Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Годовая инвентаризация: уже пора!

22.10.2021

Акценты статьи:

  • с какой целью проводится инвентаризация активов и обязательств предприятия;
  • каким должен быть состав инвентаризационной комиссии, кого нельзя включать в эту комиссию;
  • в какой срок следует провести годовую инвентаризацию на предприятии.

Общие требования

Для начала вкратце напомним предприятиям общие правила инвентаризации активов и обязательств.

Нормативная база:

Цель инвентаризации: проверить и документально подтвердить наличие, состояние и оценку активов и обязательств предприятия, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности (ст. 10 Закона № 996).

Обязательность проведения: перечень основных случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения № 879. Среди них – проведение инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности.

Ответственным за проведение инвентаризации на предприятии является его собственник или уполномоченный им орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (п. 4 разд. I Положения № 879). Проводит инвентаризацию на предприятии инвентаризационная комиссия.

Объекты и периодичность: собственник предприятия (его руководитель) самостоятельно устанавливает периодичность и вид инвентаризации (выборочная, сплошная), за исключением установленных законодательством случаев обязательной инвентаризации.

Внимание! Годовая инвентаризация должна быть сплошной!

Сплошной инвентаризацией охватывают (п. 6 разд. I Положения № 879):

  • все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, которые переданы в прокат, аренду или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от их технического состояния;
  • активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке, на комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы.

Создание инвентаризационных комиссий

Для создания инвентаризационной комиссии руководитель предприятия издает приказ или распоряжение.

Внимание! В приказе следует привести весь состав комиссии, а также назначить ее председателя.

В комиссию включают (п. 1 разд. II Положения № 879):

  • уполномоченных представителей аппарата управления предприятия;
  • бухгалтеров (в зависимости от формы организации бухучета на предприятии в комиссию также можно включить специалистов аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, а в случае ведения бухучета на предприятии физлицом-предпринимателем на договорных началах – такое физлицо);
  • опытных работников предприятия, знающих специфику объекта инвентаризации, цены и первичный учет (например, это могут быть механики, технологи, товароведы, экономисты и т. д.).

Возглавляет инвентаризационную комиссию председатель. На эту роль может быть назначен руководитель предприятия или его заместитель либо руководитель структурного подразделения предприятия.

Если объем инвентаризации большой, то можно создать рабочие инвентаризационные комиссии для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства (например, рабочая инвентаризационная комиссия на складе, в цеху).

Для создания рабочих комиссий издается приказ или распоряжение по предприятию. В состав таких рабочих комиссий включают работников аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных специалистов, знающих объект инвентаризации. В их состав могут входить и члены инвентаризационной комиссии.

Хотим предупредить! В состав рабочей инвентаризационной комиссии нельзя включать материально ответственных лиц, если у них на ответственном хранении числятся активы, которые будут инвентаризоваться. Также запрещается назначать одного и того же работника председателем комиссии два года подряд для проверки активов одних и тех же материально ответственных лиц (пп. 2.3 разд. II Положения № 879).

Объекты и сроки годовой инвентаризации

Годовую инвентаризацию предприятия обязаны провести до даты баланса (см. ниже таблицу-подсказку).

Таблица-подсказка: сроки и периодичность проведения годовой инвентаризации (п. 10 разд. I Положения № 879)


п/п

Наименование актива или обязательства,
подлежащего инвентаризации

Сроки проведения
инвентаризации

1

2

3

1

Необоротные активы, кроме указанных в строках 7 и 16 этой таблицы

В течение трех месяцев
до даты годового баланса
(т. е. с 1 октября по 31 декабря)

2

Запасы, кроме указанных в строках 8, 9 и 17 этой таблицы

3

Текущие биологические активы

4

Дебиторская и кредиторская задолженность, кроме указанных в строках 14 и 15 этой таблицы

5

Доходы и расходы будущих периодов, кроме указанных в стр. 13 этой таблицы

6

Прочие обязательства

7

Незавершенные капитальные инвестиции

В течение двух месяцев
до даты годового баланса
(т. е. с 1 ноября по 31 декабря)

8

Незавершенное производство

9

Полуфабрикаты

10

Финансовые инвестиции

11

Денежные средства

12

Средства целевого финансирования

13

Обязательства в части неиспользованных обеспечений

14

Расчеты с бюджетом

15

Отчисления по ЕСВ

16

Автомобили и суда, которые отбывают в длительные рейсы

До их временного выбытия

17

Другие материальные ценности, находящиеся вне предприятия на дату проведения инвентаризации

18

Драгметаллы в оборудовании, приборах

Одновременно с инвента-
ризацией таких активов

Внимание, исключения! Ежегодно в указанные в таблице сроки инвентаризуют все активы и обязательства. Исключение могут составлять три случая, а именно:

  • земельные участки, здания, сооружения и другую недвижимость можно инвентаризовать один раз в три года (кроме недвижимого имущества госпредприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе того, что передано в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, созданных в процессе приватизации и корпоратизации);
  • инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить «постепенно» (по решению руководителя предприятия), а именно ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет;
  • инвентаризацию библиотечных фондов можно проводить в течение года согласно установленному графику (по решению руководителя).
Таблица-подсказка.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Статьи по теме
23.10.2025
Таблица-подсказка: отражаем результаты инвентаризации в учете
В статье рассмотрим, как последствия проведенной инвентаризации влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Инвентаризация Процедура инвентаризации требует от предприятия выполнения конкретных действий, а именно: создания инвентаризационной комиссии, подготовки документации и активов, непосредственно...
23.10.2025
Инвентаризация обеспечений
Как проинвентаризовать обеспечения и проверить их обоснованность? В статье рассмотрим, какие объекты подлежат инвентаризации, как оформляются и отражаются в учете ее результаты. Инвентаризации подлежат все виды обеспечений. При этом прежде всего проверяется правильность и обоснованность их начислени...
23.10.2025
Инвентаризация финансовых инвестиций и прочих ценных бумаг
В статье приведем пошаговый алгоритм проведения инвентаризации финансовых инвестиций и порядок отражения в учете ее результатов Финансовые инвестиции, как и любые другие активы предприятия, должны быть достоверно отражены в годовой финансовой отчетности. Рассмотрим, какие активы относятся к финанс...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
24.10.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за август 2025 года
Читайте об арендной плате за землю, особенностях сроков взыскания налогового долга в судебном порядке, неначислении НДС на бюджетные средства целевого финансирования, требованиях к детализации первичных документов, НДФЛ с доходов предпринимателей на общей системе налогообложения – в иногда нео...
23.10.2025
Таблица-подсказка: отражаем результаты инвентаризации в учете
В статье рассмотрим, как последствия проведенной инвентаризации влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Инвентаризация Процедура инвентаризации требует от предприятия выполнения конкретных действий, а именно: создания инвентаризационной комиссии, подготовки документации и активов, непосредственно...
Лучшие материалы