Годовая инвентаризация: уже пора!
Акценты статьи:
- с какой целью проводится инвентаризация активов и обязательств предприятия;
- каким должен быть состав инвентаризационной комиссии, кого нельзя включать в эту комиссию;
- в какой срок следует провести годовую инвентаризацию на предприятии.
Общие требования
Для начала вкратце напомним предприятиям общие правила инвентаризации активов и обязательств.
Нормативная база:
- Закон от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996);
- Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).
Цель инвентаризации: проверить и документально подтвердить наличие, состояние и оценку активов и обязательств предприятия, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности (ст. 10 Закона № 996).
Обязательность проведения: перечень основных случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения № 879. Среди них – проведение инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности.
Ответственным за проведение инвентаризации на предприятии является его собственник или уполномоченный им орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (п. 4 разд. I Положения № 879). Проводит инвентаризацию на предприятии инвентаризационная комиссия.
Объекты и периодичность: собственник предприятия (его руководитель) самостоятельно устанавливает периодичность и вид инвентаризации (выборочная, сплошная), за исключением установленных законодательством случаев обязательной инвентаризации.
Внимание! Годовая инвентаризация должна быть сплошной! |
Сплошной инвентаризацией охватывают (п. 6 разд. I Положения № 879):
- все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, которые переданы в прокат, аренду или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от их технического состояния;
- активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке, на комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы.
Создание инвентаризационных комиссий
Для создания инвентаризационной комиссии руководитель предприятия издает приказ или распоряжение.
Внимание! В приказе следует привести весь состав комиссии, а также назначить ее председателя. |
В комиссию включают (п. 1 разд. II Положения № 879):
- уполномоченных представителей аппарата управления предприятия;
- бухгалтеров (в зависимости от формы организации бухучета на предприятии в комиссию также можно включить специалистов аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, а в случае ведения бухучета на предприятии физлицом-предпринимателем на договорных началах – такое физлицо);
- опытных работников предприятия, знающих специфику объекта инвентаризации, цены и первичный учет (например, это могут быть механики, технологи, товароведы, экономисты и т. д.).
Возглавляет инвентаризационную комиссию председатель. На эту роль может быть назначен руководитель предприятия или его заместитель либо руководитель структурного подразделения предприятия.
Если объем инвентаризации большой, то можно создать рабочие инвентаризационные комиссии для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства (например, рабочая инвентаризационная комиссия на складе, в цеху).
Для создания рабочих комиссий издается приказ или распоряжение по предприятию. В состав таких рабочих комиссий включают работников аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных специалистов, знающих объект инвентаризации. В их состав могут входить и члены инвентаризационной комиссии.
Хотим предупредить! В состав рабочей инвентаризационной комиссии нельзя включать материально ответственных лиц, если у них на ответственном хранении числятся активы, которые будут инвентаризоваться. Также запрещается назначать одного и того же работника председателем комиссии два года подряд для проверки активов одних и тех же материально ответственных лиц (пп. 2.3 разд. II Положения № 879). |
Объекты и сроки годовой инвентаризации
Годовую инвентаризацию предприятия обязаны провести до даты баланса (см. ниже таблицу-подсказку).
Таблица-подсказка: сроки и периодичность проведения годовой инвентаризации (п. 10 разд. I Положения № 879)
№ |
Наименование актива или обязательства, |
Сроки проведения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Необоротные активы, кроме указанных в строках 7 и 16 этой таблицы |
В течение трех месяцев |
2 |
Запасы, кроме указанных в строках 8, 9 и 17 этой таблицы |
|
3 |
Текущие биологические активы |
|
4 |
Дебиторская и кредиторская задолженность, кроме указанных в строках 14 и 15 этой таблицы |
|
5 |
Доходы и расходы будущих периодов, кроме указанных в стр. 13 этой таблицы |
|
6 |
Прочие обязательства |
|
7 |
Незавершенные капитальные инвестиции |
В течение двух месяцев |
8 |
Незавершенное производство |
|
9 |
Полуфабрикаты |
|
10 |
Финансовые инвестиции |
|
11 |
Денежные средства |
|
12 |
Средства целевого финансирования |
|
13 |
Обязательства в части неиспользованных обеспечений |
|
14 |
Расчеты с бюджетом |
|
15 |
Отчисления по ЕСВ |
|
16 |
Автомобили и суда, которые отбывают в длительные рейсы |
До их временного выбытия |
17 |
Другие материальные ценности, находящиеся вне предприятия на дату проведения инвентаризации |
|
18 |
Драгметаллы в оборудовании, приборах |
Одновременно с инвента- |
Внимание, исключения! Ежегодно в указанные в таблице сроки инвентаризуют все активы и обязательства. Исключение могут составлять три случая, а именно:
- земельные участки, здания, сооружения и другую недвижимость можно инвентаризовать один раз в три года (кроме недвижимого имущества госпредприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе того, что передано в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, созданных в процессе приватизации и корпоратизации);
- инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить «постепенно» (по решению руководителя предприятия), а именно ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет;
- инвентаризацию библиотечных фондов можно проводить в течение года согласно установленному графику (по решению руководителя).
Комментарии к материалу