• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Проверки контролирующими органами: что должен знать субъект хозяйствования

30.07.2018 3006 1 5

Где заканчивается мораторий

Любому субъекту хозяйствования (далее – СХ), будь то предприятие или предприниматель, важно знать основные правила, касающиеся проверок. Ведь какую бы деятельность он не осуществлял, рано или поздно ему придется столкнуться с проверяющими. Поэтому нужно обязательно изучить свои права и обязанности: в каких случаях можно не допускать проверяющих, чем грозит незаконный недопуск к проверке и т. д. Все важные вопросы о проверках, которые чаще всего возникают на практике, мы рассмотрим в этой консультации.

Нас предупредили о проведении проверки. Как понять, какими нормативными документами руководствуется тот или иной контролирующий орган, где можно получить такую информацию?

Основной нормативный документ, которым руководствуются почти все контролирующие органы, – Закон № 877. Именно этот документ определяет правовые и организационные основы, принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия проверяющих, права и обязанности СХ и т. д.

В ст. 2 Закона № 877 определена сфера его действия. Все государственные органы, которые контролируют хозяйственную деятельность, можно разделить на три категории:

  • органы, на которые распространяется действие Закона № 877, нормами которого они обязаны руководствоваться прежде всего при проверках;
  • органы, на которые Закон № 877 распространяется только частично. То есть они проводят проверки согласно этому Закону, но с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах, а также международными договорами. Перечень таких органов приведен в ч. 4 ст. 2 Закона № 877. К ним, например, относятся органы ГФС, чьи проверки регулируются НК, а также органы Гоструда, которые при проверках руководствуются нормами КЗоТа и других законодательных и подзаконных актов (подробнее о проверках ГФС и Гоструда см. на «Налоговые проверки: правила, нюансы, секреты», «Все о проверках трудового законодательства»);
  • госорганы, на которые Закон № 877 вообще не распространяется, Деятельность этих органов регламентируется специальным законодательством. Их перечень можно найти в ч. 2 ст. 2 Закона № 877. В него включены, к примеру, Антимонопольный комитет – орган, контролирующий соблюдение законодательства о защите экономической конкуренции, и Госаудитслужба – орган, осуществляющий контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы