Может ли физлицо-единщик выдавать займы?
28.07.2015 2247 3 0
В феврале 2015 года предприниматель-единщик выдал беспроцентный заем физлицу сроком на 9 календарных месяцев. В августе 2015 года заканчивается срок договора займа и от заемщика должны поступить обратно деньги. Из разъяснения контролирующего органа (ОИР, категория 107.04) следует, что физлицу-единщику придется уплатить с таких поступлений единый налог по ставке 15 % (как с дохода, полученного от запрещенной деятельности – финансового посредничества) и перейти на общую систему налогообложения. Так ли это?
Нет, не так. Контролирующий орган в данном случае не прав.
Денежные средства, которые возвращаются от заемщика, вообще не могут считаться доходом заимодавца. Ведь в данном случае речь идет о возврате суммы, которая ранее принадле-жала предпринимателю и уже была обложена единым налогом.
Однако специалисты контролирующего органа (см. упомянутое разъяснение в ОИР) считают: предоставляя возвратную финансовую помощь (далее – ВФП), единщик осуществляет деятельность в сфере финансового посредничества (код 64 в Национальном классификаторе Украины ДК 009:2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта от 11.10.10 г. № 457). А такой вид деятельности запрещен для всех единщиков (пп. 6 пп. 291.5 Налогового кодекса, далее – НК).
Давайте разберемся, на каком же основании фискальщики делают такие неблагоприятные для физлица-единщика выводы.
Как известно, правовой основой для выдачи ВФП является договор займа (ст. 1046–1053 Гражданского кодекса). При этом гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений относительно сторон такого договора. А вот согласно ч. 1 ст. 4 Закона от 12.07.01 г. № 2664-III (далее – Закон № 2664) передача денег взаймы является финансовой услугой. Оказанием таких финансовых услуг могут заниматься финансовые учреждения, a если этo прямо предусмотрено законoм, то и предприниматели (ч. 1 ст. 5 Закона № 2664).
Очевидно, у контролирующих органов сложилась логическая цепочка: предоставив взаем деньги, единщик оказал финансовую услугу, а значит – занялся финансовым посредничеством.
Давайте уточним, что же такое финансовое посредничество.
Согласно ч. 3 ст. 333 Хозяйственного кодекса финансовым посредничеством является деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. При этом такое посредничество должно осуществляться учреждениями банков и другими финансово-кредитными организациями.
Согласитесь, что по меньшей мере странно ставить в один ряд с такими финансовыми учреждениями физлицо-единщика, который дал деньги взаймы другому физлицу, не требуя уплаты процентов. Пусть даже он оформил при этом договор займа.
А что такое финансовая услуга?
Как следует из п. 5 ст. 1 Закона № 2664, финансовая услуга – это операция с финансовыми активами в интересах третьих лиц, цель которой – получение прибыли или сохранение реальной стоимости финансовых активов.
Юридическим лицам, которые по своему правовому статусу не являются финучреждениями, было разъяснено (п. 1 распоряжения Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 31.03.06 г. № 5555), что они могут давать взаймы денежные средства (за исключением выдачи финансового кредита), принимая во внимание законодательство Украины o предотвращении и прoтиводействии легализации (отмывaнию) доходов, полученных преступным путем. То есть давать деньги взаймы под процент имеют право только финансовые учреждения. Остальные юрлица могут предоставлять только беспроцентные займы.
В названном распоряжении не было разъяснений для заимодавцев-физлиц. Но для них можно сделать аналогичные выводы. Причем выводы можно усилить следующими аргументами:
- во-первых, договор беспроцентного займа не имеет своей целью получение прибыли. Значит, не выполняется одно из основных условий, «благодаря» которым операция может считаться финансовой услугой;
- во-вторых, говорить о сохранении реальной стоимости финансовых активов по предоставленным беспроцентным займам в условиях постоянной инфляции даже не имеет смысла.
Таким образом, как ясно из вышеприведенных законодательных норм, предоставить беспроцентный заем может любое лицо, в том числе и предприниматель. Эта операция не будет финансовой услугой и не может классифицироваться как финансовое посредничество. Соответственно для единщиков такая «деятельность» (такой случай) никак не подпадает под запрещенную. Поэтому не стоит контролирующим органам, как говорится, наводить тень на плетень.
В заключение отметим, что в письме ГНС от 11.02.13 г. № 1990/6/17-1216 фискальщики пришли к правильным выводам: сумма возвращенной ВФП не включается в доход плательщика единого налога. То есть дохода у заимодавца по такой операции не может быть – не то что от финансового посредничества, его не может быть в принципе! А предоставить средства взаймы под проценты вправе только финансовые учреждения.
Поэтому рекомендуем заимодавцу – предпринимателю-единщику обратиться в органы ГФС за индивидуальным разъяснением. Не забудьте в обращении сослаться на вышеназванное письмо ГНС. И всегда помните, что ОИР – это только общедоступный информационно-справочный ресурс, а не нормативный документ.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 3