• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Трудовые проверки по-новому: чего ожидать работодателю?

Постановлением КМУ от 26.04.17 г. № 295 утверждены:

  • Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок контроля);
  • Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок надзора).

Чем отличается контроль от надзора, кто теперь будет выполнять эти действия и в чем заключаются основные новшества, касающиеся проверок работодателей? Эти вопросы сегодня интересуют каждого субъекта хозяйствования (далее – СХ). Разберемся с ними по порядку.

Осуществление контроля

Кто вправе контролировать. Осуществлять контроль теперь уполномочены:

1. Гоструда и ее территориальные органы (далее – Гоструда).

2. Исполнительные органы горсоветов городов областного значения и сельские, поселковые, городские советы объединенных территориальных громад (далее – исполнительные органы). Правда, следует отметить, что эти органы вправе контролировать только вопросы (п. 2 Порядка контроля):

  • своевременности и полноты оплаты труда;
  • соблюдения минимальных гарантий в оплате труда;
  • оформления трудовых отношений.

Непосредственно контроль будут осуществлять инспекторы труда – представители как Гоструда, так и исполнительных органов. При этом важно, чтобы у инспектора было служебное удостоверение (его форма утверждается Минсоцполитики, а выдается оно Гоструда). Обратите внимание: удостоверения инспекторов труда, которые являются должностными лицами исполнительных органов, также должны быть выданы Гоструда. Интересно, что согласно Порядку контроля Гоструда обязана вести реестр таких удостоверений и если в этом реестре нет информации о предъявленном удостоверении, то оно считается недействительным. Хотя, будут ли сведения из данного реестра общедоступными, пока не понятно (в Порядках об этом ничего не сказано).

Как будут контролировать. Формами контроля могут быть (п. 2, 15 Порядка контроля):

  • инспекционные посещения;
  • невыездные инспектирования, которые проводятся в помещении органа контроля, по согласованию с СХ и на основании поданных СХ документов и пояснений.

Продолжительность инспекционных посещений и невыездных инспектирований – не более 10 рабочих дней (далее – р. д.), а для СМП и субъектов микропредпринимательства – не более 2 р. д.

Должны ли уведомлять СХ об инспекционном посещении. И да, и нет. По общему правилу инспектор труда должен уведомить СХ о предстоящем инспекционном посещении (п. 8 Порядка контроля). Вот только в порядке ничего не сказано о том, в какой срок и каким способом это должно быть произведено. Кроме того, если инспекционное посещение связано с выявлением неоформленных работников и инспектор труда считает, что уведомление может повредить такому посещению, тогда СХ не уведомляют.

Какие документы должны предъявить контролеры. Никаких документов, кроме служебного удостоверения, оформленного надлежащим образом (об этом см. выше), они предъявлять не обязаны. Однако еще до начала инспекционное посещение подлежит уведомительной регистрации Гоструда (или территориальным органом Гоструда). Как она будет проводиться и можно ли будет проверить ее наличие, пока тоже не понятно.

Что касается журнала проверок, то СХ вправе потребовать от представителей контролирующего органа расписаться в нем. Вот только Порядком контроля (пп. 4 п. 14) предусмотрено, что делать это следует перед передачей акта проверки на подпись СХ (его уполномоченному лицу). На наш взгляд, это не совсем корректно, ведь по правилам ведения этого журнала проверяющие должны расписаться в нем до начала проверки (инспекционного посещения) (см. приказ Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18).

Когда можно не допустить проверяющих. Основания для недопуска установлены пп. 2 п. 14 Порядка контроля, а именно:

  • если у проверяющих отсутствуют служебные удостоверения, оформленные в соответствии с требованиями этого Порядка;
  • если на официальном веб-сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, которые подлежат инспектированию;
  • если срок проведения инспекционного посещения превышает сроки, предусмотренные Порядком.

Каковы основания для инспекционного посещения. В Порядке контроля их семь (п. 5):

1. По обращению работника о нарушении относительно него законодательства о труде.

2. По обращению физлица, относительно которого нарушены правила оформления трудовых отношений.

