Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как определить себестоимость услуги

04.08.2021

Общий порядок калькулирования и определения себестоимости услуг изложен в НП(С)БУ 16 и Методрекомендациях, утвержденных приказом Минпромполитики от 09.07.07 г. № 373 (далее - Методрекомендации № 373). Кроме того, для расчета себестоимости услуг необходимо ознакомиться с профильными нормативами. Если таковые есть, лучше ориентироваться на них. Например, некоторые моменты, связанные с калькуляцией транспортных услуг, можно найти в Методрекомендациях, утвержденных приказом Минтранса от 05.02.01 г. № 65.

В консультации расскажем о составляющих и методах калькулирования себестоимости услуги.


Составляющие себестоимости услуг

Согласно п. 11 НП(С)БУ 16 перечень и состав статей калькулирования себестоимости работ, услуг (далее – услуги) устанавливает предприятие. Между тем при разработке калькуляции предприятие должно руководствоваться нормами НП(С)БУ 16, в частности ориентироваться на указанный в этом стандарте общий состав расходов, включаемых в себестоимость услуг.

Себестоимость реализованных услуг формируют (п. 11 НП(С)БУ 16):

  • производственная себестоимость услуг, которые были реализованы в течение отчетного периода;
  • нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы (далее – ОПР);
  • сверхнормативные производственные расходы.

По способу включения в себестоимость расходы на производство услуги делят на два вида:

  • прямые – расходы, которые могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем (п. 4 НП(С)БУ 16);
  • косвенные – расходы, которые не могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем.

К составляющим производственной себестоимости услуг относят:

1) прямые материальные расходы, в которые включают (п. 12 НП(С)БУ 16):

  • стоимость сырья и основных материалов, которые образуют основу услуг;
  • стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
  • стоимость вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;

2) прямые расходы на оплату труда, а именно: зарплату и другие выплаты работникам, занятым предоставлением услуг, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов (п. 13 НП(С)БУ 16);

3) прочие прямые расходы, то есть все прочие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов, в частности: отчисления на социальные мероприятия (ЕСВ), плата за аренду земельных и имущественных паев, амортизация (п. 14 НП(С)БУ 16);

4) переменные и постоянные распределенные ОПР. Состав ОПР приведен в п. 15 НП(С)БУ 16.

Методы калькулирования

Существует несколько методов калькулирования, однако для калькулирования себестоимости услуг чаще всего используют позаказный и нормативный методы. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Позаказный метод

В этом методе объектом калькулирования является производственный заказ, открываемый на отдельную услугу. При использовании позаказного метода все прямые расходы учитывают в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным заказам. Остальные расходы отражают по местам их возникновения и включают в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.

Каждому заказу присваивают свой отдельный номер (шифр), который указывают во всех первичных документах, оформляемых по этому заказу. На каждый заказ открывают карточку аналитического учета расходов, в которой приводят наименование, тип и качество услуги, заказчика и срок выполнения заказа, плановую себестоимость. Данные в этой карточке должны полностью совпадать с данными первичных документов и отражаются на счете 23 «Производство» до окончания работ по этому заказу (п. 514 Методрекомендаций № 373).

Фактическую себестоимость единицы услуг определяют после выполнения заказа путем суммирования всех расходов, понесенных на заказ.

Нормативный метод

Данный метод предусматривает составление нормативной калькуляции себестоимости для учета затрат и калькулирования себестоимости по каждому виду услуг.

В нормативной калькуляции определяют себестоимость единицы услуг по статьям затрат в денежном выражении на основании действующих технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов.

Все нормы отражают в технико-нормативных карточках в натуральном измерении на единицу услуг.

Этот метод включает (п. 527 Методрекомендаций № 373):

  • текущий учет расходов отдельно по действующим нормам и учет отклонений от норм, выявление мест, причин и виновников отклонений. Ведется путем ежедневного документирования основных расходов по их видам;
  • системный учет изменения самих норм;
  • составление и периодическую корректировку нормативных калькуляций, которые основаны на действующих нормах расходов;
  • определение фактической себестоимости услуг как алгебраической суммы ее нормативной стоимости, отклонений от норм и изменений самих норм.
Комментарии к материалу
Статьи по теме
09.05.2025
Продажа основных средств: когда нужно оформлять решение собственников?
В статье рассмотрено, в каких случаях предприятие должно получить согласие собственников на продажу объекта основных средств, а также дан образец оформления решения о предоставлении такого согласия. Предприятия нередко продают свои основные средства:  недвижимость, автомобиль или другую технику...
01.05.2025
Может ли работник подписать заявление на отпуск собственной КЭП?
Может ли сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, подать в электронном виде заявление о предоставлении ему очередного ежегодного отпуска.  Сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, хочет подать в электронном виде заявление о предоставлении ем...
01.05.2025
Как подписать документ квалифицированной электронной подписью?
Рассмотрим, как на практике можно подписать электронный документ с помощью КЭП, не имея специальных программ, позволяющих это сделать. Субъекты хозяйствования с каждым днем все активнее используют в своей деятельности электронный документооборот. В частности, для обмена документами с контрагентами (...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
09.05.2025
Продажа основных средств: когда нужно оформлять решение собственников?
В статье рассмотрено, в каких случаях предприятие должно получить согласие собственников на продажу объекта основных средств, а также дан образец оформления решения о предоставлении такого согласия. Предприятия нередко продают свои основные средства:  недвижимость, автомобиль или другую технику...
01.05.2025
Может ли работник подписать заявление на отпуск собственной КЭП?
Может ли сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, подать в электронном виде заявление о предоставлении ему очередного ежегодного отпуска.  Сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, хочет подать в электронном виде заявление о предоставлении ем...
01.05.2025
Как подписать документ квалифицированной электронной подписью?
Рассмотрим, как на практике можно подписать электронный документ с помощью КЭП, не имея специальных программ, позволяющих это сделать. Субъекты хозяйствования с каждым днем все активнее используют в своей деятельности электронный документооборот. В частности, для обмена документами с контрагентами (...
Лучшие материалы