Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Конкурс 2016. Расходы на сбыт

Юлия Гужел

01.09.2016 1725 0 1

Расходы на сбыт возникают в процессе осуществления хозяйственной деятельности у любого предприятия. В консультации рассмотрим порядок признания таких расходов, их состав, правила отражения в бухгалтерском учете и особенности налогового учета.

Состав

К сбытовымотносятся расходы предприятия, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Состав расходов на сбыт определен п. 19 П (С) БУ 16 «Расходы» (см. таблицу).

Состав и характеристика расходов на сбыт


п / п

Вид расходов

Краткая характеристика

1

2

3

1

Расходы упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах готовой продукции

Упаковка – это техническое средство или комплекс средств с товаром, находящимся в нем, который обеспечивает защиту товара от повреждений и потерь в процессе транспортировки, хранения и продажи, а окружающую среду – от загрязнения. Отнесение расходов упаковочных материалов в состав расходов на сбыт обусловлено тем, что упаковки частично выполняют роль рекламы. Например, упаковка может содержать информацию об акционных предложениях, есть упаковки, оформленные к праздникам и т. д.

2

Расходы на ремонт тары

Тара – это элемент упаковки, в котором размещается товар. Некоторые виды тары время от времени ремонтируют. Чаще всего требуют ремонта деревянные ящики, бочки и т. д.

3

Оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт

Служба сбыта на предприятии занимается не только заключением контрактов на продажу продукции, оформлением документов на отгрузку или непосредственно самой продажей. В такие службы могут входить и работники, ответственные за продвижение товаров на рынке, например маркетологи, мерчандайзеры и др. Оплата труда таких работников (с начислениями налогов) входит в состав расходов на сбыт. Кроме того, сумма вознаграждения посредникам (например, комиссионерам) также включается в эти расходы

4

Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг)

Реклама – это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к этому лицу или товара (ст. 1 Закона Украины от 03.07.96 г.. № 270/96-ВР). Реклама может быть внутренней, внешней, сравнительной, скрытой и т. д.

Маркетинговые исследования – это систематизированный процесс определения, сбора, накопления, обработки и анализа информации о текущем состоянии и прогнозе рынка товаров и услуг, спросе и предложении, поведении потребителей, рыночной конъюнктуре, динамике цен. Весь этот комплекс действий направлен на лучшее продвижение товаров на рынок, увеличение их сбыта, продаж (разд. ІІ Методических рекомендаций, утвержденных приказом Госкомитета Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации от 13.09.10 г. № 18).

5

Расходы на предпродажную подготовку товаров

 

Предпродажная подготовка товаров включает комплекс операций по подготовке товара к эксплуатации, а также по выявлению и устранению недостатков, возникших в процессе его транспортировки и хранения. Объем и перечень таких операций устанавливается производителем. К расходам на предпродажную подготовку можно отнести расходы:

– на проверку наличия комплектующих и пломб завода-изготовителя;

– подготовку к работе, включение, запуск и проверку работоспособности, устранение неполадок, настройка и регулировка техники;

– отражение в техническом руководстве процедуры предпродажной підготовки

6

Расходы на командировки работников, занятых сбытом

Расходы на служебные командировки работников, обеспечивающих сбыт продукции, товаров, работ или услуг, отражаются на счете 93

7

Расходы на содержание

основных средств (далее – ОС), других материальных необоротных активов, связанных со сбытом

В состав этого вида сбытовых расходов входят затраты на операционную аренду ОС, амортизационные отчисления, расходы на страхование, ремонты, техобслуживание, отопление, освещение, водоотведение, охрану объектов, повязкам связанных со сбытом продукции (товаров, работ, услуг)

8

Расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиторские и другие услуги, связанные с условиями договоров и поставок

Речь идет о расходах на транспортировку готовой продукции (товаров), произведенных продавцом в соответствии с договорами поставки. Если такие расходы несет покупатель, то их стоимость в его учета формирует себестоимость приобретенного товара (п. 9 П (С) БУ 9)

9

Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

В соответствии с п. 13 П (С) БУ 11 «Обязательства» продавцу (производителю) необходимо начислить в учете сумму обеспечения на выполнение гарантийных обязательств. Такая операция отражается проводкой: Дт 93 – Кт 473 «Обеспечение гарантийных обязательств»

10

Расходы на страхование продукции, подлежащей дальнейшей реализации и временно хранится на складах предприятия

Предприятия имеют право заключить со страховой компанией договор добровольного имущественного страхования готовой продукции, находящейся на складе, на случай пожара, кражи, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц и т. д. Суммы страховых взносов, перечисляемых страховым компаниям, относятся на сбытовые расходы

11

Расходы на транспортировку готовой продукции (товаров) между структурными подразделениями предприятия

Данный вид расходов включает затраты, понесенные технологическим транспортом при транспортировке готовой продукции между различными подразделениями, например, амортизация, топливо (если продукция перевозится автомобилями, тепловозами), электроэнергия (например, при перевозке электрокарами)

12

Прочие расходы, связанные со сбытом

В эту статью расходов могут быть включены:

– расходы на почтовые услуги;

– амортизация нематериальных активов, связанных со сбытом продукции;

– расходы на охрану труда и технику безопасности, пожарной безопасности объектов службы сбыта;

– расходы на услуги охраны складов готовой продукции;

– отчисления в резерв отпускных работников службы сбыта;

– стоимость ТМЦ, используемых для подразделений службы сбыта;

– стоимость техосмотра и парковки автомобилей, используемых службой сбыта;

– расходы на информационные услуги в различных каталогах, буклетах и т. п.;

– участие в выставках;

– услуги сторонних организаций и т. д.

Особенности включения расходов в состав сбытовых

Предприятие решило провести маркетинговое исследование, связанное с приобретением объекта недвижимости, который планируется использовать как склад готовой продукции. В частности, проведен анализ рыночных цен подобной по площади и дате застройки недвижимости в местности, где находится объект исследования. Можно ли включить такие затраты в состав расходов на сбыт?

Нет, нельзя. Эти затраты на маркетинговые исследования не связаны со сбытом продукции, даже если недвижимость приобретаемого непосредственно будет использоваться для хранения готовой продукции. Несмотря на то что данный вид расходов не указано в п. 8 П (С) БУ 7 «Основные средства», на наш взгляд, такие суммы должны сформировать первоначальную стоимость объекта ОС (в данном случае – склада) как прочие расходы.

Предприятие создало собственный сайт, цель которого – распространить как можно больше информации о своей деятельности и продукции и привлечь новых покупателей. Сайт учитывается предприятием как нематериальный актив. Относится ли сумма начисленной амортизации сайта, а также плата за услуги хостинга в состав расходов на сбыт?

Да, относится. Расходы на создание и поддержку такого сайта полностью соответствуют определению термина «реклама» (см. п. 4 вышеприведенной таблицы).

Сбытовые расходы при расчете налога на прибыль

Расходы на сбыт не связаны с датой признания дохода от реализации продукции, поэтому признаются в учете в момент их совершения. Достаточно подробный перечень расходов, включаемых в состав сбытовых, приведен в п. 19 П (С) БУ 16.

По сути, нормы НК не содержат каких корректировок финрезультата, относящиеся конкретно к расходам на сбыт.

Разницы могут возникать только в случае создания суммы обеспечений гарантийных обязательств. Так, необходимо помнить о пп. 139.1.1 и 139.1.2 Налогового кодекса Украины (далее – НК). Согласно этим нормам налогоплательщики, которые формируют в бухгалтерском учете такое обеспечение, обязаны увеличить финрезультат до налогообложения на сумму затрат на создание обеспечения, а в дальнейшем, когда появятся затраты, возмещаемые за счет суммы обеспечения, эти налогоплательщики должны уменьшить финрезультат на сумму таких расходов.

Также следует учитывать, что НК требует корректировать финрезультат и в других случаях, например, при начислении амортизации объектов, связанных со сбытом продукции, если сумма амортизации в бухгалтерском и налоговом учете разная.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы