 2025 года вступили в силу очередные нормативные изменения, касающиеся подтверждения инвалидности. В статье мы рассмотрели, в чем именно заключаются эти изменения и какие важные моменты нужно принять во внимание работодателям таких работников. Подтверждение работником своего статуса лица с инв...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
25.07.2025
Маркетинговые услуги в бухгалтерском и налоговом учете
Как отразить в учете заказчика маркетинговые услуги и избежать налоговых рисков? Мы рассмотрим учет для юрлиц, валютные нюансы, услуги от нерезидентов и правила для единщиков. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков В статье расскажем, как отразить...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Лучшие материалы