Внешнеэкономическим договором (контрактом) предусмотрено получение55 000,00 RUB (рублей) от иностранного контрагента, а поступило только 54 775,23 RUB, что подтверждается SWIFT-сообщением, предоставленным нам обслуживающим банком, где открыт счет в иностранной валюте. Разница, то есть 224,77 RUB, как нам сообщили, удержана банком-корреспондентом из суммы предоплаты за услуги, поскольку код комиссии такого платежа – «SHA». В каком документе увидеть эту сумму? Как отразить такую операцию в учете?
Все основные суммы внешнеэкономического платежа указываются в платежном поручении в иностранной валюте, которое предоставляется вместе со SWIFT (так называемая «свифтовка») тем обслуживающим банком, который зачисляет на счет в иностранной валюте деньги, полученные от иностранного контрагента.
В соответствующих полях такого платежного поручения в иностранной валюте, которое доступно также в системе дистанционного обслуживания («клиент-банк», «Клиент-интернет-банк»), уже будут показаны условия уплаты комиссионного вознаграждения банков из осуществленного платежа, в частности:
По условиям платежа с кодом «SHA» плательщик обычно платит комиссию своего банка, а комиссионные вознаграждения других банков-корреспондентов уплачиваются за счет получателя иностранной валюты (вычитаются из суммы платежа).
В платежном поручении в иностранной валюте можно увидеть суммы в иностранной валюте: которую отправил иностранный контрагент и которая получена отечественным партнером за вычетом комиссии (соответственно, поле «33В» – RUB 55 000,00 и «32А» – RUB 54 775,23)
! Таким образом, сумма, которая поступит получателю, действительно, будет меньше отправленной суммы, ведь комиссию банков вычитают автоматически из суммы такого платежа по условиям «SHA». Тот факт, что производится уплата резидентом комиссионных вознаграждений, которые удержали банки-нерезиденты, нужно указать во внешнеэкономическом договоре (контракте).
Для налоговых последствий важно выяснить, какова картина в бухучете.
Согласно НП(С)БУ 15 «Доход», утвержденному приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290, доход составит полную сумму, комиссия на расчетно-кассовое обслуживание не уменьшает его размера.
Учет денежных средств в иностранной валюте, которые подлежат распределению (дополнительному предварительному контролю) ведется на субсчете 316 «Специальные счета в иностранной валюте» (пояснение к субсчету 316 Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291).
То есть предприятие должно в первую очередь отразить на указанном субсчете сумму, поступившую от иностранного контрагента, пользуясь полученным от своего обслуживающего банка SWIFT-ом (в нашей ситуации – 54 775,23 RUB). Это соответствует требованиям действующего законодательства, ведь именно с использованием, прежде всего, распределительного счета затем осуществляется банками зачисление средств в иностранной валюте на текущий счет клиента (п. 108 Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5, далее - Положение № 5).
На дату зачисления банком денежных средств в иностранной валюте на распределительный счет уже будет известно (на основании платежного поручения в иностранной валюте, полученного вместе со SWIFT-ом) комиссионное вознаграждение банков-корреспондентов, ранее удержанное из суммы положенного предприятию платежа (в нашей ситуации – 224,77 RUB). Таким образом, именно этой датой указанная комиссия отражается в учете предприятия. Напомним, что плата за расчетно-кассовое обслуживание и прочие услуги банков относится к административным расходам предприятия (п. 18 НП(С)БО 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318). И ограничений по отнесению к расходам предприятия комиссий иностранных банков в таком случае нет.
Предприятию не помешает также составить бухгалтерскую справку, указав в ней условия платежа (код комиссии платежа – SHA) со ссылкой на соответствующую норму внешнеэкономического договора и сумму комиссии (224,77 RUB (рублей)), которая уплачивается за счет получателя валюты и удержана банками-корреспондентами.
Напомним также, что согласно п. 52 Положения № 5 обслуживающий предприятие банк обязан перевести на его текущий счет в иностранной валюте деньги с распределительного счета без какого-либо поручения (т. е. по умолчанию). Такое перечисление производится банком не позднее чем на следующий банковский день после дня их зачисления на распределительный счет.
