Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Горючее и штрафы с 01.07.19 г. Часть первая. Штрафы за нарушение обращения горючего

08.05.2019 9080 0 5



Данная статья будет полезна для всех субъектов хозяйствования (далее – СХ), осуществляющих хозяйственные операции с горючим, так как с 01.07.19 г. вводятся новые правила обращения горючего. В ней будет рассмотрена ответственность за нарушение этих правил и предложены способы доказательства отсутствия правонарушений. Также см.: «Горючее и штрафы с 01.07.19 г. Часть 2. Штрафы за нарушение порядка регистрации акцизных накладных».


Общая классификация штрафов с 01.07.19 г.

Законом от 23.11.18 г. № 2628-VIII «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів України щодо покращення адміністрування та перегляду ставок окремих податків і зборів» (далее – Закон № 2628) вводится много новшеств, призванных повысить эффективность предотвращения и борьбы с незаконным производством и обращением горючего, усилить контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет акцизного налога.

В то же время в данном Законе есть некоторые несогласованности, а также он не содержит определенных дефиниций, что влечет за собой неоднозначную и множественную трактовку норм Налогового кодекса (далее – НК). Поэтому в любом случае при возникновении разногласий с государственными органами налогоплательщикам нужно помнить о:

  • пп. 4.1.4 НК – презумпции правомерности решений налогоплательщика;
  • практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в частности дела: «Щекин против Украины» (решение от 14.10.10 г.) и «Серков против Украины» (решение от 07.07.11 г.), в которых ЕСПЧ пришел к выводу, что:

- во-первых, национальное законодательство не было четким и согласованным, не соответствовало требованию «качества закона» и не обеспечивало адекватной защиты лиц от своевольного вмешательства в права заявителя;

- во-вторых, национальными органами не было соблюдено требование законодательства по применению подхода, который был бы наиболее благоприятным для заявителя, когда в его деле национальное законодательство допускало неоднозначную трактовку.

Следует помнить, что сама по себе множественность трактовки норм Законов не влечет за собой отсутствия нарушения, а является лишь вспомогательным инструментом в том, чтобы убедить государственные органы, что СХ действовал в рамках Закона, и, следовательно, нет оснований для применения штрафов.

Согласно Закону № 2628 внесены изменения по штрафам в: Налоговый кодекс (далее – НК), Кодекс об административных правонарушениях (далее – КУоАП) и Закон от 19.12.95 г. 481/95-ВР «Про державне регулювання виробництва і обігу спирту етилового, коньячного і плодового, алкогольних напоїв та тютюнових виробів» (далее – Закон № 481).

Некоторые штрафы новые, а в отношении некоторых других обновлены нормы (внесены изменения в них).

Штрафы, предусмотренные Законом № 2628, можно классифицировать по нормам права таким образом:

1 из 1

Как видим, штрафы за «нарушение обращения горючего» предусмотрены ст. 1281 НК и ст. 164 КУоАП, и именно их мы рассмотрим в данной статье.

Штрафам за нарушение порядка регистрации акцизных накладных будет посвящена другая статья. А о штрафах за обращение горючего без наличия лицензий подробно речь шла в: «Лицензия на горючее: кому обязательно получать».

На схеме выше не указан штраф по п. 117.3 НК, поскольку он не является новым. Но напоминаем о нем: за осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога в порядке, предусмотренном НК, применяется штраф к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям в размере 100 % стоимости реализованного горючего. Поскольку понятие «реализация горючего» с 01.07.19 г. обретает новое значение, СХ нужно очень внимательно относиться ко всем своим действиям с горючим.

Штрафы по ст. 1281 НК

В п. 1281.1 ст. 1281 НК были внесены изменения, а кроме того, эта статья дополнена пунктами 1281.2 и 1281.3.

Фактически упомянутая статья, хотя и имеет название «нарушение правил учета, производства и обращения горючего или спирта этилового на акцизных складах», предусматривает применение штрафных санкций за нарушение обращения горючего (в части правоотношений, рассматриваемых в данной статье).

Однако обратите внимание на словосочетание «на акцизных складах» – это важно, учитывая следующее. Если СХ сможет доказать, что он не имеет акцизного склада (не является его распорядителем), то к нему не могут быть применены штрафы по ст. 1281 НК.

Фактически ст. 1281 НК предусматривает штрафные санкции за три вида правонарушений.

1 из 1

Позитивной новостью есть то, что штрафы по п. 1281.2 и 1281.3 НК не применяются при отсутствии доказанной вины СХ в совершении правонарушения.

