Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как определить стоимость излишков?

23.10.2015

При инвентаризации предприятием выявлены излишки: основных средств, нематериальных активов, запасов, денежных средств. Как правильно отразить эти объекты в бухгалтерском учете и как определить их стоимость?

В таблице показано, как оценить и отразить в учете обнаруженные излишки активов. Для удобства полные реквизиты нормативных документов, указанных в таблице, см. в конце консультации.

Стоимость, по которой
приходуется актив

Порядок определения стоимости

Отражение в учете

1

2

3

Основные средства

Справедливая
(п. 1.5 разд. ІІІ Положения № 879)

Справедливая стоимость – это сумма, по которой можно продать актив или оплатить им обязательства на определенную дату (п. 4 П(С)БУ 7), т. е. это рыночная стоимость актива.

Определяется предприятием самостоятельно или с участием профессиональных оценщиков. За основу берется рыночная стоимость подобных объектов в этой же местности и в аналогичном состоянии

Дт 10, 11 – Кт 69 – оприходование в любых случаях выявления излишков согласно п. 4 разд. IV Положения № 879.

Дт 10, 11 – Кт 424 – если излишки получены бесплатно (согласно п. 19 разд. 2 приложения к Методрекомендациям № 561).

Дт 10, 11 – Кт 746 – если ОС ранее не учитывались в балансе согласно п. 21 разд. 2 приложения к Методрекомендациям № 561)*

Нематериальные активы

Справедливая
(п. 2.3 разд. ІІІ Положения № 879)

Справедливая стоимость нематериальных активов равна текущей рыночной стоимости. Если такую стоимость определить невозможно, то справедливая стоимость равна оценочной стоимости, которую предприятие уплатило бы в случае купли-продажи между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами. Эта оценочная стоимость может быть, например, экспертной оценкой, установленной профессиональными оценщиками (п. 2.8 Методрекомендаций № 1327)

Дт 12 – Кт 69 – согласно п. 4 разд. IV Положения № 879, а также при создании НА за счет целевого финансирования (п. 12 разд. 3 приложения к Методрекомендациям № 1327)**.

Дт 12 – Кт 746 – оприходование ранее не учтенных НА (п. 11 разд. 3 приложения к Методрекомендациям № 1327).

Дт 12 – Кт 424 – оприходование бесплатно полученных НА (п. 13 разд. 3 приложения к Методрекомендациям № 1327)

Запасы

Два варианта:

– либо чистая стоимость реализации (если излишки будут реализованы),

– либо в оценке возможного использования (если излишки будут использованы на предприятии)

(п. 2.4 Методрекомендаций № 2)

Чистая стоимость реализации – это ожидаемая цена реализации в обычных условиях за вычетом ожидаемых затрат на завершение производства и реализацию (пп. 2.2.3 Методрекомендаций № 2).

Оценка возможного использования запасов может быть определена исходя из стоимости подобных запасов (при наличии их на балансе предприятия) с учетом степени их пригодности к эксплуатации

(п. 2.12 Методрекомендаций № 2)

Дт 20, 22, 23, 25, 26, 28 – Кт 719
(п. 10 приложения 3 к Методрекомендациям № 2)

Денежные средства и их эквиваленты

Номинальная

Дт 30, 31 – Кт 719
(п. 4 разд. IV Положения № 879)

* Согласно Положению № 879, излишки основных средств приходуются в корреспонденции со счетом учета доходов будущих периодов. При этом в Методрекомендациях № 561 такая проводка отсутствует. Отметим, что при отражении излишков с использованием счета 69 у предприятия доход в сумме их справедливой стоимости возникнет не сразу, а будет признаваться по мере начисления амортизации таких объектов (т. е. сумма дохода будет нивелироваться расходами по амортизации).

** Положением № 879 также предусмотрена проводка для отражения излишков нематериальных активов с использованием счета доходов будущих периодов. Такая же проводка есть и в Методрекомендациях № 1327, однако она рекомендована для отражения по результатам инвентаризации излишков, созданных за счет средств целевого финансирования или принадлежащих государству.

Как видно из таблицы, для начала вам надо выяснить причину возникновения излишков. От этого будет зависеть их учет и определение стоимости. Причиной может быть:

  • отсутствие документов от поставщиков (в т. ч. на активы, полученные бесплатно), вследствие чего актив не оприходован в учете, однако физически находится на предприятии;
  • неправильное ведение первичного и бухгалтерского учета (например, полученный товар неправильно оприходован или вообще не принят на баланс из-за ошибки кладовщика).

При подготовке таблицы были использованы такие нормативные документы:

  • П(С)БУ 7 «Основные средства»;
  • Положение, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879;
  • Методические рекомендации, утвержденные приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2;
  • Методические рекомендации, утвержденные приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561;
  • Методические рекомендации, утвержденные приказом Минфина от 16.11.09 г. № 1327
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
01.05.2025
Может ли работник подписать заявление на отпуск собственной КЭП?
Может ли сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, подать в электронном виде заявление о предоставлении ему очередного ежегодного отпуска.  Сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, хочет подать в электронном виде заявление о предоставлении ем...
01.05.2025
Как подписать документ квалифицированной электронной подписью?
Рассмотрим, как на практике можно подписать электронный документ с помощью КЭП, не имея специальных программ, позволяющих это сделать. Субъекты хозяйствования с каждым днем все активнее используют в своей деятельности электронный документооборот. В частности, для обмена документами с контрагентами (...
28.04.2025
Как вести учет отходов на предприятии
Законом от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» определены правовые, организационные и экономические основы деятельности по управлению отходами в Украине. В то же время этот документ обязывает СХ вести учет операций по управлению отходами. Ряд подзаконных нормативных а...
Лучшие материалы