Удержанную банком-корреспондентом комиссию в нашей ситуации можно отразить в учете предприятия следующим образом:
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма |
|
Дт |
Кт |
|||
1 |
Получена от нерезидента предоплата в иностранной валюте на распределительный счет в банке (курс НБУ – 0,37317 грн/ RUB) |
316 |
681 |
20 440,47 грн 54 775,23 рублей |
2 |
Отнесена на расходы сумма комиссии, удержанная из предоплаты иностранным банком-корреспондентом (курс НБУ – 0,37317 грн/ RUB) |
92 |
685 |
83,88грн 224,77 рублей |
3 |
Отражен зачет задолженности по комиссии, удержанной из предоплаты иностранным банком-корреспондентом |
685 |
681 |
83,88грн 224,77 рублей |
4 |
Зачтены средства в иностранной валюте сразу в день поступления на распределительный счет и на текущий счет предприятия |
312 |
316 |
20 440,47 грн* 54 775,23 рублей |
5 |
Предоставлены услуги нерезиденту |
362 |
703 |
20 524,35 грн** 55 000 рублей |
6 |
Осуществлен зачет задолженностей на сумму ранее отраженной предоплаты |
681 |
362 |
20 524,35 грн 55 000 рублей |
*Если деньги в иностранной валюте поступят с распределительного счета на текущий на следующий день и курс НБУ изменится, то на основании нормы п.8 НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденного приказом Минфина от 10.08.2000 г. № 193, нужно будет отразить курсовую разницу на дату зачисления валюты на текущий счет.**Доход в рассматриваемой ситуации отражается по валютному курсу на дату поступления валюты (п. 6 НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов») |
! Таким образом, предприятие – плательщик налога на прибыль, взяв за основу данные бухгалтерского учета, имеет право на «налоговые» расходы, определенные из суммы комиссии (224,77 руб.), удержанной иностранным банком-корреспондентом из предоплаты по внешнеэкономическому договору.
Если руководствоваться исключительно законодательной нормой, то в таком случае у плательщика единого налога (не важно, это физическое или юридическое лицо) доходом являются денежные средства, полученные в безналичной форме, а датой получения такого дохода считается дата поступления денег (п. 292.1 и п. 292.6 Налогового кодекса, далее – НК). Получается, что сумма, перечисленная контрагентом по условиям внешнеэкономического договора, игнорируется, а учитывается только та, которая поступила плательщику единого налога в иностранной валюте (за минусом уже удержанного комиссионного вознаграждения банков-корреспондентов), то есть меньшая сумма.
С таким подходом, что не удивительно, налоговики не соглашались в прошлом, да и на сегодняшний день они имеют иное виденье отражения такого дохода. В частности, отмечая (ОИР, категория 108.01.02), что в случае удержания процентов (комиссионных) из выручки в иностранной валюте за предоставленные товары (работы, услуги) в пользу международной системы денежных переводов (SWIFT, Western Union, MoneyGram и т. п.) доходом юридического лица – плательщика единого налога третьей группы все равно является полная сумма выручки (т. е. с учетом денег, ранее удержанных международными системами за перевод валютных средств). Что касается ФЛП – плательщиков единого налога, то, как считают налоговики, действует аналогичное правило определения суммы дохода. То есть, если из суммы выручки банком удерживается комиссионное вознаграждение, то доходом физлица – плательщика единого налога считается вся стоимость реализованного товара (работ, услуг) с учетом процентов (комиссии) банка (ОИР, категория 107.01.03, ИНК ГУ ГНС в г. Киеве от 18.04.19 г. № 1665/Х/26-15-13-06-12-ІПК).
Таким образом, осторожным плательщикам единого налога, учитывая наличие такой фискальной позиции, следует считать своим доходом сумму в размере 55 000,00 RUB (рублей). В целях исчисления единого налога доход, выраженный в инвалюте, нужно пересчитать в гривни по курсу НБУ на дату его получения (п. 292.5 НК). Это утверждение налоговики полностью поддерживают (ОИР, категория 107.01.03), отмечая, что в дальнейшем ФЛП – плательщик единого налога не включает в свой доход положительную разницу от продажи банком иностранной валюты по поручению такого предпринимателя.
Получается, что курс НБУ нужно применять на дату получения дохода на счет (именно на расчетный счет, а не распределительный), и для определения суммы дохода для налогообложения единым налогом следует брать полную величину (т. е. без удержания комиссии банка, а это 55 000 рублей). По крайней мере, такие выводы можно сделать из указанной позиции фискалов.
Доход будет определяться в полной сумме, то есть вместе с комиссией.
А вот суммы денежных, уплаченные ФЛП – плательщиком НДФЛ в пользу банка за предоставленные услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, связанные с ведением хозяйственной деятельности (открытие, закрытие, переоформление счетов, открытых непосредственно на ФЛП, предоставление выписок со счетов и т. п.), включаются в расходы такого ФЛП на общей системе налогообложения (п. 177.2 НК, разъяснение ГУ ГНС в Днепропетровской области). Документом, подтверждающим расходы, будет выписка банка (платежное поручение в иностранной валюте, которое предоставляется вместе со SWIFT-ом).
При экспорте услуг возникают опасения по поводу наличия валютного надзора, ведь по условиям нашей ситуации отечественному субъекту ВЭД поступает выручка в иностранной валюте не в полной сумме (удерживается комиссия банков по платежу).
Впрочем, в нашей ситуации валютный надзор маловероятен, ведь, напомним, определенный действующим законодательством предельный срок расчетов (365 календарных дней) не распространяется:
В любом случае, если сумма незавершенных расчетов по операции по экспорту не превышает незначительную сумму, банк должен завершить валютный надзор за соблюдением резидентом предельных сроков расчетов (пп. 1 п. 9 Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 7).
Итак, учитывая упомянутые нормы действующего законодательства и небольшой размер комиссионного вознаграждения, которое обычно удерживается банками-контрагентами из международного платежа, вопросы как таковые с валютным надзором в рассматриваемой ситуации возникать не должны.