Но исследуем детально каждый пункт, касающийся применения штрафов.

В п. 1281.1 НК предусмотрено следующее.

Необорудование и/или отсутствие регистрации в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков (далее – ЕГР) уровня горючего в резервуаре уровнемера-счетчика на введенном в эксплуатацию резервуаре, расположенном на акцизном складе, и/или расходомера-счетчика на месте отпуска горючего наливом с акцизного склада, расположенного на акцизном складе, влекут за собой наложение штрафа в размере 20 000 грн. за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с акцизного склада.

Повторное в течение года совершение на том же акцизном складе любого из указанных выше нарушений (т. е. предусмотренных абзацем первым п. 1281.1 НК), влечет за собой наложение штрафа в размере 50 000 грн. за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с акцизного склада.

Как видим, штраф по п. 1281.1 НК может быть применен как за отсутствие счетчиков на акцизном складе, так и за то, что такие счетчики фактически есть, но не внесены в ЕГР.

Важное замечание: если у СХ есть резервуар, но он не введен в эксплуатацию, то применение штрафа неправомерно. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к первичным документам по вводу такого резервуара в эксплуатацию или по выводу его из эксплуатации.

СХ, не имеющим средств на оборудование своих резервуаров соответствующими счетчиками, можно посоветовать вывести резервуары из эксплуатации до приведения своего оборудования в соответствие с требованиями законодательства. А горючее приобретать на АЗС.

Обратите внимание, что согласно предписаниям пп. 230.1.2 НК топливораздаточные и/или маслораздаточные колонки, установленные на акцизных складах, на которые есть положительные результаты поверки или оценки соответствия, проведенных в соответствии с законодательством, выполняют функции расходомеров-счетчиков.

Что касается повторности установленного нарушения для применения большего штрафа, то разные налоговые эксперты трактуют ее по-разному. Одни утверждают: если, например, на акцизном складе три резервуара и ни один из них не оборудован счетчиками, то первое нарушение – это первый резервуар, а второе нарушение – другие резервуары. То есть к СХ должен быть применен штраф в размере 120 тыс. грн. Вероятнее всего, такую позицию займет и контролирующий орган.

Другие эксперты считают, что в приведенном выше примере СХ должен будет уплатить 60 тыс. грн., то есть за каждый резервуар по 20 тыс. грн. А вот если через несколько дней опять будет установлен факт необорудования резервуаров счетчиками, то тогда уже будет применен штраф в размере150 тыс. грн.

Поскольку второй вариант трактовки п. 1281.1 НК более благоприятен для плательщика, для защиты своей позиции ему следует ссылаться на пп. 4.1.4 НК и практику ЕСПЧ, о чем было сказано выше.

В то же время п. 18 подразд. 5 разд. XX НК предусматривает градацию во времени применения штрафов по п. 1281.1 НК. А именно эти штрафные санкции применяются:

  • с 01.07.19 г. – к распорядителям акцизных складов, на которых расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20 000 м3;
  • с 01.10.19 г. – к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1 000 м3, но не превышает 20 000 м3;
  • с 01.01.20 г. – к распорядителям акцизных складов, на которых расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1 000 м3 (есть исключения, предусмотренные пп. 14.1.6 НК).
1 из 1

Итак, у большинства СХ есть время (до октября 2019 года) привести свои акцизные склады в соответствие к требованиям законодательства.

В п. 1281.2 НК предусмотрено, что за отсутствие по вине налогоплательщика регистрации акцизных складов в системе электронного администрирования реализации горючего (далее – СЭА РГ) налогоплательщиком – распорядителем акцизного склада влечет за собой наложение штрафа в размере 1 000 000 грн. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 2 000 000 грн.

Таким образом, штраф к СХ может быть применен только в случае, если:

  • есть вина СХ;
  • СХ является распорядителем акцизного склада.

То есть, если СХ имеет доказательства, что его вины нет и он не считается распорядителем акцизного склада (например, государственные сервисы, которые должны зарегистрировать за СХ акцизные склады, не работали или не принимали документы по регистрации, или СХ не мог знать, что он считается распорядителем акцизного склада, учитывая нечеткость норм НК), такого налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности в виде штрафов.

Отсутствие регистрации акцизного склада без вины плательщика можно доказать тем, что СХ отправил заявление по регистрации распорядителем акцизного склада, но оно не было принято (например, из-за перегрузки системы или другого сбоя, в т.ч. несоздания соответствующего реестра соответствующим органом). Или если есть доказательства того, что СХ не нужно было регистрировать за собой акцизный склад (например, он имеет резервуары на 100 м3, а в течение 2018-2019 годов было получено горючего в целом на 300 м3).

Чтобы доказать, что СХ не был и не является распорядителем акцизного склада, нужно предоставить соответствующие доказательства отсутствия фактов реализации горючего и других хозяйственных операций, которые могут подпасть под определение «распорядитель акцизного склада».

В п. 1281.3 НК предусмотрен штраф фактически за несоблюдение предписаний пп. 230.1.3 НК. В частности, необеспечение по вине распорядителя акцизного склада своевременного представления в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего, влечет за собой наложение штрафа в размере 1 000 грн. за каждый непредставленный электронный документ.

Как видим, в случае сбоя в работе серверов, вирусных атак и прочих проблем, возникших без вины СХ, штраф не применяется. Поэтому ответственному лицу СХ нужно очень тщательно фиксировать такие сбои.

Обратите внимание, что в пп. 230.1.3 НК предусмотрено следующее.

По общему правилу, распорядители акцизных складов обязаны на каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) формировать данные о фактических остатках горючего на начало и конец отчетных суток и о суточных фактических объемах полученного и реализованного в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТ ВЭД в литрах, приведенных к температуре 15° С.

При этом данные о фактических остатках горючего и об объеме обращения горючего формируются после проведения последней операции по обращению горючего в отчетных сутках, но не позднее 23:59 этих суток, до начала проведения операций по обращению горючего в сутки, следующие за отчетными сутками, и подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, не позднее 23:59 суток, следующих за отчетными сутками.

Таким образом, штраф по п. 1281.3 НК может быть применен в случае, если данные не переданы в течение следующих отчетных суток. Например, данные об обращении и остатках горючего за 1 октября нужно будет передать не позднее 2 октября. Если такие данные будут переданы 3 октября в 00:01, то контролирующий орган будет иметь основания для применения штрафа. Если же данные были отправлены своевременно, но произошел сбой в электронной системе и СХ зафиксировал такой сбой, то применение штрафа будет неправомерным.

1 из 1

Штрафы по ст. 164 КУоАП в отношении горючего

В ст. 164 КУоАП предусмотрено, что перемещение горючего транспортными средствами, не указанными в таможенных декларациях при перемещении горючего таможенной территорией Украины проходным транзитом или внутренним транзитом, определенным пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 91 Таможенного кодекса, или в акцизных накладных, зарегистрированных в Едином реестре акцизных накладных, составленных на операции, при осуществлении которых перемещается горючее в таких транспортных средствах, или в заявках на перемещение горючего транспортными средствами, не являющимися акцизными складами передвижными, влечет за собой наложение штрафа от одной тысячи НМДГ (17 000 грн.) до двух тысяч НМДГ (34 000 грн.) с конфискацией горючего и транспортных средств.

Как видим, с 01.07.19 г. каждое движение горючего нужно будет фиксировать в соответствующих сопроводительных документах. В то же время приведенная выше норма недостаточно четкая. А поскольку штраф налагается на физическое лицо, то, используя практику ЕСПЧ, лицо, к которому в будущем может быть применен штраф, может отменить его в суде.

Другой штраф по ст. 164 КУоАП применяется за хранение и/или реализацию на таможенной территории Украины горючего на акцизном складе, не зарегистрированном в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Такой штраф составит: от одной тысячи НМДГ (17 000 грн.) до двух тысяч НМДГ (34 000 грн.) с конфискацией горючего, транспортных средств, емкостей и оборудования, которое использовалось для хранения и/или реализации такого горючего, денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения.

Вместе с тем, согласно предписаниям ст. 9 КУоАП штраф может быть применен лишь тогда, если есть вина лица. Поэтому если акцизный склад не будет зарегистрирован в результате сбоя в СЭА РГ, штраф применять нельзя.

Итак, Законом № 2628 вводятся новые и «модернизируются» существующие штрафы за нарушение обращения горючего, которое включает в себя не только реализацию и перемещение, но и хранение. В то же время такие штрафы применяются только в случае вины СХ и его должностных лиц в совершении правонарушения. Поэтому СХ, которые еще не готовы оборудовать свои склады в соответствии с требованиями законодательства, которые вступят в силу 01.07.19 г., следует позаботиться о том, как эффективнее применять для своих целей горючее, которое будет приобретаться на АЗС.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы