• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Проверки соблюдения трудового законодательства

Анна Левченко

07.11.2016 2525 0 1

В настоящее время тема проверок соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда приобрела особую актуальность. Такие проверки проводятся все чаще, да и ответственность в этой сфере довольно серьезная. Кто может проводить данные проверки и чем регламентирован порядок их проведения, какие бывают проверки и какова ответственность за правонарушения в сфере трудового законодательства, расскажем в консультации.

Нормативное регулирование

К основным нормативно-правовым актам, регулирующим порядок проведения проверок по соблюдению норм законодательства о труде и об охране труда, относятся:

Распространяется ли действие Закона № 877 на проверки в указанной сфере?

Нет, с 01.01.15 г. нормы данного закона не применяются к проверкам по соблюдению законодательства о труде и об охране труда. На это прямо указано в ч. 2 ст. 2 Закона № 877, изменения в которую были внесены согласно п. 30 разд. І Закона № 77.

Важный нюанс: на сегодня Порядок № 390 не приведен в соответствие с законодательством и по-прежнему содержит ссылки на Закон № 877.

Кто имеет право проводить проверки?

Такое право имеет Государственная служба по вопросам труда (далее – Гоструда) и ее территориальные органы. Работа этой службы регулируется Положением № 386.

Проводить проверки вправе только те должностные лица Гоструда либо ее территориальных органов, которые в соответствии со своими должностными обязанностями наделены полномочиями госинспектора по вопросам труда.

Основные законодательные требования к проверкам

Виды проверок. Проверки бывают:

  • плановые. Периодичность этих проверок зависит от степени риска субъекта хозяйствования (далее – СХ);
  • внеплановые. В Порядке № 390 до сих пор указано, что перечень оснований для проведения такой проверки приведен в Законе № 877, нормы которого в отношении проверок по труду уже не действуют. Внеплановые проверки на основании обращения физических или юридических лиц в связи с нарушением СХ требований законодательства о труде и общеобязательном государственном соцстраховании проводятся с согласия Гоструда.

Периодичность плановых проверок. Проверки Гоструда и ее территориальными органами проводятся в зависимости от степени риска от осуществления хозяйственной деятельности (в части соблюдения законодательства о труде). Критерии, по которым определяются степени риска, типы СХ, а также периодичность проверок определены в Постановлении № 1059.

В зависимости от указанных критериев СХ подразделяются на три категории:

  • с высокой степенью риска;
  • со средней;
  • с незначительной.

Как правильно отнести СХ к той или иной степени риска (согласно Постановлению № 1059), покажем в табл. 1.

Таблица 1. Степени риска СХ для проведения плановых проверок Гоструда

Критерий оценки

СХ с высокой степенью риска

СХ со средней степенью риска

1

2

3

Наличие задолженности по зарплате

Задолженность по выплате зарплаты более 60 календарных дней (далее – к. д.)

Нарушение сроков выплаты зарплаты от 30 до 60 (включительно) к. д.

Выплата зарплаты на уровне либо ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы (далее – МЗП)

При численности до 50 (включительно) человек, из которых 60 % и более получают зарплату на уровне или ниже МЗП

При численности до 50 (включительно) человек, из которых 45 % и более (до 60 %) получают зарплату на уровне или ниже МЗП

При численности от 51 до 250 (включительно) человек, из которых 45 % и более получают зарплату на уровне или ниже МЗП

При численности от 51 до 250 (включительно) человек, из которых 30 % и более (до 45 %) получают зарплату на уровне или ниже МЗП

При численности 251 и более человек, из которых 30 % и более получают зарплату на уровне или ниже МЗП

При численности 251 и более человек, из которых 15 % и более (до 30 %) получают зарплату на уровне или ниже МЗП

Несоответствие количества работников СХ объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг)

Наемных работников недостаточно для существующего объема производства (работ, услуг)

Нарушение требований законодательства о труде

По результатам последней плановой/внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде с признаками преступлений, предусмотренных ст. 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины от 05.04.01 г. № 2341-III (далее – УК)

По результатам последней плановой/внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, по которым должностные лица привлекались к административной ответственности

Наличие расхождений между фактическими показателями численности работающих и зарплаты и показателями отчетности, поданной в органы государственной власти

Расхождения между фактическими показателями и показателями отчетности составляют 10 % и более

Расхождения между фактическими показателями и показателями отчетности составляют более 4 % (до 10 %)

К СХ с незначительной степенью риска относятся все остальные, кто не отнесен к СХ с высокой и средней степенью риска.

Периодичность плановых проверок такова:

  • при высокой степени риска СХ – не чаще одного раза в год;
  • при средней – не чаще одного раза в два года;
  • при незначительной – не чаще одного раза в пять лет.

Обратите внимание: инспектор имеет право начать проверку только после предъявления направления и служебного удостоверения.

На время проверки инспектору необходимо предоставить:

  • надлежащим образом оборудованное рабочее место;
  • право пользования телефонной связью, множительной техникой, а также другими услугами технического характера, которые необходимы для реализации его полномочий, а также оформления материалов проверки;
  • возможность общения с наемными работниками СХ (при необходимости – получения письменных пояснений).

Оформление результатов проверки. После завершения проверки составляется акт по форме, утвержденной Приказом № 390. Акт представляет собой большую таблицу с вопросами, которые интересуют проверяющих в ходе проверки (со ссылками на нормы КЗоТа и других нормативных актов, выполнение которых подлежит проверке).

Выявленные нарушения отражаются в акте проверок, на основании которого выносятся предписания по их устранению и принимаются меры по привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с действующим законодательством (см. ниже).

Ответственность за нарушение трудового законодательства

За несоблюдение норм законодательства о труде и об охране труда к предприятиям, их должностным лицам, предпринимателям применяется финансовая, административная и уголовная ответственность.