3. Согласно решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятому по результатам анализа информации, полученной из СМИ и других источников, доступ к которым не ограничен законодательством.

4. Согласно решению суда, уведомлению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде.

5. По уведомлению должностных лиц органов госнадзора (контроля) о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде.

6. По информации Госкомстата, ГФС, ПФУ и их территориальных органов. Причем в данном случае речь идет не о выявленных этими органами правонарушениях в сфере трудовых отношений, а о предположении, что СХ допускает такие нарушения. Например, если у работодателя более 30 % лиц работает по гражданско-правовым договорам или если на протяжении месяца количество работников, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 % и более.

7. По информации профсоюзных органов о нарушениях прав работников – членов профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Как оформляются результаты осуществленного контроля. По результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования (в последний день) составляется акт, который должен быть подписан инспектором труда и руководителем СХ или уполномоченным им лицом.

Этот акт может быть подписан СХ с возражениями, которые можно предоставить в течение 3 р. д. с даты подписания акта. Если в ходе осуществления контроля выявлены нарушения, то не позднее следующего рабочего дня с момента подписания акта либо с момента рассмотрения возражений к акту проверки на основании акта выносится предписание. Предписание также подписывают обе стороны. В нем должен быть указан срок устранения выявленных нарушений. И если СХ в установленный срок не устранит их, к нему будут применяться меры ответственности, предусмотренные законодательством. Правда, у этого правила есть исключения. Санкции применяются сразу, вместе с вынесением предписания, независимо от того, что в ходе инспектирования или посещения эти нарушения были устранены, если речь идет:

  • о несвоевременной или неполной выплате зарплаты;
  • несоблюдении минимальных гарантий в оплате труда;
  • использовании труда неоформленных работников.

Как обжаловать предписание. Вынесенное предписание можно обжаловать в 10-дневный срок начальнику (его заместителю) соответствующего территориального органа Гоструда. Если же СХ не удовлетворен и этим решением, то он может снова подать жалобу непосредственно начальнику (его заместителю) Гоструда. Своевременная подача жалобы приостанавливает выполнение предписаний и требований.

Напомним, у СХ всегда остается право обжаловать результаты контроля в судебном порядке (об этом в Порядке контроля не упоминается).

Также отметим, что СХ может сам инициировать посещение его инспекторами труда: по его письменному заявлению будет выполнен анализ состояния соблюдения законодательства о труде, по результатам которого составляется справка.

Осуществление надзора

Каковы цели надзора. Основной целью надзора является выявление недостатков и нарушений, допущенных исполнительными органами в ходе осуществления ими контроля и других функций, предоставленных им ст. 259 КЗоТ и ст. 34 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР. Именно их и проверяют в процессе надзора.

Кто осуществляет надзор. Его осуществляют должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, которые имеют надлежащим образом оформленные служебные удостоверения.

Как осуществляется надзор. Он осуществляется путем:

  • истребования, сбора и анализа информации, необходимой для подготовки выводов о состоянии соблюдения законодательства о труде;
  • проведения выездной проверки.

Поскольку в соответствии с Порядком надзора проверяют не СХ, а те органы, которые контролировали соблюдение законодательства о труде, мы не будем останавливаться на правилах проведения таких проверок, так как они подробно прописаны в Порядке надзора.

Отметим только, что по результатам проверки составляется заключение, в котором фиксируются нарушения, допущенные инспекторами труда в ходе осуществления контроля. При выявлении нарушений также выносится требование со сроками их устранения.

По результатам проверки могут быть инициированы:

  • отмена незаконно принятых в ходе контроля решений;
  • привлечение должностных лиц (инспекторов труда) к ответственности.

В завершение заметим, что публикуемое Постановление № 295 не было согласовано Государственной регуляторной службой (далее – ГРС).

Поэтому при оспаривании результатов проверки и неправомерности действий проверяющих можно воспользоваться этим фактом и в качестве одного из оснований для отмены результатов проверки указать, что в нарушение требований Закона от 11.09.03 г. № 1160-IV Порядок контроля не был согласован с ГРС.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

Трудовые проверки по-новому: чего ожидать работодателю?