Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Годовая инвентаризация: уже пора!

22.10.2021

Акценты статьи:

  • с какой целью проводится инвентаризация активов и обязательств предприятия;
  • каким должен быть состав инвентаризационной комиссии, кого нельзя включать в эту комиссию;
  • в какой срок следует провести годовую инвентаризацию на предприятии.

Общие требования

Для начала вкратце напомним предприятиям общие правила инвентаризации активов и обязательств.

Нормативная база:

Цель инвентаризации: проверить и документально подтвердить наличие, состояние и оценку активов и обязательств предприятия, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности (ст. 10 Закона № 996).

Обязательность проведения: перечень основных случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения № 879. Среди них – проведение инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности.

Ответственным за проведение инвентаризации на предприятии является его собственник или уполномоченный им орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (п. 4 разд. I Положения № 879). Проводит инвентаризацию на предприятии инвентаризационная комиссия.

Объекты и периодичность: собственник предприятия (его руководитель) самостоятельно устанавливает периодичность и вид инвентаризации (выборочная, сплошная), за исключением установленных законодательством случаев обязательной инвентаризации.

Внимание! Годовая инвентаризация должна быть сплошной!

Сплошной инвентаризацией охватывают (п. 6 разд. I Положения № 879):

  • все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, которые переданы в прокат, аренду или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от их технического состояния;
  • активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке, на комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы.

Создание инвентаризационных комиссий

Для создания инвентаризационной комиссии руководитель предприятия издает приказ или распоряжение.

Внимание! В приказе следует привести весь состав комиссии, а также назначить ее председателя.

В комиссию включают (п. 1 разд. II Положения № 879):

  • уполномоченных представителей аппарата управления предприятия;
  • бухгалтеров (в зависимости от формы организации бухучета на предприятии в комиссию также можно включить специалистов аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, а в случае ведения бухучета на предприятии физлицом-предпринимателем на договорных началах – такое физлицо);
  • опытных работников предприятия, знающих специфику объекта инвентаризации, цены и первичный учет (например, это могут быть механики, технологи, товароведы, экономисты и т. д.).

Возглавляет инвентаризационную комиссию председатель. На эту роль может быть назначен руководитель предприятия или его заместитель либо руководитель структурного подразделения предприятия.

Если объем инвентаризации большой, то можно создать рабочие инвентаризационные комиссии для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства (например, рабочая инвентаризационная комиссия на складе, в цеху).

Для создания рабочих комиссий издается приказ или распоряжение по предприятию. В состав таких рабочих комиссий включают работников аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных специалистов, знающих объект инвентаризации. В их состав могут входить и члены инвентаризационной комиссии.

Хотим предупредить! В состав рабочей инвентаризационной комиссии нельзя включать материально ответственных лиц, если у них на ответственном хранении числятся активы, которые будут инвентаризоваться. Также запрещается назначать одного и того же работника председателем комиссии два года подряд для проверки активов одних и тех же материально ответственных лиц (пп. 2.3 разд. II Положения № 879).

Объекты и сроки годовой инвентаризации

Годовую инвентаризацию предприятия обязаны провести до даты баланса (см. ниже таблицу-подсказку).

Таблица-подсказка: сроки и периодичность проведения годовой инвентаризации (п. 10 разд. I Положения № 879)


п/п

Наименование актива или обязательства,
подлежащего инвентаризации

Сроки проведения
инвентаризации

1

2

3

1

Необоротные активы, кроме указанных в строках 7 и 16 этой таблицы

В течение трех месяцев
до даты годового баланса
(т. е. с 1 октября по 31 декабря)

2

Запасы, кроме указанных в строках 8, 9 и 17 этой таблицы

3

Текущие биологические активы

4

Дебиторская и кредиторская задолженность, кроме указанных в строках 14 и 15 этой таблицы

5

Доходы и расходы будущих периодов, кроме указанных в стр. 13 этой таблицы

6

Прочие обязательства

7

Незавершенные капитальные инвестиции

В течение двух месяцев
до даты годового баланса
(т. е. с 1 ноября по 31 декабря)

8

Незавершенное производство

9

Полуфабрикаты

10

Финансовые инвестиции

11

Денежные средства

12

Средства целевого финансирования

13

Обязательства в части неиспользованных обеспечений

14

Расчеты с бюджетом

15

Отчисления по ЕСВ

16

Автомобили и суда, которые отбывают в длительные рейсы

До их временного выбытия

17

Другие материальные ценности, находящиеся вне предприятия на дату проведения инвентаризации

18

Драгметаллы в оборудовании, приборах

Одновременно с инвента-
ризацией таких активов

Внимание, исключения! Ежегодно в указанные в таблице сроки инвентаризуют все активы и обязательства. Исключение могут составлять три случая, а именно:

  • земельные участки, здания, сооружения и другую недвижимость можно инвентаризовать один раз в три года (кроме недвижимого имущества госпредприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе того, что передано в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, созданных в процессе приватизации и корпоратизации);
  • инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить «постепенно» (по решению руководителя предприятия), а именно ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет;
  • инвентаризацию библиотечных фондов можно проводить в течение года согласно установленному графику (по решению руководителя).
Таблица-подсказка.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
20.05.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за март 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за март 2025 года. Приведены 6 самых интересных судебных решений, знание о которых может помочь налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок и сэкономить. Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам Оскар Уайльд (18...
19.05.2025
Как взыскать денежные средства с ГНС по решению админсуда: советы юриста
В статье рассмотрены вопросы, куда и с какими документами следует обращаться предприятию для исполнения решения административного суда о взыскании денежных средств с органа ГНС. Многие из наших читателей сталкиваются с ситуацией, когда приходится обжаловать налоговое уведомление-решение в администра...
16.05.2025
Пеня в хозяйственном договоре: правила, новшества, практические ситуации
В статье рассмотрено, какие правила применяются в случае взыскания пени с должника, нарушившего условия хозяйственного договора, приведены практические ситуации, в том числе с примером расчета пени, и даны рекомендации по включению в договор условий, касающихся пени. Заключая хозяйственный договор, ...
Лучшие материалы