Финансовая ответственность. Постановление о применении штрафных санкций выносится органами Гоструда. Форма постановления о наложении штрафа утверждена Приказом № 67. Уплата штрафа не освобождает правонарушителя от необходимости устранения нарушений законодательства о труде. Перечень правонарушений и размер штрафов, которые могут быть применены к СХ, приведем в табл. 2.

Таблица 2. Финансовые санкции


п / п

Суть нарушения

Размер штрафа

Норма КЗоТа

1

2

3

4

1

Фактический допуск к работе без оформления трудового договора (контракта)

30 МЗП*
(за каждого работника, относительно которого совершено правонарушение)

Ч. 2 ст. 265

2

Оформление работника на неполное рабочее время в случае, когда фактически он работает полное рабочее время, установленное на предприятии

3

Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

4

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем на 1 месяц либо выплата не в полном объеме

3 МЗП

5

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

10 МЗП
(за каждого работника, относительно которого совершено правонарушение)

6

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных Законами № 1975, № 2232, № 3543

7

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме приведенных выше

1 МЗП

* МЗП, установленная законом на момент выявления правонарушения.

Административная ответственность. К должностным лицам СХ могут быть применены меры административного воздействия, предусмотренные Кодексом Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее – КУоАП) (см. табл. 3).

Обратите внимание: админштраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления (ст. 38 КУоАП).

Таблица 3. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства


п / п

Суть нарушения

Размер штрафа

Норма КУоАП

1

2

3

4

1

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, зарплаты, выплата их не в полном объеме

От 30 до 100 НМДГ
(от 510 до 1 700 грн.)

Ч. 1 ст. 41

2

Нарушение установленных Законом № 393 сроков предоставления работникам, в т. ч. и бывшим, по их требованию документов об их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физлица-предпринимателя, которые необходимы для назначения пенсии (о стаже, зарплате и т. д.)

3

Предоставление указанных выше документов с недостоверными данными

4

Нарушение срока аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения

5

Другие нарушения законодательства о труде

6

Повторное в течение года совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 41 КУоАП

От 100 до 300 НМДГ
(от 1 700 до 5 100 грн.)

Ч. 2 ст. 41

7

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 41 КУоАП, допущенное в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца или матери либо лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет либо ребенка-инвалида

8

Фактический допуск к работе без оформления трудового договора (контракта)

От 500 до 1 000 НМДГ
(от 8 500 до 17 000 грн.)

Ч. 3 ст. 41

9

Допуск к работе иностранца или лица без гражданства, а также лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов о решении вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без наличия разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства

10

Повторное в течение года совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 41 КУоАП

От 1 000 до 2 000 НМДГ
(от 17 000 до 34 000 грн.)

Ч. 4 ст. 41

11

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, кроме нарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 41 КУоАП

Для работников – штраф в размере
от 4 до 10 НМДГ
(от 68 до 170 грн.);
для должностных лиц предприятия и физлиц-предпринимателей –
от 20 до 40 НМДГ
(от 340 до 680 грн.)

Ч. 5 ст. 41

12

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве

От 20 до 50 НМДГ
(от 340 до 850 грн.)

Ч. 6 ст. 41

Уголовная ответственность. Меры наказания в виде уголовной ответственности применяются к должностным лицам СХ на основании норм УК (см. табл. 4). Применяет наказание суд путем вынесения приговора. 

Таблица 4. Уголовная ответственность за нарушения в сфере трудового законодательства


п / п

Суть нарушения

Санкция (размер штрафа или иная мера)

Норма ук

1

2

3

4

1

Незаконное увольнение работника по личным мотивам или из-за того, что он сообщил о нарушении требований Закона № 3206

Штраф в размере
от 2 000 до 3 000 НМДГ
(от 34 000 до 51 000 грн.)
либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет, либо исправительные работы сроком до 2 лет

Ч. 1 ст. 172

2

Другое грубое нарушение законодательства о труде

3

Те же действия, совершенные повторно либо в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери либо лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет либо ребенка-инвалида

Штраф в размере
от 3 000 до 5 000 НМДГ
(от 51 000 до 85 000 грн.)
либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 5 лет, либо исправительные работы сроком до 2 лет, либо арест сроком до 6 месяцев

Ч. 2 ст. 172

4

Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным лицом путем обмана или злоупотребления доверием, либо принуждение к выполнению работы, не обусловленной трудовым соглашением

Штраф в размере
до 50 НМДГ
(до 850 грн.)
либо лишение право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 173

5

Те же действия, совершенные относительно гражданина, с которым заключено соглашение о его работе за пределами Украины

Штраф в размере
от 50 до 100 НМДГ
(от 850 до 1 700 грн.)
либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 173

6

Необоснованная невыплата зарплаты, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения либо организации независимо от формы собственности*

Штраф в размере
от 500 до 1 000 НМДГ
(от 8 500 до 17 000 грн.)
либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет

Ч. 1 ст. 175

7

Те же действия, совершенные вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты зарплаты, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат*

Штраф в размере
от 1 000 до 1 500 НМДГ
(от 17 000 до 25 500 грн.)
либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет

Ч. 2 ст. 175

* Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к ответственности выплатит зарплату, стипендию, пенсию или другую установленную законом выплату (ч. 3 ст. 175 УК).

Выводы

Проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда может проводить Гоструда и ее территориальные органы.

Проверки бывают плановые и внеплановые.

СХ, нарушающему нормы трудового законодательства, грозит финансовая, административная и в определенных случаях уголовная ответственность.

О последних изменениях по этому вопросу читайте:

Оплата труда и ответственность за нарушение трудового законодательства - 2017.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Проверки соблюдения трудового законодательства